Феофан Грек — биография
Феофан Грек – известный русский иконописец родом из Византии, миниатюрист. Прославился своими монументальными фресковыми росписями.
Единственное «задокументированное» произведение Феофана Грека – росписи Спасской церкви в Новгороде. Есть сведения, что он расписал почти сорок церквей, написал множество икон и оставил свой след в книжной миниатюре. Но до наших дней дошли только фрески в Новгороде, книги, которые он украшал, все утрачены, а в отношении икон мнения искусствоведов разделись, они говорят о них, как о произведениях «кисти мастера Феофанова круга».
Уцелевших фактов биографии Феофана Грека так же мало, как и его наследия, дошедшего до наших дней. Общепринятая версия гласит, что Феофан родился в Византии, в самом ее сердце – Константинополе в 1340 году. Именно за это его прозвали Греком. На Руси он появился 30-летним юношей, в 1370-м году. Есть предположение, что он сопровождал митрополита Кирпиана в Новгород. Через два десятка лет переселился в Москву, где и прожил всю оставшуюся жизнь. Некоторые историки подтверждают, что Грек некоторое время жил в Коломне и Серпухове, оставил после себя много шедевров, которые, к сожалению, до нас не дошли.
Феофан Грек был приверженцем исихаизма. Согласно этому христианскому вероучению, медитация, это ни что иное, как познание божественного. Сведения о личной жизни иконописца также не сохранились, историки предполагают, что ни жены, ни детей у него не было.
Даже точная дата смерти неизвестна, считается, что умер Феофан Грек примерно в 1410-м году, хотя возможно и позже, но не далее, как в 1413-м. Смерть наступила от естественных причин, так как на тот момент он уже был глубоким старцем, ему шел восьмой десяток.
Основным источником биографических сведений о Феофане Греке стало письмо писателя и художника Епифания Премудрого, которое адресовалось преподобному Кириллу Белозерскому. В этом послании Епифаний рассказал о жизни и деятельности Грека, о методиках его работы.
Творчество
Если верить сведениям, полученным из письма Епифания, то за всю свою творческую биографию Грек работал над росписью более сорока каменных церквей, причем в самых разных городах, среди которых Константинополь (нынешний Стамбул), Галат, Халкидон, Кафа (современная Феодосия), и в древнерусских городах. До нашего времени дошли только несколько росписей в русских церквях.
Первая и единственная работа иконописца, официально зарегистрированная на бумаге – церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде, расположенная на Ильине улице. Остальные росписи Грека сохранились лишь фрагментами. По этим неповрежденным элементам мы можем судить о мастерстве иконописца и масштабе работы, проведенной для создания той или иной фрески.
Менее всего разрушения коснулись купола и «барабана». В центре этой конструкции Грек изобразил Пантократора, или как его называют иначе, Спаса Вседержителя, который одной рукой благословляет, а во второй держит книгу. Контур портрета взят в рамку, внутри украшен стихом из Псалтыря. Ниже небесного царя изображены архангелы, херувимы и серафимы. В таких же традициях оформлен купол не только в Новгороде, но и в Византии, во время создания фресок Грек брал за основу убранство собора Святой Софии.
Достаточно хорошо удалось сохраниться и троицкому приделу Спасо-Преображенской церкви. Наиболее ценным в этом шедевре можно считать фронтальное изображение Святой Троицы. Мастер воплотил свою задумку, расположил у ног святых Авраама и Сарру, которые подносят пищу гостям. Теперь на фреске можно рассмотреть только изображение Сарры.
В оформлении этой церкви Грек пользовался только двумя цветами – белилами и охрой, что отличалось от аналогичных росписей того периода. Нарушил иконописец и традиционную композицию, он намеренно расположил фигуры по кругу, убирая острые углы. Основной акцент Феофан сделал на ликах святых, они изображены реалистично, с тщательно прописанными деталями. Прототипами образов художнику служили новгородские отшельники.
Церковь в Великом Новгороде вынесла испытание тремя пожарами, которые случились в 1388-м, 1541-м и 1696-м годах. Огонь и высокая температура привели к изменению первоначального цвета фресок, они стали намного контрастнее.
К концу 1370-го у известного иконописца появились последователи. Его манеру использовали художники, расписывавшие церкви Федора Стратилата и Успения Богородицы. Новгородская икона «Отечество», принадлежащая кисти неизвестного художника, украшена серафимами, скопированными с фресок Спасо-Преображенской церкви.
