Борис Хмельницкий – актер, композитор. Настоящая слава пришла к нему после съемок в картине «Стрелы Робин Гуда», где он сыграл главного героя.
Он был очень одаренным человеком — актером, композитором. Природа наделила Бориса Хмельницкого очень многим – внешностью, талантом, душой. Казалось, что все дается ему очень легко, но это только на первый взгляд. Он шел к славе трудным и тернистым путем. Открытый и добрый нрав Хмельницкого притягивал к нему людей, он не любил конфликтовать и ценил каждый прожитый день.
Родился Борис Хмельницкий 27 июня 1940 года в городе Ворошилов, который сейчас носит имя Уссурийск. Его отец был офицером РККА, мама домохозяйкой. Кроме Бориса в семье подрастала старшая дочь Луиза. Отец курировал Дома офицеров, где обучался музыке и Борис. Все его детство прошло в гарнизонах, Хмельницкие часто переезжали, успели пожить в 12 городах, пока отец не ушел в отставку.
Борис заикался с самого детства. В возрасте двенадцати лет его повезли в Киев, чтобы показать известному профессору Деражне, который и занялся его лечением. Мальчику удалось преодолеть недуг только частично, когда он волновался, заикание проявлялось вновь.
Борис поступил на учебу во львовское музыкальное училище, и учился по классу баяна, но по окончанию получил диплом дирижера. Максимально, на что он мог рассчитывать – это карьера баяниста в каком-нибудь оркестре народных инструментов, если бы не встретил своего друга Валерия Сомова, который похвастался, что учится в театральном вузе столицы.
Первая попытка поступить провалилась с треском. Зато вторая была более, чем успешной. Он стал студентом Щукинского училища, и это во многом заслуга Вольфа Мессинга, с которым дружила его семья.
Иначе, чем чудом, его поступление не объяснишь. У Бориса всегда был хриплый голос, в минуты волнения он сильно заикался, и вдруг ему разрешают не сдавать при поступлении технику речи и этюды.
Буквально с первого курса Хмельницкий вызвал интерес у Юрия Любимова. Педагог много занимался с одаренным студентом, и благодаря ему, тот избавился от своего заикания. К тому же, сменил имидж – теперь Борис постоянно ходил с бородой. С третьего курса(1964 год) Хмельницкий попал в Московский театр на Таганке, которому отдал много лет. Его карьера на этих подмостках закончилась в 1982 году.
Кинематографическая биография Бориса Хмельницкого началась в 1966-м, когда на экраны вышла дебютная работа актера – «Кто вернется – долюбит». Ему дали роль главного героя. Потом была «Журавушка», где у него была такая «большая» роль, что его имени даже не нашлось в титрах. Вслед за этим артиста позвали на съемочную площадку картины о жизни и деятельности Софьи Перовской. Режиссер Михаил Калатозов предложил Хмельницкому роль в своем последнем фильме «Красная палатка», где он работал на одной площадке с Клаудией Кардинале и Шоном Коннери. Даже Сергей Бондарчук, когда-то «заваливший» Бориса на вступительном экзамене, позвал его на эпизодическую роль в одной из своих картин.
Пройдет три десятка лет, и Хмельницкого позовет на съемки дочь Бондарчука – Наталья, которая начнет работу над историческим проектом «Одна любовь души моей», в основу которого легла биография Марии Волконской.
Борис Хмельницкий начал писать музыку к фильмам. Его композиция звучит в качестве музыкального сопровождения в картине «На короткой волне», сценарий к которой написала Виктория Токарева. Потом его музыка звучала в фильмах «Первая любовь» и «Седьмое кольцо колдуньи». В этом проекте Борис также снимался в одной из главных ролей, а его партнерами были Анна Самохина и Дато Двалишвили.
Потом Хмельницкий снялся в детективе «Убийство в Саншайн-Менор», режиссера Бориса Небиеридзе. Одна из ролей второго плана досталась Алене Хмельницкой, которую все приняли за родственницу артиста, но потом выяснилось, что они просто однофамильцы.
