Александр Борисов – известный советский театральный и киноактер, певец, сценарист, режиссер. Четыре раза награжден Сталинской премией, получил также Государственную премию РСФСР им.Станиславского. В 1951 году стал Народным артистом СССР, в 1985-м получил золотую звезду Героя Социалистического Труда, в 1975-м и 1981-м артисту вручили ордена Ленина.
Судьба Александра Борисова мало чем отличалась от судеб миллионов советских людей, тех, кто с раннего детства знал, что такое голод, холод, разруха, военные и послевоенные тяготы. Но было и одно отличие, причем достаточно веское, он был талантливым артистом, доказавшим всем, что, даже родившись в бедной семье, можно достичь вершин славы и всенародной любви. Настоящая слава пришла к нему после выхода картины «Верные друзья», где Александр спел одну из самых популярных своих песен – «Что так сердце растревожено…».
Родился Александр Борисов в Петербурге 18 апреля 1905 года, когда за окнами во всю бушевала первая русская революция. Родители жили очень бедно, перебивались с хлеба на воду. Мама прачка, отец – кухонный работник, зарабатывали гроши, которых едва хватало на то, чтобы купить продукты. Возможно, благодаря трудностям, которые Александру пришлось преодолевать с ранних лет, он вырос бойцом с железным характером. Главное, мальчик понимал, что только трудом можно достичь определенных высот. Ни о каком хорошем образовании Саши речь не шла, на заработанные родителями гроши можно было едва стягивать концы с концами. Однако благодаря своему «пролетарскому» происхождению Борисов достиг впоследствии невероятных высот. Октябрьская революция не только не нарушила его планы и смелые мечты, наоборот, помогла воплотить их в жизнь, так как перед выходцами из самых низов были открыты любые двери любого учебного заведения. Были у них льготы и при приеме на работу.
Молодому человеку очень хотелось хоть как-то проявить свой талант, поэтому он не пропускал ни одного любительского спектакля, где можно было блеснуть перед зрителем. Эти постановки были очень модными в 30-х годах 20-го века. Площадкой для доморощенных артистов служили дворы, дома культуры и даже чердаки. Все, кто мало-мальски пел или лицедействовал, пользовались популярностью и авторитетом у зрителя. Кроме удовольствия выходить на сцену, артисты получали небольшой гонорар.
Александр Борисов учился в студии Ленинградского академического театра, которую окончил в 1927-м. До поступления он выступал в том же театре, но это были просто любительские постановки. Александру посчастливилось учиться у легендарного педагога – Ю.М. Юрьева, который познакомил самобытного артиста со своей особенной манерой исполнения, заключавшейся в полной отдаче, понимании и воплощении психологии своего героя, будь то на экране или на сцене.
За Ленинградской театральной школой до сих пор сохранилось звание лучшей на всей территории России. Студентов учили осознавать особенности своего образа до конца, учитывать каждую деталь и органично вживаться в характер персонажа. Педагоги хотели донести до студентов мысль, что в роли нет ничего второстепенного, важно все – одежда, особенность речи персонажа, манера передвигаться и говорить, это все должно быть гармонично собрано воедино. Борисов впитывал новые знания подобно губке, относился к учебному процессу со всей ответственностью. Это помогло ему в его творческой биографии, которая развивалась настолько успешно, что вскоре молодой артист получил звание Народного артиста, множество правительственных наград, ведущие роли в кинематографе и театре.
Спустя год после окончания театральной школы-студии, Александра зачислили в штат Ленинградского академического театра. Это было начало его творческого пути, длившегося всю жизнь, в результате которого появился тот Борисов, которого знали все в СССР – популярный артист и певец. Он остался верен своему Академическому театру, которому не изменил ни разу за всю жизнь. Казалось, что сами стены этого театра наделены какими-то магическими свойствами, своеобразной аурой, которая способствовала творческому взлету не одному актеру, а целой плеяде молодых талантов. Александр Борисов отдал этим подмосткам свыше 60-ти лет.
Прошло всего два года, как Борисов переступил порог Академического театра, а ему уже предложили сыграть заметную роль в постановке режиссера А. Афиногенова «Чудак». Александру удалось на удивление органично перевоплотиться в энтузиаста и поэта Бориса Волгина. Не менее интересными стали и другие роли актера, последовавшие одна за одной. Борисов сыграл бойца Степана в спектакле режиссера Б. Чибисова «Победители», примерил на себя классические образы из произведений Николая Островского – Гаврилу из «Горячего сердца» и Аркашу Счастливцева из постановки «Лес». Актер обладал удивительной способностью играть роли, являющиеся прямой противоположностью друг другу, пластичностью характера, которая пришлась по душе миллионам его поклонников и строгим критикам.
Артист отдавался любимому делу полностью, без остатка. Казалось, что он не играет, а просто живет, страдает и любит на сцене. В труппе театра были исключительно молодые талантливые артисты, Александр Борисов стал одним из них. На подмостках этого театра Александр не только состоялся, как артист, он нашел и свое счастье в личной жизни. Свою супругу Ольгу Бибинову молодой человек встретил именно там, они вместе гастролировали, и достаточно быстро поняли, что просто созданы друг для друга.
