Игорь Алексеевич Васильев

Игорь Васильев — биография актера


Игорь Алексеевич Васильев был совсем не похож на большинство своих коллег-актеров, в первую очередь благодаря своей какой-то особой таинственности и необычной поэтичности.

В этом талантливейшем человеке сочетались способность к тонкому пониманию образов, эмоциональность и убедительность игры. При этом в биографии Васильева были одинаково успешные роли как в театре, так и в кино.

Детские годы

Игорь Алексеевич Васильев родился 20 мая 1938 года в Москве, в семье довольно знаменитого на то время архитектора Алексея Васильева. Сам будучи влюблен в искусство, отец смог привить эту любовь и своему сыну. До увлечения театром самой главной страстью юного Васильева было чтение.

Игорь Васильев в детстве
Фото: Игорь Васильев в детстве

Его родители смогли собрать обширную и разностороннюю библиотеку, книги из которой стали для Игоря настоящим сокровищем. Он читал увлеченно и очень много, в воображении рисуя себя на месте героев романов и повестей. По своей природе будучи не слишком общительным и погруженным в себя, Игорь Васильев с самого детства отличался глубоким переживанием за судьбу каждого книжного персонажа, что наложило ощутимый отпечаток и на стиль его игры уже как актера. Именно любовь к чтению и столь развитое воображение дали ему толчок к выбору жизненного пути, на котором Васильев смог проявить все свои лучшие качества.

Получение образования и первые шаги в актерской профессии

После получения среднего образования молодой Игорь Васильев твердо решил стать актером, поэтому поступает в школу-студию, действующую при МХАТе — перенимать знания великих мастеров сцены здесь было одной из самых желанных целей для начинающих актеров со всего СССР. Васильев оказался талантливым и прилежным студентом, проявлявшим непритворную любовь к актерской игре, и по окончании школы-студии остается работать при МХАТе.

Игорь Алексеевич Васильев

Начало карьеры Васильева во МХАТе совпало с не совсем благоприятными для самого театра временами. Постоянные раздоры, отсутствие профессионального и выверенного режиссерского подбора актеров для спектаклей ухудшало положение театра и сплоченность труппы, что незамедлительно сказывалось на его популярности среди зрителей, которые все реже посещали театр. Однако Игорь Васильев в этих склоках занял на удивление спокойную и нейтральную позицию, ставя во главу угла только искусство. Яркий талант актера в нем проявлялся уже тогда, несмотря на столь тяжелые условия существования театра. Популярность Васильева возрастала, поскольку зритель сразу же оценил искренность и эмоциональность его игры, которая стала настоящей жемчужиной многих спектаклей на подмостках МХАТа.

Работа в театре «Современник»

Семилетняя работа в «Современнике» принесла Игорю Васильеву заслуженное признание среди поклонников и коллег. Он был одним из тех, кто стоял у истоков образования «Современника», создание которого было плодом вдохновленной деятельности молодых выходцев из МХАТа. Спектакли этого театра казались зрителям свежими и оригинальными, их оформление и постановка были довольно необычными, поэтому длительные гастроли были для труппы «Современника» обычной практикой. Васильев как один из его ведущих актеров видел в деятельности театра новые перспективы и возможности как для всей труппы, так и для собственной карьеры.

Игорь Алексеевич Васильев

Время работы здесь ознаменовалось для Васильева крепкой дружбой с Олегом Ефремовым, который тогда руководил труппой «Современника». Эту дружбу актеры продолжили и после того, как в начале 70-х годов Ефремов перешел назад во МХАТ, заняв предложенную ему должность руководителя театра. Успех «Современника» к тому времени уже значительно угас, гастроли происходили все реже, и в конечном итоге Васильев последовал примеру Ефремова, также вернувшись на свое прежнее место работы в 1970 году.

Главные театральные роли Игоря Васильева

Возвращение во МХАТ стало для Васильева судьбоносным, здесь ему суждено было проработать следующие 30 лет своей жизни. Зрителя всегда покоряла необыкновенная харизма актера, который умел передавать самые неуловимые и тонкие переживания своего персонажа.

Наиболее полюбилась публике игра Игоря Васильева в роли Свидригайлова из «Преступления и наказания», а также выступления в роли Егора Глумова в знаменитой комедии «На всякого мудреца довольно простоты» авторства Островского.

Роли в кинематографе

Несмотря на свою основную актерскую деятельность на подмостках МХАТа, Игорь Алексеевич Васильев смог себя проявить также как тонкий актер кино. Поначалу его роли были преимущественно эпизодическими, иногда он мог появиться в фильме всего на несколько минут, однако завораживал сердца зрителей своей естественностью и чувственной игрой.

Наибольшую популярность Васильеву обеспечила сыгранная им роль офицера абвера Шлоссера в фильме «Вариант Омега».

Играть расчетливого, прагматичного и холодного немца, казалось, было сложной задачей для романтичного и мечтательного Васильева. Однако, как только фильм вышел в прокат, именно полковник Шлоссер в исполнении гениального Игоря Алексеевича стал для зрителя самым магнетически притягательным и любимым героем. Даже сейчас, по прошествии многих лет после премьеры картины, актерская игра Васильева без преувеличения завораживает, а его фотография в форме немецкого офицера стала одной из визитных карточек актера.

Игорь Алексеевич Васильев

После великолепно исполненной роли полковника Шлоссера Игорь Васильев стал по-настоящему модным и востребованным советским актером. Его фотографиями пестрели страницы журналов, а следующие не менее удачные работы в лентах «Похищение в Савойе», «Трактир на Пятницкой», «Вернемся осенью», «Завещание профессора Доуэля» и целом ряде других картин только укрепили и так огромную популярность актера, принеся ему заслуженную славу.

Среди более современных актерских работ Васильева в кино следует отметить его участие в историческом сериале «Пером и шпагой», где он играет роль шевалье Д’Эона, а также отличную ленту «Искушение Дирка Богарда», в которой Васильеву предоставили главную роль.

Личная жизнь

Игорь Васильев, несмотря на огромную популярность, не стремился выносить перипетии личной жизни на суд публики, а все, что касалось отношений с женщинами, вообще было и остается тайной за семью печатями, которую могли знать только немногие люди, близкие актеру.

Игорь Алексеевич Васильев

Большинству известно, что он несколько раз был женат, при этом зрители часто слышали имя лишь одной его бывшей жены — Ирины  Мирошниченко, их брак продержался всего лишь пять лет. По некоторым данным, последней женой актера была Людмила Васильева сопровождавшая его до самой кончины. Семья проживала в Барвихе, где продолжает жить супруга актера.

Смерть

Игорь Алексеевич Васильев с самого начала своей актерской карьеры отличался завидным трудолюбием, выходя на сцену даже в плохом самочувствии. Неустанно работать он продолжал вплоть до самой своей смерти 23 декабря 2007 года. Последней его ролью во МХАТе была роль старого Али в постановке «Тутиш».

Причиной смерти актера стал инфаркт, похоронили Игоря Алексеевича в родной Москве. Спектакль «Тутиш» в память о Васильеве был повторно сыгран через неделю после кончины актера.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.