Арчил Гомиашвили — биография
Арчил Гомиашвили – популярный отечественный актер, предприниматель. В 1966 году получил звание Народного артиста Грузинской ССР. Наибольшую популярность получил после съемок в картине «Двенадцать стульев», где сыграл Остапа Бендера.
До того, как стать знаменитым на всю страну, Арчил Гомиашвили имел несколько приводов в милицию. Но каждый раз ему везло, то объявят амнистию, то не найдут в его действиях состава преступления. Эта скользкая дорожка могла привести Арчила к печальному итогу, если бы в 16-ть ему не приснился сон. Вещий сон, который парень запомнил до мельчайших подробностей. Он вдруг увидел свою дальнейшую жизнь, и пытался следовать этому сну постоянно. Арчил знал, что в одном году случится такое событие, в следующем – еще что-то. Зная, что будет дальше, он пытался ускорить историю, и двигаться вперед. Он был очень любвеобильным, неуемным и неутомимым.
Детство и юность
Родился Арчил Гомиашвили в грузинском городе Чиатура 23 марта 1926 года. Его отец – Михаил Гомиашвили, бывший пастух, вступил в партию, и благодаря этому сделал неплохую карьеру советского чиновника. Он учился в Московской Школе красной профессуры, потом его назначили на должность председателя комитета угольщиков Донбасса. В годы сталинских репрессий на него поступил ложный донос, и мужчина оказался в лагере. На свободу вышел только в 1945 году. Он умер в престарелом возрасте, но так и не забыл, как предательски поступила с ним партия.
Отец хотел назвать сына Виктором, но его никто не послушал, и мальчик получил имя Арчил. Так звали его деда священнослужителя.
Детские годы Арчила прошли и в Грузии, и в Украине, но нигде и никогда сверстники не притесняли мальчика по национальным признакам или из-за места проживания. Он учился в русской школе, а на родном грузинском языке заговорил к четырнадцати годам.
В шестнадцатилетнем возрасте Арчил стал студентом Тбилисского художественного училища, в котором учился на протяжении двух лет. В это время он увлекся театром, куда старался сбежать при первой же возможности. Как раз в те годы в театре работал начинающий режиссер Георгий Товстоногов, который и предложил Арчилу оформить постановку под названием «Лисички» по пьесе Хельмана. Увидев в газах художника увлеченность театром, Товстоногов предложил Гомиашвили попробовать свои силы на сцене, в образе Лео Хаммера.
В 1942-м Гомиашвили исключили из училища, якобы за то, что он водил дружбу с криминальным авторитетом по имени Джаба Иоселиани. Первый раз Арчил был арестован за хулиганство, и чуть не оказался в тюрьме. Но тогда он отделался только несколькими днями в изоляторе. Именно Товстоногов сыграл большую роль в биографии будущего артиста, он предложил талантливому парню попробовать свои силы в актерском мастерстве, и Арчил отправился в Москву.
Гомиашвили снова стал студентом, на этот раз Школы-студии МХАТ. Он учился там вплоть до 1948 года, пока снова не оказался в центре криминальной истории. Он подрался в кафе, вернее, защищал девушку, молодую актрису Людмилу Целиковскую от приставшей к ней компании. Когда приехала милиция, то один из пострадавших указал на Арчила, и сказал, что это он зачинщик драки. Гомиашвили снова исключили из института, и ему ничего не оставалось делать, как уехать в родную Грузию. Он поступил на службу в Академический театр им.Марджанишвили, в котором прослужил десять лет. Потом перебрался в город Поти, и нашел себе место в театре им.Эристави, а потом вошел в труппу Русского театра им.Грибоедова.
Фильмы
Одновременно со службой в театре, Гомиашвили дебютирует в кинематографе. Он впервые снялся в кино в 31 год, в картине «Лично известен», где перевоплотился в Монташерова. Этот фильм – первая часть трилогии о судьбе большевистского деятеля Камо. Одно время Гомиашвили снимался у грузинского кинорежиссера Михаила Чиаурели, который позвал его на съемки ленты «Иные нынче времена». Партнершей Гомиашвили по этой картине стала дочь режиссера – Софико.
Вскоре Арчил продемонстрировал всю многогранность своего таланта, особенно после съемок в лентах «Простите, вас ожидает смерть» (режиссер Гугули Мгеладзе), и «Взрыв после полуночи» (режиссер Степан Кеворков).
Однако настоящий успех, всесоюзная слава и любовь зрителей ждали Арчила после выхода на экраны комедии «12 стульев» режиссера Леонида Гайдая, где он примерил на себя роль «великого комбинатора». Путь к главной роли своей жизни оказался долгим. Впервые Гомиашвили сыграл Бендера в 1958 году, в моноспектакле Юрия Любимова. Этот мюзикл он демонстрировал по всему Советскому Союзу. Важно то, что Арчил стал исполнителем всех ролей в этом спектакле, и пел тоже за всех персонажей.
