Евгений Стеблов — биография
В этом актере чудесным образом сочетается огромный талант и неуемная творческая энергия. Для Евгения Стеблова понятие творчество состоит не только из театральных и киношных персонажей, которых у него свыше четырех десятков, но и из режиссерских и литературных работ.
Актер Евгений Стеблов стал известным после выхода картин «Ужин в четыре руки» и «Сибирский цирюльник».
Детство и юность
Родился Евгений Стеблов в победном 45-м, а точнее 8 декабря 1945 года в Москве. Родословная их семьи уходит в дворянство. Прапрадеда Жени звали Павлом Акинфиевичем, он был служащим одного из заводов Демидовых, прадед Павел Павлович дослужился до звания генерала, занимал депутатское кресло в городской думе и возглавлял мужскую гимназию города Рыбинска. В краеведческом музее Рыбинска даже есть фото, где прадед Евгения позирует вместе с первыми лицами Ярославской губернии. Есть на этой фотографии и Сергей Михалков, предок актера и режиссера Никиты Михалкова.
Жениного деда звали Виктор Павлович, он был настоящим интеллигентом. Их семья занимала две комнаты в коммуналке, одна предназначалась дедушке и бабушке, во второй ютились Женя и его родители. Дед не афишировал свое дворянское происхождение, всегда говорил, что принадлежит к служащим, но порода давала о себе знать. Он всегда был пристойно одет, даже на общую кухню без галстука не выходил. Бабушка работала школьной учительницей.
Их коммуналка находилась недалеко от Рижского вокзала и Марьиной Рощи, имевшей нехорошую репутацию. Этот район считали бандитским, и Стебловы очень выделялись своей интеллигентностью, их за глаза все соседи называли «интеллигенты».
Папа Жени, Юрий Викторович по образованию и по призванию был радиоинженером, мама Марта Борисовна преподавала в школе, которую впоследствии и возглавила. Из детских воспоминаний Евгения в памяти навсегда остались приемники, которые собирал его отец. На каждый праздник мужчина старался порадовать свою семью, и самостоятельно собирал новенький аппарат, который ставал украшением стола. Когда праздник заканчивался, Юрий Викторович принимался разбирать свое детище, чтобы к новому празднику собрать новую модель. Именно отец собрал их первый телевизор, который стал предметом зависти многих. В те времена телевизоры были далеко не у всех, а в их криминальном районе это была настоящая роскошь. Этот аппарат очень помог Жене в жизни, у него появилась целая куча знакомых и друзей, потому что с ним считались даже самые злостные хулиганы.
Жене завидовали еще и по другому поводу. Он никогда не посещал детсад, на лето его увозили в деревню, а зимой он оставался в обществе дедушки и бабушки. Дед оказал на него огромное влияние, он проводил очень много времени с Женей, они гуляли, бродили по парку и ходили смотреть на музейные экспозиции.
Папа сделал для сына настоящий кукольный театр, из которого Женя практически не вылезал несколько лет. Всех кукольных персонажей помогла сделать бабушка. Мама была поклонницей МХАТа, ходила на все премьеры, и брала с собой Евгения. Мальчик рос в творческой атмосфере интеллигентной московской семьи.
Каждый поход в театр был как праздник, своеобразное озарение, после которого пришло понимание, что он тоже хочет стоять там, на сцене, и перевоплощаться в разные образы. И когда вставал вопрос кто кем хочет стать, то в отличие от многих мальчиков, которые рвались в пожарные или космонавты, Женя точно знал – он будет актером.
Театр
Родители были не против такого увлечения Евгения, не собирались ему что-то запрещать, но втайне надеялись, что к моменту получения аттестата это пройдет, и сын выберет какой-нибудь гуманитарный вуз. Мама видела его филологом, и чтобы добиться желаемого результата, организовала сыну репетитора, который подтягивал парня по литературе, а заодно должен был «прочистить» ему мозги и повлиять на выбор жизненного пути. Наверное, сама судьба вмешалась в жизнь Евгения, потому что послала им репетитора, который был поклонником театрального искусства, и с его легкой руки Евгений оказался не где-нибудь, а именно в драматическом кружке.
Эти занятия остались в его памяти навсегда, ведь именно благодаря занятиям в этой студии он узнал Инну Чурикову, Никиту Михалкова, Александра Пашутина, людей, которые в скором будущем станут гордостью отечественного кинематографа.
После получения школьного аттестата Евгений Стеблов принял самостоятельное решение поступать в Щукинское училище, которое на тот момент было самым престижным театральным вузом. Благодаря Цецилии Мансуровой, которая была дружна с бабушкой Евгения, парню удалось отлично подготовиться к появлению перед строгой приемной комиссией.
Вначале Евгений Стеблов нацелился на МХАТ, но члены приемной комиссии забраковали его выступление, для которого он приготовил одно из стихотворений поэта Маяковского. Не очень расстроившись, Стеблов пошел в «Щуку», и в том же году пополнил ряды ее студентов.
После получения диплома вуза в 1966-м Евгений Стеблов попал в Ленком. Через год он уходит из этого театра и появляется на подмостках театра Советской армии, которым отдал два года. В 1969 году он вошел в труппу театра им.Моссовета, который был родным для знаменитой артистки Фаины Раневской. Самыми лучшими постановками Евгения на этих подмостках стали «Старик», «Вишневый сад», «Василий Теркин», «Бабье лето».
