Александр Молочников

Александр Молочников — биография


Александр Молочников — российский актёр театра, кино и телевидения, режиссёр театра и кино, сценарист. Он известен своими ролями в различных театральных постановках и кинопроектах, а также работой как режиссёр и сценарист.

Детство и юность

Александр Молочников родился и вырос в Санкт-Петербурге в семье с еврейскими корнями. Его отец преподавал математику в Аничковом лицее — именно там учился сам Александр. Учёба давалась ему непросто: единственными предметами, по которым он стабильно получал положительные оценки, были история и литература. Эти гуманитарные дисциплины стали для него точкой опоры в среде, где требовались академические успехи.

Среда, в которой формировался будущий артист, имела ярко выраженный интеллектуальный и аристократический характер. Окружение Молочникова отличалось высокой культурной планкой и тягой к жизни вне социальных и семейных шаблонов. Это повлияло на его мировоззрение и личные ориентиры. В дальнейшем он не стремился к бытовой стабильности, не видел смысла в спешке с созданием семьи или приобретением недвижимости. Его образ жизни был по-артистически легкомысленным: например, в течение нескольких лет в его квартире из мебели стояла только кровать, а паспорт он стабильно терял раз в год.

Александр Молочников в молодости

Родители Александра развелись, и в детстве он вместе с матерью, журналисткой, переехал на несколько лет в США. Они жили в Джерси-Сити — городе с высоким процентом мигрантского населения. В местной школе Саша оказался единственным учеником с белой кожей, что создавало для него психологические трудности. Тем не менее, он вспоминал это время как ценное: опыт жизни в другой культуре стал для него важной частью личностного роста.

Отец Молочникова остался в Санкт-Петербурге, где в дальнейшем создал новую семью. У Александра появилась сводная сестра.

Первые шаги к театру

Интерес к искусству проявился у Молочникова рано. Он с юмором вспоминал, что в 11 лет посмотрел фильм Ким Ки Дука «Письмо без адреса» — и с тех пор не был уверен в устойчивости своей психики. В подростковом возрасте его внимание привлекло авторское кино, а в театре он особенно тянулся к экспериментальным постановкам. Уже тогда у него было своё мнение о сценических работах, и он не стеснялся критиковать даже признанных мастеров.

Александр Молочников

После окончания лицея Александр поступил в ГИТИС на актёрско-режиссёрский факультет. Его педагогом стал известный театральный режиссёр Леонид Хейфец. Во время вступительных экзаменов Молочников проявил юношескую самоуверенность, заявив, что поступает к Хейфецу ради возможности учиться у Сергея Женовача, поскольку был впечатлён его постановкой «Мальчики». Эта откровенность лишь подчеркнула творческую дерзость, которая станет его отличительной чертой в будущей карьере.

Начало творческого пути и становление в театре

Александр Молочников начал осваивать сцену ещё в школьные годы — не как зритель, а как участник спектаклей. Он занимался в студии, организованной при Театре комедии имени Н. П. Акимова, где педагоги прививали юным актёрам основы сценического мастерства. Уже тогда он выступал на сценах таких известных театров, как «Балтийский дом» и Театр имени В. Ф. Комиссаржевской. В подростковом возрасте ему довелось работать с признанными мастерами: Ириной Мазуркевич и Анатолием Равиковичем, что стало для него ценным профессиональным опытом на раннем этапе.

После окончания ГИТИСа Молочников оказался востребованным: сразу четыре театра предложили ему сотрудничество. Однако попасть в МХТ имени Чехова оказалось непросто — туда он прошёл только через конкурсный отбор. Его дебют в театре состоялся в спектакле «Каренин», где он сыграл Вронского. За участие в постановке «Новые страдания юного В.» он был удостоен своей первой премии.

Александр Молочников

С режиссёром Кириллом Серебренниковым он сотрудничал в спектакле «Лес», а с Евгением Писаревым — в «Пиквикском клубе». Постепенно Молочников зарекомендовал себя не только как актёр, но и как режиссёр. Его самостоятельные постановки — военная драма в стиле кабаре «19.14» и рок-мюзикл «Бунтари» — вызвали широкий резонанс в театральной среде и закрепили за ним статус одного из наиболее перспективных молодых режиссёров.

