Иван Яковлевич Билибин

Иван Билибин — биография


Иван Билибин – русский и советский художник, иллюстратор, театральный оформитель и педагог. После вынужденной эмиграции вернулся в СССР, где скончался в блокадном Ленинграде.

Первая работа художника-оформителя Ивана Билибина датируется 1899 годом. Это была иллюстрация к книге «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке», созданная под влиянием картин Виктора Васнецова. Все последующие годы творец так или иначе обращался к русскому народному фольклору, воплощая на бумаге волшебные сказки и древние былины.

Графические рисунки Ивана Яковлевича выставлялись в Третьяковской галерее и Русском музее, а его эскизы театральных декораций пользовались огромным спросом в Европе и странах латинской Америки. Мастер декоративной живописи оставил после себя около двухсот великолепных работ, которые по сей день с гордостью выставляют в лучших отечественных и зарубежных галереях.

Детство и юность

Биография художника началась 16 августа 1876 года в Тарховке – бывшем дачном поселке неподалеку от Петербурга. Отец семейства Билибиных, Яков Иванович, сделал карьеру военного врача в прибалтийском морском госпитале. Мать имела отличное образование, но после рождения детей – Ивана и Александра – полностью посвятила себя им.

Любовь к искусству у Ивана возникла не случайно: оба родителя обожали живопись. Как вспоминал сам иллюстратор, в их интеллигентной семье царили несколько либеральные нравы. Мать с отцом всегда с нетерпением ждали проведения передвижных выставок, к этому трепетному ожиданию подключался и маленький Ваня. С ранних лет мальчик знал имена всех живописцев, творивших в России.

Иван Яковлевич Билибин
Портрет Ивана Билибина в молодости

Мама прекрасно играла на фортепиано: по вечерам семья часто устраивала любительские концерты, собираясь у инструмента. Билибин-младший редко играл с друзьями во дворе – вместо этого предпочитал заниматься чтением и рисованием.

В конце 1880-х юноша поступил в Первую Петербургскую гимназию. Обучение давалось легко, особенно будущему художнику нравились точные науки. Успехи в учебе принесли гимназисту серебряную медаль, что стало предметом гордости всей семьи. Особенно радовался за Ивана его дядя – преподаватель и создатель учебной литературы Николай Билибин.

Если выдавалась свободная минутка, начинающий художник неизменно брался за карандаши. В основном его первые работы были посвящены природе и всему окружающему миру. Так появились картины «Сосновый бор», «Домик в лесу», «Пейзаж». В подростковом возрасте Иван решил усовершенствовать свои навыки рисования, поступив в школу при Обществе поощрения художеств. Обучался молодой человек у известного мастера Яна Ционглинского, о котором Билибин впоследствии отзывался тепло и с безмерным уважением.

Гимназию молодой человек окончил в 1896 году. Он мечтал поступить в Академию художеств и продолжить заниматься живописью, но отец этот выбор не одобрил. Яков Иванович считал, что сын должен получить серьезную профессию, а рисованием он попросту не сможет обеспечить себе достойное существование. Дабы не ссориться с родителями, Иван поступил в Петербургский университет на юридическое отделение.

Обучаясь юриспруденции, студент продолжил заниматься любимым делом. После занятий он сочинял сказки, снабжая их собственными иллюстрациями. По воспоминаниям друзей художника, его произведения пользовались огромной популярностью среди молодежи.

Весной 1898 года, окончив второй курс университета, Билибин отправился на каникулы в Европу. Оказавшись в Мюнхене, юноша посетил все существовавшие тогда музеи и галереи, где своими глазами увидел знаменитые полотна Рембрандта, Леонардо да Винчи, Рафаэля. Здесь же молодой живописец открыл для себя творчество фантазийных мастеров Франца фон Штука и Арнольда Бёклина. Все лето, проведенное в Германии, Иван посвятил занятиям в мастерской Антона Ашбе, известного в те годы преподавателя живописи. Глотнув воздух свободы в европейских мастерских, в консервативный Петербург Билибин возвращался неохотно.

Живопись

Вернувшись в Россию, художник поступил на обучение к Илье Репину в его Тенишевскую студию. Занятия у знаменитого творца были ежедневными, с одним лишь выходным по воскресеньям. Это были самые счастливые месяцы в жизни Билибина. В своих воспоминаниях он писал, что занимался творчеством целыми днями и даже ночью, вскакивая с кровати и зарисовывая эскизы. Университетские лекции в этот период отошли на второй план: в стенах учебного заведения студент появлялся лишь для сдачи сессий.

