Алексей Петренко — биография
Алексей Петренко один из немногих актеров, которым под силу любое перевоплощение. Его образы обладали невероятной реалистичностью и пронзительностью. Он не был заложником одного амплуа, Петренко мог одновременно играть персонажей не только разных жанров, но и разных эпох. Актер обладал умением точно попадать в цель, и раскрыть образ так, что он просто врезался в память зрителя, оставаясь там навсегда.
Фильмография актера насчитывает почти восемьдесят разножанровых картин, и почти все они стали настоящими шедеврами. Известность к актеру пришла после фильмов «Агония», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Женитьба».
Детство и юность
Родился Алексей Петренко 26 марта 1938 года в украинской деревушке Чемер под Черниговом. Семья была не очень богатая, поэтому когда в 1935-м отец Василий Алексеевич был не в состоянии выполнить норму по хлебосдаче, его просто сослали за неповиновение. Мужчина оказался на строящемся Беломорканале, откуда он сумел сбежать и долго скрывался в родной области.
Датой рождения Алексея в документах написано 1 апреля. Дело в том, что в их небольшом селе никогда не было сельсовета, и отцу пришлось добираться до ближайшего. Он появился там спустя пять дней после рождения сына, и чтобы не отвечать на разные вопросы, сказал, что ребенок родился в этот день. Кроме Алексея в семье подрастал еще один мальчик – сын Федор.
Когда Алеше было 11 лет, их семья переехала в Чернигов, где поселилась в купленной половине дома на улице Боровой. Мальчик был настоящим крепышом, ходил на секцию вольной борьбы, а несколько позже увлекся театром, и записался в драматический кружок. Парню очень нравилось смешить своих ровесников, у него было потрясающее чувство юмора, за которое его все любили. Однажды в драмкружке начали репетицию постановки, в которой была женская роль. А так как в школах того времени было раздельное обучение, то девочку на роль найти было невозможно. Эту работу предложили Алексею, и он справился на отлично, несмотря на свой высокий рост и крепкое телосложение, его персонаж выглядел очень убедительным. Эта постановка стала своеобразным дебютом на сцене.
У мамы Алексея был удивительной красоты голос, она очень любила петь, и эту свою любовь передала младшему сыну. Она одна поддерживала сына в его увлечении театром, отец был настроен более категорично, постоянно повторяя, что это не мужское занятие. Ему, потомственному крестьянину, было непонятно, как можно получать удовольствие от «кривляния» на сцене. Он даже пытался уговорить руководителя драмкружка выгнать сына из артистов. Когда никакие уговоры не подействовали, мужчина решил перейти к более жестким методам – он послал сына за торфом, на открытой подводе, в лютый мороз. Естественно, Алексей сильно простудился, у него пропал голос, но даже это не остановило парня – он все равно сыграл свою роль и был щедро награжден аплодисментами зрителей.
Получив школьный аттестат, Алексей на протяжении двух лет безуспешно пытается стать студентом Киевского театрального института, но проваливает экзамен по языкам.
Чтобы не зависеть от родителей, парень устраивался на работу. В его трудовой книжке за эти три года есть запись «слесарь», «кузнец», «матрос». Потом он говорил, что за это время набрался намного больше опыта от простого рабочего, чем от коллег по сцене. Третья попытка поступить увенчалась успехом, и он наконец-то оказался в театральном институте, правда в городе Харькове. Его наставником стал известный артист Иван Марьяненко.
Парню повезло, что он поступил, иначе пришлось бы служить в армии, а с его богатырским ростом в 1м 90см, прямая дорога во флот. В те годы на флоте служили 4 года, и за это время он мог передумать, и никогда не связать свою биографию с искусством.
Театр
Диплом об окончании вуза Петренко получил в 1961-м, и сразу же был распределен в труппу Запорожского музыкально-драматического театра им.Щорса. На этих подмостках состоялся дебют Алексея, как актера.
В 1963-м Петренко перешел в Донецкий русский драмтеатр, в котором прослужил только год. Он был очень ярким, подающим большие надежды молодым актером, поэтому обратил на себя внимание Игоря Владимирова – главрежа театра им.Ленсовета. Владимиров пригласил Алексея в труппу своего театра.
Прошло несколько лет, Петренко уже заработал себе имя в театральном мире Ленинграда, и ушел, предпочитая самому решать, где играть. Он часто менял сцены, отказывался от многих ролей, оставляя выбор за собой. Петренко считал, что нужно действовать по принципу, лучше немного, но от души, чем все подряд.
