Александр Адабашьян — биография
Александр Адабашьян — актер, кинорежиссер, художник-постановщик, кинодраматург. Талант и профессионализм этого выдающегося человека привели его к званию заслуженного деятеля искусств России, награждению Государственной премией Казахской ССР.
Ранние годы
Александр Адабашьян родился в столице в послевоенное время, 10 августа 1945 года. Будучи армянином по национальности, все же не выучил родного языка. Родители в воспитании сына придерживались традиций русской культуры. Мама работала учителем немецкого языка, отец трудился инженером, а позже возглавил отдел в министерстве.
Александр учился в специальной школе, где изучал французский язык по углубленному курсу. Выпускники этого престижного учебного заведения становились чаще всего дипломатами. В этом же образовательном учреждении училась актриса Татьяна Друбич, с которой судьба не раз сталкивала художника на съёмочной площадке.
Во время школьной поры Адабашьян с большим желанием посещал театральную студию и принимал участие в постановках на французском языке. Главным увлечением для школьника было рисование: Саша учился с твёрдым убеждением, что по окончании школы поступит в Строгановское училище.
Однако первая проба оказалась неудачной, поэтому Александру пришлось устроиться в проектный институт и устроиться на работу. В вечернее время он проводил на подготовительных курсах. Через год юноша повторил попытку и был зачислен на первый курс.
Первая летняя практика была проведена на съемках фильма «Спокойный день в конце войны». Эта картина была дипломной работой Никиты Михалкова, а Александр Артемович придумывал декораций. Влияние Никиты Сергеевича не прошло бесследно для друга, и Адабашьян и приступил к работе в кино.
Сценарист и режиссер
В творческом тандеме с Никитой Михалковым Александр создал несколько сценариев к фильмам: «Пять вечеров», «Неоконченная пьеса для механического пианино» и др. Картину «Как два крокодила» считают одной из самых удачных, она была удостоена номинации «Золотой глобус».
Творческая биография Александра Артемовича взяла новый виток с 1990 года, когда он попробовал себя в роли режиссёра во Франции. Профессиональный художник сам отзывался о первом опыте как о большой авантюре. Французы предложили ему написать сценарий к фильму «Мадо, до востребования», но результат очень отдалённо перекликался с романом-источником, созданным Симоной Арес.
Драматург, несмотря на отсутствие опыта, взялся за работу всей душой. На вопросы отвечал эмоционально и красочно, поэтому продюсеры предложили ему заняться и съемками фильма. Картина превзошла все ожидания: несколько призов Каннского и Равеннского кинофестивалей, номинация на премию «Сезар» лишь подтверждали талант молодого сценариста и режиссёра.
В 1997 году в Мариинском театре Адабашьяном была поставлена опера «Борис Годунов», которую с восторгом встречали на четырёх континентах. Позднее постановка «Хованщина» была перенесена из петербургского театра в итальянский «Ла Скала». В 2002 году зрители получили возможность увидеть детектив Бориса Акунина «Азазель». Автор тщательно выбирал режиссёра, и из огромного числа претендентов предпочтение отдал Адабашьяну.
Одной из последних работ 2010-х годов в команде с Никитой Михалковым стала картина «Солнечный удар», снятая по одноимённому рассказу Ивана Бунина и повести «Окаянные дни». Изначально работать над сценарием было предложено Владимиру Моисеенко, но в связи с его преждевременным уходом, Михалков продолжил разработку сценария в тандеме с Адабашьяном. В этом проекте Александр Артемович предстал и как актёр, исполнив эпизодическую роль фотографа.
Далее Адабашьян сотрудничал с режиссером Анной Чернаковой, в соавторстве с которой было выпущено два фильма для детской аудитории: первый основан на совместной книге «Хрустальный ключ, или Жили-были мы», второй «Про Лёлю и Миньку» был снят с опорой на рассказы Михаила Зощенко.
Карьера актера
Попробовать себя в качестве актёра Александру удалось в 1974 году, во время работы над фильмом Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Будучи декоратором, Адабашьян засветился в эпизодическом кадре.