Весной 2020 года, когда Россия ввела карантинные меры в связи с пандемией COVID-19, Молочников находился в репетиционном процессе в Театре на Малой Бронной. Он работал над авторской версией «Тараса Бульбы», которую переименовал в «Бульбу. Пир». В этот период он написал в запрещённой в РФ соцсети Facebook, что искусство обязательно вернётся, когда зритель «до боли соскучится» по нему. Эта фраза отражала его веру в силу культуры как объединяющего и исцеляющего начала.

Со временем Александр покинул МХТ, сделав это почти одновременно с Ольгой Хенкиной — бывшей помощницей Олега Табакова. При жизни Табакова Хенкина имела большое влияние и фактически управляла театром в последние годы его болезни. Молочников считался её протеже, что, по неофициальным данным, вызвало недовольство нового художественного руководителя Сергея Женовача. Поговаривают, что именно Женовач настоял на её увольнении, и вслед за этим Молочников также покинул театр.

По словам режиссёра, Женовач даже не присутствовал на его репетициях «Чайки», но с самого начала объявил, что Молочникову не будет позволено ставить в МХТ. Участвовать в театральных интригах Александр не пожелал, однако продолжать работу над спектаклем собирался, пусть и на другой сцене. В результате «Чайка» в МХТ всё же вышла, но уже в постановке литовского режиссёра Оскараса Коршуноваса. Этот эпизод обозначил не только перемены в карьерной траектории Молочникова, но и обострившуюся политику внутри одного из главных театров страны.

Кинокарьера

Параллельно с театральными дебютами Александр Молочников начал активно пробовать себя в кино. Его ранние появления на экране пришлись на мелодраму «Каждый за себя», ситком «Зайцев + 1» и мистический сериал «Закрытая школа». Он также принимал участие в создании новелл, вошедших в новогоднюю комедию «Друзья друзей». Эти роли, как правило, были эпизодическими, но позволили ему наработать экранный опыт и заявить о себе в индустрии.

Александр Молочников в сериале «Закрытая школа»

В числе работ начального этапа — второстепенные роли в криминальной драме «Саранча», молодежном сериале «Студия 17» и телевизионной мелодраме «Жить дальше». Молочников не ограничивался одним жанром и не стремился закрепиться в амплуа: он искал разнообразие в ролях и форматах.

В спортивной драме «Чемпионы», основанной на реальных биографиях российских спортсменов, он сыграл персонажа по имени Саша. Несмотря на второстепенный характер роли, участие в масштабном проекте позволило ему укрепить профессиональные связи. Вместе с ним в фильме снимались такие актёры, как Алексей Чадов, Марк Богатырёв и Татьяна Арнтгольц.

Одной из ярких работ Молочникова стала роль в фильме «Братья Ч» — биографической драме о семье Чеховых, где он исполнил одного из братьев великого писателя. Этот проект выделялся своим необычным подходом к историческому материалу: третий брат, завистник и графоман, был сыгран Артёмом Григорьевым, а главную роль — Егор Корешков.

Александр Молочников в фильме «Братья Ч»

В дальнейшем внимание зрителей привлекли главные роли Александра в триллере «Холодный фронт», детективе «Паук» и сатирической ленте «Пушкин». Он также появился во втором сезоне популярного телесериала «Содержанки», созданного Константином Богомоловым и Дарьей Жук.

Александр Молочников в роли Пушкина

Съёмки трагикомедии «Блокбастер» Романа Волобуева, завершённые в 2017 году, стали очередным значимым этапом для актёра. Там он исполнил роль бойфренда одной из главных героинь, сыгранной Светланой Устиновой. Вместе с ней в проекте участвовала и Анна Чиповская. Работа в фильме, сочетающем жанры социальной сатиры и роуд-муви, позволила Александру продемонстрировать новое актёрское амплуа.