В 1977-м он поступил на службу в драмтеатр на Малой Бронной, в 1978-м перешел во МХАТ, сцене которого отдал 4 года. Потом ушел в Театр «Школа современной пьесы» и Театр на Таганке.
Любители театра до сих пор вспоминают актера в образе Коки из спектакля «Серсо», поставленного режиссером Анатолием Васильевым. Постановка пользовалась большим успехом, поэтому не снималась с репертуара на протяжении четырех лет.
Была у Петренко еще одна роль, в которой его помнят настоящие театралы – Сатин из пьесы Горького «На дне». Общее количество ролей, сыгранное актером в театре и в кинематографе перевалило за сотню.
Фильмы
В 1991-м Алексей стал штатным актером киностудии им.Горького. Биография в кинематографе сложилась еще более успешно, чем в театре, и именно благодаря кино его имя стало известно миллионам зрителей необъятной страны.
В кино Алексей Петренко дебютировал в 1967-м. Его первая роль в картине «День солнца и дождя» была второстепенной. Актер стал официантом-фарцовщиком. Но и эта незначительная роль оказалась очень успешной, Алексея заметили, и в 70-х его фильмография пополняется первыми серьезными ролями. Режиссер Григорий Козинцев пригласи Петренко в свою картину «Король Лир», где дал ему роль Освальда.
Первую заметную роль Алексей сыграл в фильме «Сказ о том, как царь Петр арапа женил», который снял режиссер Александр Митта. Петренко сумел очень достоверно передать облик самодержца, царь в его исполнении был точной копией оригинала – суровый и одновременно справедливый. Партнером Петренко в этой картине был Владимир Высоцкий, которому досталась роль арапа.
Еще одной по-настоящему звездной работой стала картина «Агония», снятая режиссером Элемом Климовым. Петренко стал Григорием Распутиным, причем его персонаж получился настолько достоверным, что казалось, воскрес сам прототип. Права на прокат картины были проданы в Америку, Италию и Францию, она была удостоена многочисленный наград, самой высокой из которых стала Гран-при «Золотой орел».
В СССР картину «Агония» увидели только в 1985-м. Роли других главных персонажей достались Анатолию Ромашину, Алисе Фрейндлих, Леониду Броневому.
После этого режиссеры стали предлагать Петренко проекты, в которых нужно было играть сильных личностей. Актер несколько раз перевоплощался в Сталина, был Иваном Грозным и атаманом Платовым. Но актер Петренко был настоящим мастером перевоплощения, поэтому его можно было увидеть и роли слабого, отчаявшегося мужчины. Одну из таких ролей он сыграл в драме «Беда», режиссера Динары Асановой. Актеру предложили стать сельским алкашом Кулигиным, и он справился просто блестяще.
Искусство перевоплощения очень пригодилось Алексею Петренко в картинах «Преступление и наказание», «Жестокий романс», «Двадцать дней без войны». Фильмы были очень разными по жанру, персонажи Петренко совершенно далеки друг от друга, но талант актера помог сделать их живыми и реальными.
В 2000-х Петренко не перестает сниматься, скорее наоборот, его востребованность даже больше, чем в прошлом веке. В 2003-м на суд зрителей была представлена новая интерпретация Достоевского «Идиота». Сериал снял режиссер Владимир Бортко, Петренко стал генералом Иволгиным, почти обезумевшим пропойцей. Актер смог создать по-настоящему реальный образ, в точности передав характерные черты своего героя. В главных ролях режиссер задействовал также Евгения Миронова, Владимира Машкова, Лидию Вележеву.
Новая работа Петренко вышла в 2006-м. На этот раз он снялся в картине «Доктор Живаго», и перевоплотился в Фаддея Казимировича, еще раз закрепив за собой звание настоящего мастера перевоплощения.
В 2007-м зрители могли оценить работу любимого актера в картине «12», которую снял Никита Михалков. Петренко стал пятым присяжным, пенсионером, и отлично передал характер своего героя. В актерском составе картины кроме Петренко режиссер задействовал Сергея Маковецкого, Валентина Гафта, Никиту Михалкова, Сергея Гармаша.
Еще одним неожиданным сюрпризом для зрителей стала картина «Похороните меня за плинтусом», которая вышла в 2009-м. Алексею Петренко досталась роль Сашиного дедушки.