Самой любимой своей картиной Борис называл «Вечер накануне Ивана Купала», где ему досталась роль Петра.
Сотрудничество с режиссером Небиеридзе продолжила актриса Дарья Хмельницкая, дочь Бориса. Он предложил девушке эпизодическую роль в сериале о Роксолане.
Однако настоящий успех ждал Бориса Хмельницкого в образе благородного разбойника Робин Гуда. Первый раз он сыграл его в фильме «Стрелы Робин Гуда», потом через семь лет снова вернулся к этой роли, но уже в картине «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». В жизни актера тоже отличало благородство и неравнодушие к чужой беде. Борис часто помогал с едой бомжам, однажды чуть ли не с боем забрал из лап разъяренного пса маленькую собачонку, даже не подумав о том, что может тоже пострадать от этой псины. Позднее Хмельницкий даже подружился с этим уличным хулиганом, и выпросил у него прощение.
В 1980-м фильмография Бориса Хмельницкого пополнилась картинами «Юность Петра» и «В начале славных дел», режиссером которых был Сергей Герасимов. Артист сыграл одного из участников Стрелецкого бунта, человека, который организовал покушение на самого Петра Первого. Спустя несколько лет знаменитый голливудский артист Кирк Дуглас пригласил Бориса на совместную съемку. Гонорар в один миллион долларов был для советского артиста за пределами реальности. Но, в то время советским артистам было практически невозможно попасть на работу за границу, поэтому этот проект так и остался не реализованным.
Хмельницкий сыграл очень много второстепенных ролей, которые по яркости и накалу страстей были сродни главным. Он говорил, что иногда небольшую роль интереснее играть, что для нее тоже требуется актерский талант и мастерство перевоплощения. Он не боялся эпизодических ролей, если хороший сценарий и стоящая тема, то артист с радостью спешил на съемочную площадку.
Хмельницкий обладал внешностью, располагающей к ролям положительных героев. Но артисту удалось вырваться из привычного амплуа, и сыграть отрицательного персонажа. В картине «Тюрьма особого назначения» Борису досталась роль криминального авторитета, в ленте «Перехват» он стал скандальным таксистом, в фильме «Дикая охота короля Стаха» он примерил на себя образ одного из участников обряда, который приводит к гибели людей. Потом был еще «Караван смерти», где Хмельницкого можно было рассмотреть в роли главаря моджахедского отряда. Ему противостоял герой, которого исполнил Александр Панкратов-Черный. Артист говорил, что он не соглашался на роли тупых бандитов, каждого из них он старался показать прежде всего человеком, жизнь которого сложилась не очень хорошо. Он никогда не опускался до чернухи и насилия.
В новом веке Хмельницкий очень тщательно подбирал себе работу в кино. Он не принимал новые сериалы, хлынувшие на экраны, как из рога изобилия. Зато готов был сняться в эпизодической роли у режиссера, который снимал настоящее кино. Таким образом, Борис дал согласие на съемки в сериале «На углу у Патриарших», режиссером которого был Вадим Дербенев, и в драме «Семейные тайны», снятой Еленой Цыплаковой.
В 1999-м режиссер Виктор Мережко и композитор Евгений Бедненко затеяли новый проект, получивший название «Поют звезды театра и кино». Хмельницкий тоже принимал в нем участие, и вместе с другими звездными актерами исполнил несколько песен. В итоге Борис даже дал несколько концертов, а спустя три года выпустил диск «А снег в Сибири повалил».
Как вспоминала сестра артиста, Луиза, первый раз Борис серьезно влюбился в актрису Людмилу Шляхтур, которая известна по своей работе в картине «Тени исчезают в полдень». Молодые люди даже собирались подавать заявление в загс, но в день рождения Хмельницкого внезапно расстались. Тогда артисту исполнилось 25. Спустя некоторое время Борис воспылал любовью к Алле Демидовой, и чуть не поплатился за это. Алла тогда была замужем, такие отношения считались аморальными, и именно по этой причине ему грозило отчисление из вуза.
