Александр Рогожкин — выдающийся советский и российский кинорежиссёр, сценарист, художник-декоратор и искусствовед, удостоенный звания Народного артиста Российской Федерации.
Александр Владимирович Рогожкин, известный российский кинорежиссер и сценарист, родился 3 октября 1949 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Сведения о его детских годах крайне скудны, однако известно, что его отец, Владимир, получил фамилию Рогожкин от своего отчима, который был командиром в рядах Красной армии.
Свое первое высшее образование Александр Рогожкин получил в Ленинградском государственном университете, где обучался по специальности «историк-искусствовед». В молодые годы будущий режиссер некоторое время служил в органах милиции. В начале 1970-х годов Александр Владимирович трудился художником на Ленинградском телевидении и киностудии «Ленфильм», одновременно получая образование на художественно-графическом факультете Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена.
В возрасте 33 лет Рогожкин завершил обучение во ВГИКе, где занимался в мастерской выдающегося советского режиссера Сергея Герасимова. Во время учебы в этом престижном кинематографическом вузе Александр снялся в короткометражном фильме своего однокурсника Евгения Марковского под названием «Праздник фонарей». В этой картине одну из ролей советских офицеров исполнил Игорь Тарадайкин, впоследствии ставший звездой российского дубляжа. Дипломная работа самого Рогожкина, 29-минутная лента «Рыжая-рыжая», была крайне негативно воспринята его наставником Герасимовым.
Несмотря на это, Александр Рогожкин упорно продолжал идти по избранному пути, совершенствуя свое режиссерское мастерство. Его целеустремленность и талант в конечном итоге принесли свои плоды: Рогожкин стал одним из самых ярких и самобытных представителей российского кинематографа, снискавшим славу основоположника жанра милицейской саги. Его фильмы, отличающиеся острой социальной направленностью, психологизмом и неповторимым авторским почерком, снискали любовь зрителей и признание профессионального сообщества.
Актеры, снимавшиеся в фильмах Александра Рогожкина, неизменно отмечают творческую и дружескую атмосферу, царившую на съемочной площадке. Режиссер всегда был открыт к диалогу, прислушивался к мнению артистов и поощрял импровизацию, что ранее было характерно лишь для работ Леонида Гайдая.
Полнометражным дебютом Рогожкина, получившего образование историка-искусствоведа, стала военная драма «Ради нескольких строчек», посвященная подвигу фронтовых корреспондентов. Главную роль военкора Михаила Егорова исполнил Никита Михайловский, ранее прославившийся благодаря роли школьника Романа в картине Ильи Фрэза «Вам и не снилось…». Второстепенных персонажей – военного шофера Максимыча и безымянного немецкого егеря – сыграли Алексей Булдаков и Виктор Бычков, впоследствии ставшие звездами культовой комедии Рогожкина «Особенности национальной охоты».
Михайловский и Бычков также снялись в трагикомедии режиссера «Мисс миллионерша», вышедшей на экраны в сентябре 1988 года. Однако центральную роль журналиста Геннадия Коваля, которому поручено написать очерк о матери новорожденного миллионного жителя города, на этот раз сыграл Николай Караченцов.
Международное признание пришло к Рогожкину в феврале 1990 года, когда на Берлинском кинофестивале его фильм «Караул» был удостоен приза имени Альфреда Бауэра «за открытие новых путей в киноискусстве». Новаторство режиссера заключалось в создании клаустрофобной атмосферы при помощи движений камеры в вагоне для заключенных и тотального психологического перегруза зрителей.
В мае 1992 года картина Рогожкина «Чекист» вызвала неоднозначную реакцию на Каннском фестивале. Режиссера обвинили в троцкизме, порнографии и некрофилии. Фильм и в самом деле можно описать как беспрерывный многоэтажный конвейер по производству смерти – бесконечную череду расстрелов обнаженных людей.
Всего через три года после выхода шокирующей ленты об ужасах, творимых сотрудниками ГубЧК, Александр Рогожкин представил свой главный хит – «Особенности национальной охоты». Фильм, основанный на охотничьем фольклоре, принес всероссийскую славу не только Булдакову и Бычкову, но и их коллегам – петербуржцу Семену Стругачеву и финскому актеру Вилле Хаапасало. Картина породила множество продолжений, самым удачным из которых считается «Особенности национальной рыбалки», а самым слабым – поспешно выпущенное новогоднее ревю «Операция «С Новым годом!»».
Когда Рогожкин приступил к работе над сериалом «Улицы разбитых фонарей», телевизионное начальство не верило в способность отечественных многосерийных лент конкурировать с западной продукцией. Именно Александр Владимирович сумел переломить эту тенденцию. Милицейская сага принесла всероссийскую известность Алексею Нилову и Александру Лыкову, Сергею Селину и Анастасии Мельниковой. Впоследствии режиссер неоднократно привлекался к созданию отдельных серий проекта «Убойная сила».
Полнометражные картины Рогожкина дважды имели шанс представлять Россию в борьбе за «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Но Элем Климов предпочел военной драме «Блокпост» ленту Александра Сокурова «Молох». Через 4 года вместо «Кукушки», снятой Рогожкиным и повествующей о любовном треугольнике советского офицера, финского снайпера и женщины-саамки, Россия выдвинула на соискание премии Американской киноакадемии «Дом дураков» Андрея Кончаловского.