Спустя много лет после смерти Борисова, Ольга скажет, что для нее это была любовь с первого взгляда, ее пленил чувственный голос ее будущего супруга, проникший в душу и разбудивший в ней дремавшие до этого чувства. В советские времена не принято было выставлять напоказ свою личную жизнь, поэтому подробности семейной жизни двух артистов остались «за кадром».
После первых же сыгранных ролей в театре, режиссеру стало понятно, что в труппе появился самородок, невероятно талантливый и трудолюбивый. Коллег по театру он «брал» своей непосредственностью, легкостью перевоплощения в любой, даже самый сложный, образ. А еще Борисов был интеллигентным и лиричным молодым человеком, что очень редко встречается среди людей его круга, выходцев из бедных семей. Борисов обходил стороной театральные распри, ему претила борьба за роль. Каждую свою работу актер стремился выполнять с полной самоотдачей, не подразделяя своих персонажей на главных и второстепенных. Александр был уверен, что каждую роль нужно играть с полной выкладкой, так, чтобы зритель запомнил не только ключевых героев, но и малозаметных, тех, на которых обычно никто не обращает внимания.
До 1937 года Борисов всего себя отдавал родным подмосткам. В этом театре он сыграл Юродивого в «Борисе Годунове», Петра из постановки «Лес», Мелузова в «Талантах и поклонниках» по Островскому.
В 20-х годах прошлого века Александринскому театру пришлось придерживаться курса, продиктованного советской властью. Может быть поэтому, в репертуаре театра преобладали в основном темы о революционерах, партийной номенклатуре, а также о достижениях и успехах недавно появившегося коммунистического строя. Борисов, так же, как и другие актеры, играл роли в этих постановках, но, как говорили очевидцы, этим актерам под силу была любая роль, даже откровенно политизированная. Александр очень органично смотрелся в роли закоренелых политработников, он делал их более человечными что ли, со своими особенностями и живым характером.
В 1941 году жизнь миллионов людей разделилась на «до и «после». Грянула Великая Отечественная война, принесшая много горя и страданий советскому народу. Не обошла она и семью известного актера Борисова. Супруга с детьми на то время были на Селигере, поэтому весть о начале великого противостояния дошла до них только в июле 1941 года. Спустя много лет, сын Александра, Касьян Бибинов поделится своими воспоминаниями о возвращении в родной Ленинград, о том, как им с мамой удалось сесть в последний поезд, как их постоянно бомбили фашистские самолеты. Борисов ждал семью в городе на Неве, его в то время назначили начальником гражданской обороны.
В самом начале войны Борисов получил в подарок от своего близкого друга – композитора В.Седого новую композицию под названием «Играй, мой баян». В исполнении Александра она приобрела особое звучание, искреннее, щемящее, пришлась по душе миллионам советских людей. Спустя некоторое время песня полилась из всех репродукторов, ее напевали солдаты перед боем, не зная, вернутся ли из него живыми.
В августе 1941-го Борисова и его семью эвакуировали в Новосибирск. Туда же уехал и его родной театр. Александр не мог оставаться в стороне от войны, ему просто необходимо было чувствовать себя нужным людям, бойцам, находящимся на передовой. Вместе со своим товарищем Владимиром Адашевским Борисов придумал радиопередачу, получившую название «Огонь по врагу». Выдуманные ими персонажи – два разведчика, возвращающиеся с боевого задания, шутливо, в форме частушки, рассказывали всю обстановку на фронтах. Саркастические стишки использовались артистами для высмеивания врагов и прославления подвига советского солдата. Слушателям пришлись по душе эти двое неунывающих разведчика, они наивно полагали, что это реальные бойцы, а не вымышленные персонажи. Разведчикам писали письма из разных уголков страны, интересовались их семьей и боевыми буднями. Борисов и Адашевский часто включали в свой гастрольный репертуар именно эти сценки с необычным дуэтом.
После победы Академический театр вернулся в родной Ленинград, Александр снова блистает на знакомых до боли подмостках. Артисту доверяют самые сложные и значимые роли в репертуаре театра. В постановке «Как закалялась сталь» Александр перевоплотился в Павла Корчагина, в спектакле «Великий государь» артисту доверили образ царевича Федора. Заслуги популярного артиста оценили верха, и в 1947-м он стал лауреатом Сталинской премии, означающей самую высокую степень доверия и почета.
Александр Борисов дебютировал в кинематографе в конце 30-х годов. Его первой работой в кино стала картина «Днепр в огне», снятая режиссером Чеславом Сабинским. Роль оказалась второстепенной, да и к тому же, лента до наших дней не сохранилась. Через год артист получил новую роль – Назарки в фильме «Друзья». На съемочной площадке молодой артист встретился с Н.Черкасовым, Б.Бабочкиным и другими известными актерами.