В том же 2009-м канал «Россия» представил новую ленту под названием «Вольф Мессинг: видевший сквозь время», в которой Алексею досталась роль всемогущего вождя Сталина. Драму высоко оценили не только зрители, но и критики, она прошла с большим успехом.
В 2010-м на экраны вышла военная драма «Утомленные солнцем-2: Предстояние», в котором Петренко стал пожилым лейтенантом-бухгалтером. Бюджет этого фильма измерялся миллионами долларов, но это не спасло его от провала. Но Петренко и тут был на высоте, зрители отметили его высокое мастерство и профессионализм, поставив его работе как всегда высочайшую отметку.
После этого в карьере актера была новогодняя комедия под названием «Елки-2», которую зрители увидели в конце 2011-го. Петренко стал пилотом Земляникиным, возлюбленным Юлии Снегиревой. В 2012-м Алексея Петренко зрители увидели в сериале «Петрович», а в 2014-м в многосерийной ленте «Уходящая натура».
По мнению критиков, самыми яркими ролями артиста стали работы в картинах «Женитьба», «ТАСС уполномочен заявить», «Узник замка Иф». В фильмографии Петренко свыше восьми десятков полнометражных картин и многосерийных проектов.
Не отказывался Алексей Петренко и от озвучивания картин, особенно он любил работать над русскими сказками. Актер создал свой цикл сказок, в который вошли 24 серии. У него была мечта – после выхода на пенсию, он хотел посещать детские садики, и читать детишкам сказки. В 2016-м он работал над озвучиванием мультика «Гофманиада», его героем стал Коппелиус.
Одной из ярких и запоминающихся работ Петренко стала последняя роль в франко-российском проекте «Виктор», которую зрители увидели в 2014-м. Главных персонажей сыграли Жерар Депардье и Элизабет Херли. Премьера картины состоялась в Москве, а потом ее могли увидеть жители Нью-Йорка.
Алексей Петренко с детства был верующим человеком, и эта вера с годами становилась все крепче. В 2010-м он вошел в Патриарший совет по культуре, как представитель Русской православной церкви.
Личная жизнь
В личной жизни актера было три официальных брака. Первый раз актер женился на певице Алле Петренко, их брак длился 19 лет. Все эти годы супруга помогала и поддерживала Алексея, который только начинал свой творческий путь. У них родилась дочка Полина. Супруги развелись в 1979-м.
Второй раз Петренко женился на журналистке Галине Кожуховой-Петренко. Совместных детей они не родили, Алексей сумел найти общий язык с сыном Галины от первого брака – Михаилом. Парень выучился на журналиста и телеведущего. Одно время дочь Петренко Полина жила с ними, но однажды между пятнадцатилетней девушкой и отцом возник серьезный конфликт, и она уехала к маме в Германию, где и живет до настоящего времени.
В 2009-м не стало Галины Кожуховой, с которой артист прожил в браке 30 лет. Но горевал актер недолго, вскоре в его жизни появилась журналистка Азима Абдумаминова, узбечка. До этого женщина жила в Бишкеке, но затем переехала к Петренко в Москву, забрав с собой двух младших дочек. Двое ее старших детей живут отдельно. Разница в возрасте супругов в 32 года не помешала им быть счастливыми. Они проводили вместе много времени, посещали все публичные мероприятия и премьерные показы картин.
Смерть
Алексей Петренко никогда не отличался богатырским здоровьем. Первый приступ стенокардии артист перенес еще в 70-е, потом серьезные приступы были в 2006-м и 2011-м. В 2012 году Петренко получил перелом лодыжки, но сумел быстро восстановиться и очень скоро вышел на съемочную площадку.
Алексея Петренко не стало 22 февраля 2017 года, он не дожил до своего 79-летия несколько недель. Причиной смерти стал оторвавшийся тромб. Местом упокоения великого актера стало Николо-Архангельское кладбище в Москве.
Избранная фильмография
- 1967 — День солнца и дождя
- 1974 — 1981 — Агония
- 1976 — Сказ про то, как царь Пётр арапа женил
- 1977 — Женитьба
- 1982 — Грачи
- 1988 — Наш бронепоезд
- 1992 — Присутствие
- 1998 — Сибирский цирюльник
- 2001 — Коллекционер
- 2003 — Идиот
- 2007 — Ветка сирени
- 2008 — Иллюзия страха
- 2010 — Утомлённые солнцем 2
- 2016 — Ёлки 5