В 1971-м Гайдай приступил к подготовке съемок комедии «12 стульев». Он утвердил уже всех актеров, кроме исполнителя главной роли, никак не мог найти подходящего артиста. Гайдай приглашал на пробы самых известных артистов того времени – Владимира Высоцкого, Владимира Басова, Валентина Гафта, Алексея Баталова, Евгения Евстигнеева, Олега Борисова, Спартака Мишулина, Михаила Козакова, Андрея Миронова, Александра Ширвиндта, Николая Губенко, Николая Рыбникова, и даже популярного певца Муслима Магомаева. Одни пробы сменяли другие, и вот уже режиссер остановил свой выбор на Александре Белявском, он дает добро на утверждение его на роль Бендера. Однако все было не то, молодой артист не обладал достаточной яркостью и харизматичностью, которую должен просто излучать главный герой этой ленты. И тут ассистенты предложили Гайдаю обратить внимание на Гомиашвили, который уже много лет выходил на сцену театра в этом образе.
Чтобы увидеть артиста, и то, как он справляется с этой ролью, Гайдай и вся съемочная группа отправились в город Горький, где Гомиашвили находился на гастролях. Режиссер остался доволен манерой игры Арчила, и он решил «закрыть глаза» на тот факт, что артист по возрасту был намного старше своего экранного персонажа. Однако Гомиашвили обладал такой харизмой, выглядел моложе своих лет и был достаточно высокого роста, и это окончательно сыграло в его пользу.
Гомиашвили удалось найти общий язык с другими актерами, он отлично вписался в их компанию. Единственное, вместо Арчила в фильме говорит Юрий Саранцев, а песни исполнил Валерий Золотухин. Но, несмотря на это, к Гомиашвили пришла всесоюзная известность, и он получил звание самого выдающегося актера своей эпохи.
После такого грандиозного успеха артист переселяется в столицу. Гомиашвили приглашен в Совет Министров СССР, где в рамках торжественной встречи он становится обладателем трехкомнатной квартиры в сталинской высотке. Артисту выдали ордер на квартиру, ранее принадлежавшую Светлане Аллилуевой, дочери Сталина. Немного обжившись в Москве, Гомиашвили поступил в труппу театра им.Ленинского комсомола. Спустя некоторое время, убедившись, что у него не получится найти общий язык с Марком Захаровым, начинающим режиссером этого театра, Арчил уходит в театр им.Пушкина.
Следующие работы в кино не принесли артисту большого успеха. Исключением стала разве что картина «Мимино», режиссера Георгия Данелия, где Арчил перевоплотился в потерпевшего. А еще ему хорошо удавался образ Сталина, в котором артист засветился в пяти художественных картинах – «Сталинград», «Государственная граница. Год сорок первый», «Ангелы смерти», «Война на западном направлении», «Трагедия века». Режиссеры увидели, как сильно артист похож на вождя народов, а кроме этого Гомиашвили умело передавал характер и привычки Сталина.
Бизнес
К концу 80-х Арчил понял, что ему уже мало одного актерства, он хотел реализоваться как режиссер и сценарист. Актер воодушевился автобиографией Майкла Фильда, немецкого миллионера, сделавшего свою карьеру буквально с нуля. Гомиашвили нашел способ связаться с ним, и сумел организовать поездку к Майклу в Западный Берлин. Арчил хотел договориться с ним о совместных съемках, но из этой затеи ничего не вышло. Однако Фильд все же не отпустил советского актера с пустыми руками, отдал ему в дар десять игровых залов казино.
А деньги не заставили себя долго ждать, свалились буквально на голову. Артист решил перед отъездом попытать счастья в немецком казино, поставил сто марок, последнее, что у него было. Фортуна в тот момент была на стороне Гомиашвили, он выиграл на свою ставку сто тысяч марок. Так у него появилась возможность начать собственный бизнес.
Так в 62 года артист превратился в обеспеченного человека. Не останавливаясь на достигнутом, в 1990-м Гомиашвили вкладывает все свои сбережения в АО «Сити-бизнес». По прошествии двух лет он стал обладателем сильно увеличившегося капитала, который в свою очередь вложил в организацию клуба «Золотой Остап». На его базе начал действовать популярный в 90-е годы ресторан, вскоре получивший статус самого лучшего заведения европейского континента. Арчил еще больше поверил в себя, в собственную предпринимательскую жилку, и открыл собственные итальянские бутики.
Много средств бывший артист тратил на благотворительность. Арчил оказывал помощь малоимущим студентам ВГИКа, платил за их обучение. Не обошел своим вниманием и пожилых грузинских актеров, которые с годами и из-за отсутствия ролей влачили жалкое существование.