Фильмы
Свою кинематографическую биографию Евгений Стеблов начал в 1958-м, когда впервые снялся в картине «Юность наших отцов». Роль была эпизодической, и никакого влияния на развитие карьеры не оказала, его имени даже не было в титрах этой картины. Но в 1969-м Евгений неожиданно получает приглашение от Георгия Данелия, который подбирал актеров в свой фильм «Я шагаю по Москве». Стеблову предложили роль Саши Шаталова, который мечтает, чтобы ему дали отсрочку от армии. Эта картина стала первой ступенькой на пути в большое кинематографическое будущее.
Первые же дни съемок показали всем, что перед ними не просто начинающий актер, а уже подготовленный профессионал. После этой работы Стеблову начали присылать приглашения регулярно. У актера есть множество работ, которые стали его визитной карточкой, их любят, смотрят с удовольствием новые поколения зрителей. Самыми лучшими работами советского периода можно назвать картины «Перекличка», «Егор Булычов и другие», «Не ходите, девки, замуж». В 1981-м Стеблова пригласили в ленту «Приключения Шерлока Холиса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей», в которой он стал доктором Мортимером. Компанию Евгению на съемочной площадке составили Василий Ливанов, Виталий Соломин, Рина Зеленая.
В 1982-м на экраны выходит мюзикл для детей «Не хочу быть взрослым», где актеру доверили роль Дмитрия Орлова, отца главного героя Павла. После этой картины Стеблов был награжден Государственной премией РСФСР им.Крупской. Роли других персонажей достались Наталье Варлей, Павлу Виннику, Нине Агаповой, Валентине Ушаковой.
Личная жизнь
Евгений Стеблов всегда отличался привлекательной внешностью, поэтому не был обделен женским вниманием. Да и сам актер в молодости часто влюблялся. Он до сих пор вспоминает соседскую девочку, в которую был влюблен в двенадцатилетнем возрасте. Но его влюбленности остались в прошлом, после того, как в личной жизни артиста появилась Татьяна Осипова.
Они познакомились в 1971-м, и Евгений понял, что это его судьба. Девушка была не из актерской среды, трудилась в должности финансиста. В 1973-м в семье родился сын Сергей. Еще до рождения сына врачи нашли у Татьяны серьезное заболевание сердца, и рекомендовали не беременеть, но супруги так хотели ребенка, что решили рискнуть. Мальчик родился совершенно здоровым, впоследствии получил диплом той же «Щуки», и стал актером. Татьяны не стало в 2010-м, и Евгений Стеблов больно переживал потерю, ведь они прожили вместе 38 лет. Смерть Татьяны сильно отразилась и на их сыне Сергее. После похорон он просто куда-то исчез, и не давал о себе знать несколько месяцев. Потом он написал отцу, что решил посвятить себя служению церкви, и стал послушником Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря.
Спустя некоторое время в доме появилась новая избранница Стеблова – Любовь Глебова, с которой он познакомился у общих друзей. Женщина работает финансистом, у нее взрослая дочка и два внука.
Евгений Стеблов истинно верующий человек. В его жизни было одно очень серьезное испытание – автомобильная авария, которая случилась в 1976-м. Он тогда еле выжил. Буквально накануне трагедии он получил приглашение от режиссера Никиты Михалкова сняться в его картине «Неоконченная пьеса для механического пианино». Но судьба распорядилась иначе, и он вместо съемочной площадки попал на больничную койку, а потом потянулись долгие месяцы восстановления и реабилитации. После этой катастрофы он как-то по-новому взглянул на свою жизнь, произошла своеобразная переоценка ценностей.
Евгений как будто услышал голос Бога, который призывал его одуматься и понять, чего он действительно хочет, и к чему стремится. Это событие заставило изменить все предыдущее мировоззрение, и прийти к Богу. Наверняка вера жила в нем и раньше, ведь его предки были верующими дворянами, но понимание этого пришло только после трагедии.
Евгений Стеблов известен и еще одним своим талантом – писательским. В 2005-м он написал и выпустил книгу «Против кого дружите?». У актера есть и свои политические убеждения, которые он готов отстаивать. Вместе с другими творческими людьми он поддержал политику Президента России в отношении Украины и Крыма.
Стеблов сейчас
В 2015-м году Стеблов попробовал свои силы в режиссуре, и снял документальный проект «Сохрани мою речь навсегда». С тех пор он больше не снял ни одной картины.
Избранная фильмография
- 1963 — Я шагаю по Москве
- 1970 — Вас вызывает Таймыр
- 1977 — По семейным обстоятельствам
- 1979 — Родное дело
- 1986 — Русь изначальная
- 1990 — Еврейское счастье
- 1993 — Макаров
- 1999 — Сибирский цирюльник
- 1999 — Ужин в четыре руки
- 2002 — Кино про кино
- 2003 — Вечерний звон
- 2004 — Слушатель
- 2006 — Сыщик Путилин
- 2007 — День выборов
- 2013 — Студия 17
Ссылки
- Евгений Стеблов: «Я Таню не потерял, она со мной»
- Евгений Стеблов: «Заработок никогда не был для меня главным»
- Страница в Википедии