Сам Молочников отмечал, что его профессиональные вкусы не ограничиваются рамками жанра. Он с иронией высказывался о российской киноиндустрии, называя её «заводом», где «рабочие уверены, что делают отличное кино, но на деле — штампуют туфту». Среди фильмов, чьи художественные приёмы и философская глубина остаются для него ориентиром, он называл «Груз 200», «Полёты во сне и наяву» и «Мой друг Иван Лапшин». При этом творчество Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая он не воспринимает вовсе, считая его неактуальным.

Молочников открыто критикует засилье конформизма в актёрской среде. По его словам, многие давно играющие актёры выглядят «неживыми», погрязшими в «уродливых слоях самолюбия». Он сожалел, что в профессиональной среде не нашлось человека, способного стряхнуть с них этот груз и вернуть прежнюю яркость.

Участие в шоу

В 2020 году Александр попробовал себя в телепроекте «Танцы со звёздами», где его партнёршей стала чемпионка Дании по латиноамериканским танцам Анастасия Мельникова. Несмотря на разницу в профессиональном опыте, пара выглядела органично, однако выбыла на пятом конкурсном дне, уступив другим участникам. Решение жюри, в которое входил Николай Цискаридзе, осталось без возражений.

Позднее Молочников принял участие в комедии 2022 года «Орел и решка. Кино». По собственному признанию, он согласился на роль, чтобы отдохнуть от серьёзных проектов и заработать на реализацию новых театральных постановок. Этот выбор был скорее прагматичным, чем творческим. Сам он отметил лишь одну картину, в которой ему действительно было интересно сниматься — «Сбежавшие в Аризону». В остальном Молочников откровенно предпочитает режиссуру и чувствует себя гораздо комфортнее за камерой, чем перед ней.

Режиссура

Режиссёрский дебют Александра Молочникова в полнометражном кино состоялся в 2017 году с абсурдистской комедией «Мифы». Этот проект стал уникальной попыткой объединить звёзд первой величины и раскрыть их в неожидочном, самоироничном ключе. В фильме над привычными образами весело подшутили Фёдор Бондарчук, Сергей Безруков, Иван Ургант, Ксения Раппопорт и Паулина Андреева. Сюжет строился вокруг греческого гражданина, прибывшего в Москву словно современный Одиссей — на самодельном плоту. Этого героя сыграл Яннис Пападопулос. Эпизодическую роль получила и Ксения Собчак, однако в процессе монтажа большая часть сцен с ней была вырезана — режиссёр изменил драматургический вектор картины.

Во время пандемии COVID-19 Молочников экспериментировал с новыми форматами: он предложил коллегам онлайн-репетиции комедийного сериала «Беезумие». Проект объединил таких актёров, как Максим Матвеев, Игорь Верник, Кристина Асмус и Евгений Стычкин. Сериал транслировался исключительно на платформе «КиноПоиск HD», отражая интерес Молочникова к цифровым формам дистрибуции.

«Скажи ей»

13 мая 2021 года в прокат вышел фильм Александра Молочникова «Скажи ей», в котором главные роли исполнили Светлана Ходченкова и Артём Быстров. Сюжет картины был навеян личной историей режиссёра: ребёнок оказывается между двумя родителями, один из которых забирает его в США. Хотя изначально Молочников планировал поставить комедию о приключениях русского эмигранта в Америке, продюсер Тимур Бекмамбетов резко раскритиковал идею. Зато, услышав личные воспоминания режиссёра о детстве в Джерси-Сити, предложил построить фильм на реальных чувствах и переживаниях.

Процесс подготовки оказался долгим: почти год ушёл на подбор актёров и поиск финансирования. Светлана Ходченкова, по словам Молочникова, с самого начала рассматривалась на главную роль. Съёмки стали для неё эмоционально изматывающими — актриса признавалась, что после тяжёлых сцен ей приходилось прибегать к успокоительным.