Чаще всего роли актёра, не отличающегося выдающимся ростом (163 см), в кино не были масштабными, но из большого числа эпизодических образов выделяется персонаж дворецкого Джона Бэрримора из приключений Шерлока Холмса. Коронной фразой героя стала реплика «Овсянка, сэр!». Съёмки серий о собаке Баскервилей проходили весело и в приятной атмосфере. По словам актёра, ассистентка, которая готовила кашу «английских аристократов», делала это так вкусно, что овсянку съедали до того момента, как звучала команда «Мотор!».
Со временем фильмография художника и сценариста пополнялась ролями второго плана. В экранизации всемирно известного романа «Мастер и Маргарита» Адабашьян мастерски представил роль Михаила Берлиоза. Ещё одной важной частью работы актёра являются фильмы для детей вопреки тому, что прокат подобных картин не слишком востребован в стране.
Интересуется подобной тематикой актёр не просто так: сам он воспитывает семерых внуков, которых трудно заставить смотреть что-то, кроме американских фильмов. Исполняя роли в проектах для детей («Собачий рай», «Жили-были мы»), актёр пытается положительно воздействовать на подрастающее поколение.
Небольшой перерыв в актёрской карьере продолжился до 2019 года, а затем Александр взялся за несколько проектов. Он исполнил роль Стасика, уже пожилого, но изо всех сил молодящегося человека, в комедийном фильме «Дипломат». Роль второстепенного плана была осуществлена в трагикомедии «Оппозиционер».
В 2021 году в паре с Анной Чернаковой Адабашьян завершил написание сценария для фильма «Катя-Катя», повествующего о буднях двух юных Катерин. Молодость одной протекает в 1942 году, другая живёт в XXI веке. В своих интервью актер и сценарист не раз говорил, что сегодня очень невыгодно создавать фильмы для детей и подростков, но он все же верит, его детские работы обязательно отыщут своего зрителя.
Когда на телевизионных экранах стартовал документальный фильм о съёмках Шерлока Холмса и доктора Ватсона, режиссер приоткрыл зрителям завесу съёмочного процесса, рассказав о кастинге, смешных моментах и других тонкостях.
Семья
В личной жизни артиста состоялось два брака. С первой супругой Мариной Лебешевой (родной сестрой кинооператора Павла Лебешева) роман завязался в глубокой молодости. Молодожены прожили в счастье и гармонии всего три года. Спустя это время супруги актёра не стало. В момент смерти жены Адабашьян работал на съёмках «Рабы любви», поэтому рядом его не оказалось. Совместных фото супругов в Сети нет.
Через некоторое время в жизни артиста наметилась светлая полоса. Случилось знакомство со второй избранницей Екатериной Шадриной, работавшей ассистентом художника. Брак с ней длится до сей поры. Супруги считают себя вполне счастливыми, за время семейной жизни они воспитали двух дочерей, а сейчас радуются семерым внукам.
Художник давно называет себя отсталым от жизни и не посещает тусовки и массовые мероприятия. Праздники он предпочитает проводить в кругу семьи и близких, чаще всего местом встречи является дача актёра в Загорянке, где можно почувствовать себя обычным человеком и ходить в валенках по снегу.
Александр Адабашьян сегодня
В 2020 году на телеканале «Культура» в проекте «Монолог в 4 частях» актёр и сценарист рассказал о значимых моментах в биографии и поведал о детстве, пришедшемся на послевоенное время.
В 2022 в фильмографии актёра случилась главная роль в трагической комедии «Родители строгого режима», где его женой стала Алиса Фрейндлих, внук которой выступал как режиссер картины.
Введенные против страны санкции Адабашьян рассматривает как возможность изменить многое в нашу пользу.
К созданию фильма «Катя-Катя» на патриотическую тематику режиссера подтолкнула сложившаяся ситуация.
Интересные сведения
- Талант Адабашьяна как рисовальщика проявился с первых же работ. Но помимо декораций, он разрабатывал дизайн интерьеров. Художником были оформлены рестораны Антона Табакова: «Обломов», «Грибоедов», «Антонио».
- В 2004 году невысокий рост актёра позволил ему примерить запоминающийся и неординарный образ звездочета Фура в шоу «Форт Боярд».
- В течение нескольких лет Александр занимался и преподавательской деятельностью, читая лекции по режиссуре и созданию сценариев.
Избранная фильмография
- Мадо, до востребования
- Пять вечеров
- Несколько дней из жизни И. И. Обломова
- Очи чёрные
- Азазель
- Отцы и дети
- Собачий рай
- Король и Шут