Личная жизнь
Арчил всегда был любимчиком женщин, его обожали все жительницы СССР, особенно после выхода картины «12 стульев». Актер тоже оказался любвеобильным, многим отвечал взаимностью. У Гомиашвили были романтические отношения с актрисой Татьяной Окуневской и режиссером Татьяной Лиозновой. Первую он даже повел под венец. Но такая бурная личная жизнь у артиста началась только после переезда в Москву.
Артист пользовался успехом у женщин, представительниц творческой среды, но первый раз женился на медике – докторе Яне Маиловой. Вскоре родилась первая дочь артиста – Карина. Но даже рождение ребенка не сплотило семейный союз, и супруги расстались.
Первый раз по-настоящему Арчил влюбился в актрису Лиану Манджавидзу, его коллегу по тбилисскому театру. Вскоре супруга подарила артисту двух сыновей – старшего Зураба в 1954-м и младшего Михаила в 1961 году. Старший выучился на инженера, младший продолжил дело родителей, и тоже стал актером. Этот брак длился недолго, супруги развелись не только из-за постоянных измен Арчила, но и от постоянных сцен ревности супруги. Лиана настолько ревновала мужа, что это порой напоминало маниакальный синдром. Если он пошел в ванную утром, и принял холодный душ, Лиана была уверена, что супруг готовится пойти налево. За Арчилом водились грешки, он любил женщин, но до развода доводить не хотел. Но семья все-таки распалась, хоть артист и обожал своих сыновей и поддерживал их потом на протяжении всей своей жизни.
На протяжении следующих нескольких лет Арчил строил успешную актерскую карьеру и наслаждался свободой, крутил многочисленные романы . Но потом познакомился с молодой балериной по имени Татьяна, и понял, что пропал. Он был намного старше ее, ему 44, ей всего 20, но это не помешало супругам быть счастливыми в браке. Они оформили свои отношения официально, и супруга стала для Арчила не только любимой женщиной, но и верным другом и помощником. Во втором браке артист тоже стал отцом дважды, но теперь у него родились две дочери, Нина и Катя. Они обе творческие личности, посвятили свою жизнь изобразительному искусству, подарили артисту внуков.
Смерть
Нельзя сказать, что Арчил пренебрежительно относился к своему здоровью, наоборот, он проходил ежегодные обследования. Проблемы со здоровьем начались у Гомиашвили уже в преклонном возрасте. Ему было 78, когда доктора диагностировали у него онкологию дыхательных путей. И это стало большим потрясением для самого артиста и его родных. Арчил отправился за помощью к американским медикам, и в одном из онкологических центров ему проделали сложнейшую операцию – удалили саму раковую опухоль и несколько десятков лимфоузлов, куда уже добрались метастазы.
Арчил Гомиашвили, со всей присущей ему силой воли и бодрости духа, не впадал в отчаяние. При проведении медицинских процедур он шутил, пытался приободрить не только себя, но и присутствующих медиков. Однако это не могло остановить распространение раковой опухоли в его ослабленном болезнью и возрастом организме.
Когда состояние его немного стабилизировалось, Арчил сбежал из клиники, вернулся в Москву и пригласил всех друзей в свой ресторан «Золотой Остап». Внучка актера – Анастасия потом рассказывала, что от него скрывали действительную картину его болезни, а именно, смертельных осложнений. Но Арчил и сам стал догадываться, что это конец, так как состояние его здоровья резко ухудшилось. Татьяна не отходила от мужа ни на шаг. Метастазы продолжали делать свое смертельное дело, и в последние дни артист уже не говорил и никого не узнавал.
Известный артист скончался 31 мая 2005 года в одной из московских клиник. Причина смерти – онкология. В столице организовали и гражданскую панихиду по усопшему Гомиашвили. Местом вечного упокоения незабвенного Остапа Бендера стало столичное Троекуровское кладбище.
Память
Спустя год после смерти Гомиашвили на его могиле появился памятник в виде фигуры артиста в образе Остапа Бендера. Одна нога его стоит на знаменитом резном стуле из фильма, а взгляд артиста устремлен вдаль.
Эммануил Виторган сказал, что Арчил был человеком с большой буквы, хорошим другом и настоящим товарищем, и это была его самая главная роль в жизни.
В Чебоксарах поклонники артиста тоже установили памятник Гомиашвили в одном из скверов города. Там он тоже запечатлен в образе своего самого знаменитого персонажа.
Избранная фильмография
- 1957 — Лично известен
- 1965 — Чрезвычайное поручение
- 1968 — Взрыв после полуночи
- 1971 — 12 стульев
- 1977 — Мимино
- 1977 — Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика
- 1978 — Кавказская повесть
- 1978 — Любовь моя, печаль моя
- 1980 — Комедия давно минувших дней
- 1983 — Раннее, раннее утро
- 1984 — Медный ангел
- 1986 — Государственная граница. Год сорок первый
- 1986 — Мой любимый клоун
- 1989 — Сталинград
- 1990 — Война на западном направлении
- 1993 — Ангелы смерти
- 1993 — 1994 — Трагедия века