«Монастырь»

Следующим крупным проектом Молочникова стал сериал «Монастырь», премьера которого состоялась в ноябре 2022 года. Главные роли исполнили Настя Ивлеева — для которой это стала первая драматическая работа — и Филипп Янковский. Режиссёр с благодарностью отзывался о сотрудничестве с Янковским, называя его «героем» и отмечая терпение актёра на съёмочной площадке.

Александр Молочников на съемках фильма «Монастырь»

Однако проект столкнулся с жёсткой цензурой: после выхода первых двух серий онлайн Министерство культуры РФ отказало сериалу в выдаче прокатного удостоверения. Причиной стали претензии со стороны представителей Русской православной церкви, которым был передан материал для экспертизы. По их мнению, сериал оскорблял чувства верующих, что привело к его блокировке в официальном прокате.

Переезд в США

В середине 2022 года Александр Молочников уехал в США. Поначалу он представлял уже завершённые проекты на частных показах, но основной целью было обучение и погружение в новую культурную среду. Он планировал поставить спектакль «Чехов в Челси», но, по собственному признанию, столкнулся с трудностями при поиске инвесторов.

В 2023 году Молочников стал студентом киношколы при Колумбийском университете, одной из самых престижных в США. Наряду с этим он запустил собственные курсы по актёрскому мастерству, выступая уже в роли преподавателя. Этот этап его жизни ознаменовался переходом от формальных успехов к глубокому внутреннему поиску и попыткам заново осмыслить своё место в индустрии и культуре.

Личная жизнь

Александра Молочникова нередко сравнивали с французским актёром Луи Гаррелем — оба совмещают актёрскую и режиссёрскую деятельность, обладают харизмой, эстетическим вкусом и тонким восприятием искусства. При росте 181 см и выразительной внешности он легко мог бы сделать карьеру в модной индустрии, однако сам артист избегает гламура и публичной светской жизни, называя её «мишурой и злом». Внимание к своему имиджу он воспринимает скорее как вынужденную часть профессии, чем как личную потребность.

Главным увлечением Молочникова остаются путешествия автостопом. Он намеренно выбирает маршруты, сопряжённые с бытовыми трудностями и отсутствием комфорта. Так, он пересекал африканский континент всего с 250 долларами в кармане. По его словам, именно такие поездки позволяют на время «очистить голову» от рабочих и бытовых мыслей и глубже понять страны, в которых он оказывается — без посредничества туристических маршрутов и гидов.

Из-за отсутствия подробностей о личной жизни и внешней замкнутости в бытовом плане Молочников не раз становился объектом спекуляций в СМИ. Ходили слухи о его нетрадиционной ориентации, хотя сам он в интервью упоминал о девушке, с которой состоял в отношениях на расстоянии — она жила в Англии, и редкие встречи, по его словам, только укрепляли их симпатию.

Александр Молочников и Екатерина Варнава

Среди приписываемых актёру романов — отношения с Таисией Вилковой, его партнёршей по фильму «Чемпионы». Также обсуждался возможный роман с актрисой Светланой Ходченковой после выхода фильма «Сбежавшие в Аризону». Поклонники не верили, что столь пронзительная экранная игра возможна без реальных чувств, но Молочников утверждал, что они познакомились ближе уже после съёмок и подружились.

Летом 2020 года появились сообщения о близости Александра с Екатериной Варнавой. Пара никак не комментировала слухи, а на вопросы журналистов отвечала шутками. Лишь появление на «Кинотавре» вместе — на премьере его фильма «Скажи ей» — стало своеобразным признанием в публичном статусе. Они действительно жили вместе, но к официальному оформлению отношений подходили без энтузиазма, считая штамп в паспорте формальностью.

Александр Молочников и Екатерина Варнава

Однако в марте 2022 года, по признанию самого режиссёра в интервью Юрию Дудю*, они с Екатериной поженились. Это решение было скорее спонтанным: по словам Александра, после спектакля в гримёрке Варнава предложила узаконить отношения, на что он согласился. Одной из причин стало намерение уехать в США, а также возможное упрощение процедуры получения гражданства для Екатерины. Пара мечтала о рождении ребёнка в Америке.