Александр Рогожкин, чья жизнь была неразрывно связана с кинематографом, дважды связывал себя узами брака. Обе его избранницы также принадлежали к миру кино, что, несомненно, способствовало взаимопониманию и гармонии в семейной жизни.
Первая супруга режиссера, чье имя осталось за кадром, трудилась гримером на съемочной площадке. Именно она подарила Александру Владимировичу единственного родного сына, Константина. Молодой человек, унаследовавший творческие гены отца, избрал стезю архитектора. Среди его работ – престижный бизнес-центр «Сенатор», расположенный на Петроградской стороне Северной столицы. Это здание, сочетающее в себе элегантность и функциональность, стало своеобразным символом нового времени и воплощением таланта Рогожкина-младшего.
Но не только кровные узы связывали режиссера с миром детства. С трехлетнего возраста Александр Владимирович с отеческой заботой и любовью растил пасынка Илью, рожденного его супругой в предыдущем браке с фотографом Леонидом Геркусом. Мальчик даже снялся в эпизодической роли в фильме отчима «Мисс миллионерша», словно приоткрыв завесу над своим будущим. Повзрослев, Илья стал спортивным функционером, но не забывал и о кинематографических корнях. Он помогал Рогожкину в работе над сценариями, подсказывая, как правдоподобно изобразить речь и поведение подростков. Эта трогательная связь между отчимом и пасынком, основанная на взаимном уважении и стремлении к творческому сотрудничеству, придавала особую теплоту и глубину их отношениям.
На пороге нового тысячелетия в личной жизни Александра Владимировича произошли перемены. Его избранницей стала Юлия Румянцева, талантливый монтажер, с которой режиссера связывали не только романтические чувства, но и плодотворная совместная работа. Вместе они трудились над созданием «Кукушки» и других картин Рогожкина, дополняя и обогащая творческий замысел друг друга. Казалось, что этот союз двух родственных душ, скрепленный общей страстью к кинематографу, будет длиться вечно.
Но судьба распорядилась иначе. В 2011 году Александр Владимирович овдовел. Юлия, страдавшая от творческой невостребованности после расформирования отдела монтажа на «Ленфильме», где прошла вся ее трудовая биография, и от отсутствия совместных с мужем детей, решилась на отчаянный шаг. Она спрыгнула с 14-го этажа чужого дома на Новосмоленской набережной, навсегда оборвав свой земной путь. Боль потери усугублялась еще и тем, что мать Юлии была парализована, а сама женщина в последнее время испытывала странное недомогание и подозревала у себя онкологическое заболевание.
Эта трагедия стала тяжелейшим ударом для Александра Рогожкина. Он потерял не только любимую жену, но и верного соратника, человека, который понимал и разделял его творческие устремления. Режиссеру пришлось собрать всю свою внутреннюю силу и мужество, чтобы пережить это потрясение и найти в себе силы двигаться дальше.
После трагической гибели любимой жены Юлии Александр Рогожкин погрузился в затворничество, скрывшись от мира в стенах своего дома. Боль утраты и чувство одиночества стали его постоянными спутниками, и лишь работа над новыми проектами помогала режиссеру отвлечься от гнетущих мыслей.
Последним режиссерским детищем Александра Владимировича стала комедийная лента «Афродиты» («Афроiдиты»), премьера которой состоялась в августе 2012 года на телеканале НТВ. Эта картина, наполненная фирменным рогожкинским юмором и тонкими наблюдениями над человеческой природой, стала своеобразным прощальным подарком мастера своим поклонникам.
По словам Семена Стругачева, коллеги и близкого друга Рогожкина, их последний разговор состоялся в 2018 году. После этого режиссер словно растворился в безмолвии, не отвечая на звонки и не подавая весточки о себе. Казалось, что Александр Владимирович, некогда полный творческих сил и энергии, постепенно угасал, удаляясь от суеты мира и погружаясь в свои мысли.
23 октября 2021 года, всего через 20 дней после своего 72-го дня рождения, Александр Рогожкин ушел из жизни. Эта печальная новость потрясла всех, кто знал и любил талантливого режиссера. По словам близких, его уход был ускорен не только тяжелой болезнью, но и пристрастием к алкоголю, которое Александр Владимирович так и не сумел побороть.
Соболезнования в связи с кончиной сценариста и постановщика первых серий культового сериала «Улицы разбитых фонарей» выразили звезды этой милицейской саги Алексей Нилов и Анастасия Мельникова. Они отдали дань уважения человеку, который стоял у истоков проекта и во многом определил его успех и популярность.
Трогательный отклик на смерть отчима оставил в своем инстаграм-аккаунте Илья Геркус, пасынок Александра Владимировича. 49-летний мужчина разместил фотографию Рогожкина и слова искренней благодарности человеку, который относился к нему, как к родному сыну, даря любовь, заботу и поддержку. Эта публикация стала своеобразным прощанием Ильи с отчимом, последней данью уважения и признательности.