В годы войны Борисов не снимался в кино, вернулся на экраны только после победы, в 1948 году. Но его герои по-прежнему были со второго плана, и это не приносило никакого морального удовлетворения. Все изменилось в ближайшее время, Борисову предложили роль, которая стала самой важной в его творческой биографии. Артиста позвали на съемки картины «Академик Иван Павлов», причем режиссер доверил Борисову роль главного героя – академика Павлова. Мало того, что имя Александра Борисова прогремело на всю страну, он получил за работу в этом проекте несколько престижных премий. Лента посвящена биографии одного из величайших русских ученых, который изучал высшую нервную деятельность человека.
В 50-е годы прошлого века было модно снимать картины в биографическом направлении. По этой причине вслед за «Академиком Иваном Павловым» Борисов сыграл множество персонажей, чьи имена навеки останутся в истории нашего государства. Александр получил роль в фильме о Александре Попове, в котором ему довелось стать ближайшим помощником ученого Рыбкина. Но больше всего зрителям запомнилась лента о композиторе Модесте Мусоргском, которого и сыграл Борисов. Песни, которые он пел в картине, быстро получили всесоюзную популярность.
В творческой биографии любого известного артиста есть фильм или постановка, принесшая ему настоящую славу, и соответственно, роль, которая сделала из него знаменитость. Такой лентой для Борисова стали «Верные друзья» 1950 года выпуска. По сюжету три взрослых человека, сохранивших мальчишечью душу, решили воплотить в жизнь свою детскую мечту. Картина приобрела невероятную популярность в СССР, стала своеобразной визитной карточкой артиста, число его поклонников выросло в разы. На протяжении нескольких десятков лет эта лента была самой просматриваемой на территории Советского Союза. С не меньшим интересом ее смотрят и сегодня, особенно старшие члены семьи.
Популярность фильму во многом обеспечили две композиции – «Что так сердце растревожено…» и «Плывет, качаясь, лодочка», прозвучавшие в ленте в исполнении Борисова. Еще в годы молодости музыка была одним из его увлечений, артист обладал отличными вокальными данными, о которых слагали легенды. Нельзя сказать, что у него были сильный оперный голос, нет, но Борисов «брал» интонацией и эмоциональностью, и у него это неплохо получалось. После проката картины Борисова буквально засыпали письмами, приходившими из самых отдаленных уголков страны. И дело было не только в прекрасном исполнении песни, но и в том, что он сыграл одного из трех друзей, влюбленного, но расставшегося со своей девушкой много лет назад из-за досадного недоразумения. В его облике перед зрителем возникал идеальный советский мужчина, влюбленный, и не скрывающий своих чувств.
Эта лента не пополнила список так называемых «шедевров», созданных в духе социалистического реализма, режиссер равномерно дозировал идеологические задумки, «разбавил» их прекрасным юмором и элементами мелодрамы. Много значил и выбор артистов, сыгравших ключевых героев. По мнению режиссера, Александру Борисову, Василию Меркурьеву и Борису Чиркову удалось превратить эту ленту в настоящий шедевр. Все актеры были известными, их любила публика. К сожалению, эта лента оказалась единственной, где снималось это невероятное экранное трио.
После такого головокружительного успеха в кино Александр Борисов снова вернулся в родной театр, где продолжал играть в основном репертуаре. Многое из того, что он воплотил на сцене, потом экранизировали.
Несмотря на колоссальный успех у зрителя, Борисов решил, что ему этого мало. Он пробует свои силы в режиссуре. В 1960-м он стал автором сценария и режиссером экранизации романа «Кроткая», Федора Достоевского. Через два года Борисов снял еще одну ленту – «Душа зовет», на этот раз в соавторстве с М.Руфом.
Кроме этого артист продолжал сотрудничество с кинематографом, играл колоритных и запоминающихся, (хоть и не главных), персонажей во многих картинах. Он появился на экране в фильмах «Максим Перепелица», «Следы на снегу», «Мать», «Пучина» и других.
Борисов стал частым гостем на телевидении, исполнял песни и частушки, детские сказки.
Несмотря на возраст, артист не уходил из театра. Последний раз он появился в эпизоде картины «Россия молодая», вышедшей на экраны в 1982 году. 12 мая того же года артиста не стало. Местом его упокоения стало Волковское кладбище, рядом с композитором и другом детства В.Седовым.
Александр Борисов воспитывался в питерских музыкальных традициях, предполагающих вдумчивую игру. Он обладал не только даром перевоплощения, но и отличным вокалом, потрясающим и завораживающим. Режиссеры часто использовали этот момент, к примеру, в картине «Мусоргский» наиболее полно раскрылся певческий талант артиста.
Особенность кинематографа в том, что он позволяет сохранить в памяти не только образы, но и песни, звучащие в фильме, тонкости их исполнения. Именно Борисов обеспечил успех картине «Верные друзья», ведь его непревзойденное мастерство исполнения песен обогатило эту ленту, привлекло к ней внимание миллионной армии зрителей.
Благодаря чувственному голосу и романтическим ролям, за Борисовым закрепилось звание секс-символа СССР.
Комментарии
Обаятельнейший мужчина. Хоть я и не старшее поколение, но обожаю Александра Борисова. Поросто влюблена в этого несравненного актёра и, наверняка, прекрасного человека.
Вы правы: удивительный актёр.
Да, актер от природы. Сейчас нет, ну нет артистов с таким шармом!
Поёт замечательно !