Тем не менее, в США Молочников отправился один: вскоре после регистрации брака супруги расстались. Несмотря на это, он подчёркивал, что между ними сохранились тёплые отношения и взаимное уважение. В прессе тем временем разгорелась волна домыслов о причине разрыва. В качестве предполагаемых «разлучниц» СМИ указывали Настю Ивлееву, Елизавету Базыкину и других известных женщин, но никаких подтверждений этим слухам не последовало.

Новые отношения

Уже в октябре 2022 года российские СМИ сообщили, что Молочникова заметили в Нью-Йорке в компании Софьи, бывшей жены экс-чиновника и куратора культурных программ Сергея Капкова. Очевидцы утверждали, что пара выглядела счастливой и вела себя непринуждённо.

Позже, в 2023 году, появились сообщения о предполагаемом романе режиссёра с Одессой Рэй — американской документалисткой, на 10 лет старше Александра. Она получила известность как автор резонансных политических фильмов, в том числе ленты об Украине и расследования, связанного с ЧВК «Вагнер». Также Рэй была сопродюсером оскароносного фильма «Навальный» (Алексей Навальный внесён в список экстремистов и террористов в РФ). Журналисты писали, что их отношения длились уже около года.

Александр Молочников и Одесса Рэй

Молочников не комментировал эту связь, однако среди интернет-пользователей возникла версия, что роман с Одессой Рэй мог быть продиктован не только личными чувствами, но и профессиональными амбициями: якобы режиссёр, эмигрировав в США, стремился укрепиться в западной киноиндустрии с помощью влиятельной партнёрши. Впрочем, подобные рассуждения остаются на уровне спекуляций, не получивших официального подтверждения.

В настоящее время

По состоянию на 2025 год Александр Молочников продолжает жить в США и сосредоточен на театральной режиссуре, что стало для него ключевым направлением самореализации за рубежом. Несмотря на смену культурной среды, он сохраняет приверженность к русской классике, интерпретируя её в авторской стилистике, сочетающей традиционные мотивы с элементами постмодернистской игры.

В декабре 2024 года в Тель-Авиве состоялась премьера его постановки «Преступление и наказание» по знаменитому роману Фёдора Достоевского. Спектакль стал первой совместной работой Молочникова с известным израильским театром «Гешер», отличающимся своим многоязычным и мультикультурным подходом. Сам режиссёр охарактеризовал жанр постановки как «страсти и терзания в стиле кабаре», тем самым подчеркнув сочетание психологической глубины и яркой театральной экспрессии. Такой синтез позволил переосмыслить классическое произведение через современную визуальную и музыкальную призму.

Александр Молочников

В начале 2025 года Молочников объявил, что следующим его проектом станет «Чайка» по пьесе Антона Чехова. Постановку он планирует представить весной на сцене одного из нью-йоркских театров. Этот спектакль символически замыкает круг — ранее Молочников уже пытался поставить «Чайку» в МХТ, но тогда проект был остановлен новым руководством. Возвращение к материалу спустя годы и в другой стране приобретает особое значение в контексте его личного и профессионального пути.

Следя за новостями международного кинематографа, Александр также не упустил момента отметить важное событие для русскоязычных артистов за рубежом. Когда стало известно, что Юрий Борисов получил номинацию на премию «Оскар» за роль в фильме «Анора», Молочников разместил в социальных сетях символическое фото Юла Бриннера — российского эмигранта, ставшего лауреатом «Оскара» в 1957 году. Этот жест стал одновременно и напоминанием о преемственности, и отражением личной позиции режиссёра, чуткого к теме культурной идентичности и признания в мировом пространстве.

Избранная фильмография

  • 2013 — Саранча
  • 2014 — Чемпионы
  • 2014 — Братья Ч
  • 2016 — Холодный фронт
  • 2017 — Блокбастер
  • 2019 — Рассвет
  • 2021 — Содержанки 3
  • 2023 — Клипмейкеры

Режиссёр:

  • 2017 — Мифы
  • 2020 — Скажи ей
  • 2022 — Монастырь

Ссылки

Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share