После работы в картине «Красная палатка» в личной жизни Бориса появилась Маргарита Терехова, однако это было мимолетное увлечение.
Первая жена Хмельницкого все годы учебы находилась рядом. Ее звали Марианна Вертинская, они были однокурсниками. Влюбленные поженились, в январе 1978 года родили дочь Дашу. Но их брак продержался всего 3 года, потом они мирно развелись. Борис попросил, чтобы дочь осталась с ним жить, и Марианна не стала возражать. Воспитанием Даши занималась бабушка и ее тетя Луиза, потому что у отца были бесконечные съемки и работа в театре.
Потом в жизни Хмельницкого появилась Ирина Герасимова, психолог. Она сумела подружиться с дочерью артиста, но с мужем повела себя неправильно. Женщина хотела заставить его жить по ее правилам, настаивала на том, чтобы по вечерам он сидел дома, а не пропадал в своей любимой бильярдной. Борис очень дорожил личной свободой, поэтому такой напор ему быстро надоел. Супруги расстались еще до первой годовщины свадьбы.
Дарья Хмельницкая выучилась на актера, режиссера, дизайнера. В настоящее время руководит фондом, оказывающим помощь бездомным животным. Есть у Хмельницкого и внебрачный сын Алексей, который получил высшее образование в Англии. Никто не знает, по каким причинам Борис не повел под венец мать своего сына Ирину, но мальчика он признал.
В реальной жизни Борис Хмельницкий был таким же, как и его экранные герои – честным и благородным. Актер никогда не распространялся о своих отношениях с женщинами, считал, что это слишком личная информация, которая касается двоих.
Он также никогда не говорил, что сам расставался со своими женами, во всех интервью рассказывал журналистам, что две его замечательные жены его бросили.
Сестра Луиза до сих пор уверена, что до самого конца ее брат любил Марианну.
Борис Хмельницкий умер 16 февраля 2008 года из-за онкологии. О том, что он смертельно болен, актер не говорил даже родным, понимал, что это неизлечимо, и не хотел видеть жалость в их глазах. Перед самой смертью у него начали отказывать ноги, ему стоило больших трудов передвигаться, но он должен был довести до конца начатое дело. После смерти Высоцкого, Борис взял на себя обязанность ежегодно устраивать вечера его памяти, вот и сейчас, понимая, что дни его сочтены, все же организовывал юбилейный вечер памяти великого барда.
Местом упокоения Хмельницкого стало Кунцевское кладбище Москвы, рядом с родителями. Последняя картина с участием Бориса – «Тарас Бульба», вышла через год после его смерти, в 2009-м, и герой Хмельницкого говорит голосом Никиты Джигурды.
Комментарии
6.04.81 года мы с семьей переехали в Плесецк, поселились в общежитии на Уборевича, 31. Ночью мне не спалось, а муж заснул сразу. Вдруг я услышала женский крик. Я выбежала в коридор и увидела, что стоит женщина с ребенком, а на неё замахивается с топором в руках мужчина. Я схватилась за топор и чувствую, что силы мои тают. Вдруг кто-то за спиной схватился за топор и мне стало легче. Я без очков плохо видела, да и неудобно стало, что стою босиком и в ночной рубахе. Мужчина спросил, откуда такая смелая. Я сказала, что учитель нач. классов. Больше я нашего спасителя не видела. Он уехал 7 апреля. А потом мне жители общаги купили билет в кино, сказав, чтобы я посмотрела на своего спасителя. Кино "Пираты 20 века", а спасителя звали Борис Хмельницкий. Я сходила. Но не уверена была, он ли был тогда. Это был по-настоящему мужественный поступок. Ведь там были мужчины, почему они стояли в стороне. Бориса Хмельницкого я считаю настоящим мужчиной. Спасибо ему. Мы живы
мненравился хмельницкий
не буду
не буду
я в васторге от него.