Антонина Николаевна Шуранова — актриса театра и кино, запомнившаяся интеллигентными и строгими героинями, чьи образы она талантливо воплощала, наделяя их сильным характером и несгибаемым внутренним стержнем. Зрителям театра достаточно было услышать её голос, чтобы понять, что на сцене их любимая актриса, даже если грим порой не оставлял на лице ни одной знакомой черты. Многие зрители полюбили ее в образе Марьи Болконской («Война и мир»). Героини, исполненные Шурановой — сильные женщины, наделённые от природы умом и красотой.
Антонина Шуранова родилась 30 апреля 1936 года в Севастополе в семье офицера. Поскольку отец был военным, первые годы жизни девочки прошли в городе русских моряков. Мама происходила из Москвы, отец из Ленинграда. Когда стало известно, что отец погиб на фронте, мама с тремя девочками вернулась в Ленинград.
Сестры охотно посещали школу, и практически не располагали свободным временем. Помимо учебных занятий Тоня посещала кружок по академической гребле, состояла в школьном хоре, ухаживала за верблюдом Яшкой, находившимся в городском зоопарке. Наряду с этим Антонина увлекалась живописью и с ранних лет желала стать искусствоведом, поэтому посещала занятия, проходившие в Эрмитаже. Для учеников был организован театрализованный экзамен, в рамках которого Шуранова исполнила фрагмент из пьесы Лопе де Веги. Талантливое выступление девочки было высоко оценено людьми, знающими толк в искусстве, поэтому ей было предсказано артистическое будущее.
Окончив седьмой класс, Тоня начала приносить в дом первые честно заработанные деньги, устроившись садовником на Выборгской стороне. Таким образом она помогала маме, ведь лишних денег в семье не было. Поступив в техникум, уроженка Севастополя не оставила мечты о театральной сцене, а вот сниматься в кино даже и не думала, так как была уверена в своей нефотогеничности.
Воплотить мечту и поступить в Ленинградский театральный институт Антонине удалось с первой попытки, девушка попала на курс под руководством Татьяны Григорьевны Сойниковой . Годы обучения остались позади, и, получив диплом, выпускница была готова строить карьеру.
Став настоящей актрисой, Шуранова была бескрайне благодарна главному режиссёру Ленинградского ТЮЗа Зиновию Корогодскому. Этому театру актриса прослужила до 1988 года, а затем оставила его, в связи с тем что режиссёр был отстранён от работы. Постановщика обвинили в мужеложстве и начали судебное преследование. В конечном итоге дело было закрыто, а приговор отменен ввиду отсутствия улик.
Одной из самых запоминающихся постановок с участием Антонины Николаевны стала «Васса Железнова», где актриса исполнила роль владелицы пароходной компании Вассы. За работу в адаптации произведения Максима Горького Антонина Николаевна была удостоена приза в рамках международного фестиваля «Контакт» 1998 года в номинации «Лучшая женская роль».
Биография талантливой ученицы Сойниковой как актрисы кино началась неожиданно. Судьбоносной стала роль Марьи Болконской в фильме-легенде Сергея Бондарчука «Война и мир». На тот момент студентка заканчивала институт, представляя себя на сцене Академического театр, поэтому съёмки в кино даже не рассматривала. Однако «Мосфильм» проявил настойчивость и обратился за помощью к декану факультета, после чего Шуранова дала согласие.
Нежеланием актриса отреагировала на предложение о съёмках в картине «Чайковский». Все же роль Надежды фон Мекк была исполнена ею, потому как сложность и противоречивость образа вызвали интерес у Антонины Николаевны. Работая на площадке, талантливой начинающей актрисе было нелегко: произошло полное погружение в аристократическую жизнь. Приходилось угощать лакомством огромных английских догов, учиться верховой езде, а однажды произошёл несчастный случай — конь ударил копытом, едва не оставив девушку без зубов.
Еще одним сдержанным и утончённым стал образ Олуэн Пиил в фильме «Опасный поворот». Основу картины составила пьеса Джона Бойнтона Пристли.
Не менее значимой ролью стала работа в кинофильме, посвящённом будням медиков скорой помощи «Дела сердечные». Съёмки велись на киностудии «Мосфильм», а среди актёров также были задействованы Георгий Тараторкин и Екатерина Маркова.
Позже телезрители увидели актрису в мелодраме «Странные взрослые» при участии Льва Дурова и Александра Демьяненко. Сюжет был построен на событиях одноимённого произведения Аркадия Минчковского.
Совместная советско-финская постановка «Доверие» подарила возможность Антонине Шурановой воплотить образ сподвижницы Владимира Ленина, ярого теоретика марксизма Розы Люксембург. Вождя мирового пролетариата сыграл Кирилл Лавров. Работа имел большой успех, и в 1977 году удостоилась специального приза и диплома жюри в рамках 10-го Всесоюзного фестиваля в Риге.
Далее копилку фильмов при участии актрисы пополнила рейтинговая работа «Неоконченная пьеса для механического пианино» Никиты Михалкова. Шуранова исполнила роль Анны Петровны Войницевой. Драма была восторженно принята зрителями и критиками. Режиссёр был требователен к актёрам, поэтому Александру Калягину пришлось беспрекословно похудеть на 25 кг.