Работы Грека, датированные 1380-ми годами, до наших дней не дошли. В своем письме Епифаний Премудрый писал, что в те годы Феофан занимался росписью храмов в Нижнем Новгороде. Там же принимал участие в реставрации церквей, которые пострадали от татаро-монгольских набегов. Кроме этого Грек трудился в Серпухове и Коломне.
Примерно в 1390-м году Грек поселился в Москве. Он занялся написанием икон и украшением церковных книг. В те годы художник принялся расписывать стены в доме Владимира Храброго, приходившегося двоюродным братом Дмитрию Донскому. По словам современников иконописца, терем князя Владимира украсила «невиданная и необыкновенная роспись». Принялся грек и за украшение храмов. Феофан Грек, иконописец Симеон Черный и их ученики принимали участие в росписи церкви Рождества Богородицы на Сенях. Московские князья «подрядили» Грека на оформление собора Святого Архистратига Михаила. К сожалению, этот памятник искусства до наших дней не сохранился, в 1505-м царь Иван III распорядился его разобрать.
Есть мнение, что именно он, прославленный византийский иконописец, иллюстрировал и вписывал буквицы в Евангелие для дипломата и московского боярина Федора Кошки и в Евангелие Хитрово. Авторство Грека подтвердить не удалось, но иллюстрации демонстрируют его характерную творческую манеру с использованием ярких и контрастных цветов и четко очерченных границ фигур. Эти работы он предположительно завершил в 1392 году. После проведенного художественного анализа, искусствоведы пришли к выводу, что Феофан Грек написал «Донскую икону Божией Матери» и «Успение Божией Матери».
Вторая из вышеназванных икон – двусторонняя. На одной стороне есть изображение церковного праздника, своеобразного посвящения смерти, или успение Пресвятой Богородицы. На другой стороне лик Богородицы с младенцем. Спустя некоторое время умиленному портрету на обороте придумали свое название – «Донская икона Божией Матери».
Первоначально эта икона предназначалась для Успенского собора в Коломне, а после ее перенесли в Благовещенский собор Московского Кремля. В 1552 году, отправляясь в казанский поход, ее забрал в дорогу царь Иван Грозный. В 1680-х годах эта икона сопровождала Василия Голицына на Русско-турецкой войне. В настоящее время икона «Донской Божией Матери» выставляется в Третьяковской галерее.
До 50-х годов прошлого века искусствоведы были уверены, что автором иконы «Преображение» в Спасо-Преображенском соборе Переяслава-Залесского был именно Феофан Грек. Но современным экспертам, сотрудникам Третьяковской галереи удалось доказать, что к созданию этого холста византийский иконописец не имеет никакого отношения. Такой вывод они сделали на основании того, что Грек никогда не пользовался слишком яркими цветами, и она написана в нехарактерной для него цветовой гамме. Теперь икону выставляют в экспозиции музея, как работу «неизвестного иконописца».
В 1405 году приступили к росписи Благовещенского собора, причем с этой целью пригласили самых известных мастеров – Андрея Рублева, Феофана Грека, Прохора с Городца. Многие искусствоведы придерживаются мнения, что иконы на иконостасе этого собора написал именно Грек. Стоит отметить, что иконостас в этом соборе тоже уникальное явление в оформлении церкви. Он был первым на Руси, где фигуры святых выполнены в полный рост.
В Благовещенском иконостасе девять икон. На них изображены Апостол Петр, Василий Великий, Богоматерь, Архангел Михаил, Иоанн Предтеча, Спас Вседержитель, Апостол Павел, Архангел Гавриил, Иоанн Златоуст. Феофана считают автором этих икон по той причине, что манера, в которой они написаны, практически идентична с той, в которой расписана Спасо-Преображенская церковь в Великом Новгороде.
Герои икон Феофана Грека получались какими-то очеловеченными или обожествленными, он создавал их по наитию. Иконописец часто прерывал работу, вел беседы с прихожанами или служителями церкви, это давало ему возможность осмыслить следующий шаг, обдумать мазок, который он собирался нанести на полотно. Манера Феофана Грека создавать свои фрески – скоропись, которая не предполагает детальную проработку каждой детали изображения.
По мнению части искусствоведов, Грек в своей работе использовал монохромную технику, отдавая предпочтение красно-коричневым тонам. Другие специалисты уверены, что это время наложило свой отпечаток на некоторые цвета, и что Феофан работал с обширной палитрой цветов, которая, к сожалению, не сохранилась после реставрационных работ. Ведь чтобы «добраться» до шедевров византийского мастера, реставраторы местами сбивали штукатурку, работали с использованием извести.