Революционерку, писательницу, дипломата, возлюбленную Николая Гумилева — Ларису Рейснер — сыграла Антонина Николаевна в фильме, посвящённом жизни и творчеству поэта «И вечный бой… Из жизни Александра Блока». Фильм с Шурановой был снят к юбилею именитого автора.
Послужной список актрисы рос, и вскоре его пополнил образ Розалии Землячки в картине на историческую тематику «Товарищ Иннокентий». фильм повествует о начальном этапе деятельности известного русского бунтаря и революционера Иосифа Дубровинского.
Немного позднее Антонина Шуранова снялась в телевизионной комедии «Физики», поставленной по одноименной пьесе Фридриха Дюрренматта. Заказ на проект сделал Ленинградский комитет телевидения и радиовещания.
В 1992 году актрисе посчастливилось поработать в «золотом» составе (Ирина Розанова, Владислав Галкин, Сергей Паршин и др.) в военной ленте «22 июня, ровно в 4 часа…». название фильма совпадает с наименованием песни Бориса Ковынева, которую он написал через неделю после начала Великой Отечественной войны.
В третьей части популярной мелодрамы «Зимняя вишня» артиста исполнила роль матери главной героини Елены Сафоновой. Сериал имел определённый успех. Просмотр оригинала был организован в рамках 19-го Всесоюзного кинофестиваля в Алма-Ате в категории «Художественные фильмы», работа была удостоена награды «За исследование актуальных нравственных проблем», а актриса, исполнившая главный образ, получила премию за лучшую женскую роль.
В нашумевшем сериале «Улицы разбитых фонарей» Антонина Шуранова снялась лишь в эпизоде, а в «Бандитском Петербурге» примерила на себя роль искусствоведа Ирины Гордеевой.
Личная жизнь актрисы складывалась непросто. Еще на первом курсе института Антонина влюбилась в однокурсника Николая, и счастливые студенты решили не откладывать свадьбу в долгий ящик и поженились. Отношения развивались быстро, но так как характеры супругов ещё формировались, брак просуществовал недолго.
Вторым супругом стал врач. Семья поселилась поблизости с Театральной площадью в просторной квартире. Начинающая актриса подолгу задерживалась в ТЮЗе, чем сильно огорчала мужа. Поначалу супруг лишь выказывал недовольство, а затем всякий раз начинал скандал. Бесконечные выяснения отношений наполнили жизнь Шурановой. Усугубляло положение отсутствие детей, о которых так мечтал супруг. На этой почве он настаивал на медицинском обследовании актрисы, а когда врачи подтвердили здоровье и посоветовали просто подождать, вновь пристально следил за тем, во сколько жена возвращается с работы и как добросовестно выполняет обязанности по дому. Долго продолжаться такие отношения не могли, и спустя время измученная актриса ушла из семьи.
С Александром Хочинским, ставшим третьим мужем, Антонина Шуранова общалась порядка четырнадцати лет, но исключительно как с коллегой. Актер к тому времени был дважды женат и тоже имел неудачный опыт в создании семьи.
Возвращаться после репетиций домой актрисе не хотелось, поэтому часто она задерживалась на работе. А когда началась отработка постановки с участием Александра, актеры поняли, что их все больше связывают вовсе не рабочие отношения. Решение уйти от мужа-тирана далось просто: артистка в горячках успела взять лишь свои вещи и переехала в коммунальную квартиру к Хочинскому. На этот раз семейная жизнь удалась: супруги не только любили друг друга, но и были настоящими верными друзьями, смотревшими в одну сторону и следовавшими по жизненному пути в одном направлении.
Несмотря на то что отношения складывались более чем удачно, со свадьбой актеры не спешили и узаконили чувства лишь на восьмой год совместной жизни. Неизвестно, когда бы это случилось, если б во время гастролей в одной из гостиниц им отказали в номере на двоих из-за отсутствия штампов в паспортах. Пышного празднования и нарядных костюмов не было: влюбленные расписались в перерыве между репетициями и были по-настоящему счастливы без фаты, музыки и криков «Горько!».
Не испортило отношений между супругами отсутствие детей. Судьба распорядилась так, что двое влюблённых нашли счастье друг в друге.
Смерть мужа в апреле 1998 года существенно подорвала здоровье актрисы. Женщине было невмоготу находиться одной: она замкнулась, прекратила общение с хорошими знакомыми и друзьями, все реже начала покидать стены квартиры. При этом ей всюду мерещилось присутствие супруга.
Позже врачи диагностировали у артистки рак, по причине которого знаменитость ушла из жизни 5 февраля 2003 года. Несмотря на то что силы медленно покидали Антонину Шуранову, она не прекращала выходить на сцену театра и не показывала своим видом, что тяжело больна. Любимица зрителей похоронена на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге рядом с могилой супруга. Близкие актрисы были шокированы ее преждевременным уходом из жизни и с горечью признавали, что сломило ее не страшное заболевание, а жизнь без любимого человека.