Иван Яковлевич Билибин
«Царевна-лягушка»

В начале 1898-го Иван побывал на экспозиции картин Виктора Васнецова, проходившей в Академии художеств. Звездой выставки стала картина «Богатыри», которую живописец завершил только что. Работами великого мастера Билибин был впечатлен настолько, что еще несколько дней ходил сам не свой. Будущий мастер наконец понял, к чему так долго стремилась его душа. Вдохновившись «Богатырями», Иван Яковлевич начал работу над иллюстрациями к произведениям «Царевна-лягушка» и «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». Рисунки автора попали в Экспедицию заготовления ценных бумаг, где как раз шла работа над книгой русских сказок. Билибин получил свой первый заказ на иллюстрации, который он должен был выполнить за четыре года.

Диплом об окончании юридического факультета студент получил в 1900 году. Продолжив заниматься с Репиным, Иван поступил в училище на базе Академии художеств, поначалу вольнослушателем. Параллельно художник сотрудничал с изданием «Мир искусства», для которого оформлял полосы и участвовал в выставочной деятельности.

В рамках договора с Экспедицией в 1901 году иллюстратор оформлял книгу со сказками «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Марья Моревна», «Белая уточка». Через год мастер закончил иллюстрировать издание «Княгиня на теремной башне». В своих работах Билибин использовал новый подход к рисунку, по-своему располагая главных персонажей и окружающие их предметы. Каждую иллюстрацию мастер обрамлял декоративной рамкой с замысловатыми геометрическими узорами. После выхода книги сказок об Иване Яковлевиче узнала вся страна. Вскоре его оформительскую манеру переняли такие художники, как Борис Зворыкин и Эрнест Лисснер.

В мастерской Репина Иван познакомился с Марией Чемберс, также являвшейся оформительницей книг. В 1902 году молодые люди сочетались браком, после чего в их семье появилось двое детей.

Несколько лет автор мечтал о поездке в северные регионы, и летом 1902-го эту затею удалось осуществить. Посетив Архангельские и Вологодские земли, Иван Яковлевич так очаровался красотой русских лесов и рек, что в последующие годы повторил это путешествие дважды. Следующие поездки художник осуществил в рамках задания Русского музея: для этнографической коллекции были необходимы новые экспонаты, за которыми Билибин и отправился. Эти экспедиции научили иллюстратора максимально точно передавать детали: элементы архитектуры и костюмов художник отныне изображал, сверяясь с историческими книгами. Северные пейзажи вдохновили Билибина на оформление книги «Вольга» о старинных русских героях былин. Одновременно с этим мастер создавал открытки с видами северных городов и брал частые заказы от небольших издательств.

Иван Яковлевич Билибин
«Сказка о царе Салтане»

В 1904-м на полках букинистических магазинов появилась книга Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане», проиллюстрированная Билибиным. Оформитель трудился не торопясь, уделяя внимание каждой мельчайшей детали и качеству выполненной работы. Первым делом автор делал эскиз на бумаге, далее дорабатывал детали на кальке и только после этого переносил рисунок на ватман. Характерной особенностью иллюстраций мастера были четкие, идеальные линии, за которые приятели прозвали Ивана «Железной рукой». По мнению живописца Николая Радлова, Билибин стал настоящим отечественным профессионалом книги.

Художник тщательно подбирал цветовую гамму, учитывая особенности типографского оборудования. Особое внимание он уделял толщине бумаги, из-за чего его работы после печати сохраняли отличное качество. Книга о сказочном Салтане стала настоящим шедевром, а все графические оригиналы иллюстраций к ней вскоре приобрел императорский Русский музей.

Билибин не отказывался и от мелких заказов, оформляя книжные, журнальные обложки, рисуя рекламные плакаты и афиши. Попутно мастер создавал новые шрифты, которые с удовольствием брали на вооружение другие оформители.

Иван Яковлевич Билибин

К революции 1905 года художник отнесся благосклонно, так как придерживался либеральных и антимонархистских взглядов. В те годы Иван Яковлевич создал немало сатирических работ для оппозиционных журналов «Жупел» и «Адская почта». Одной из самых острых карикатур стала иллюстрация «Осел», изображавшая животное с монаршими регалиями. В качестве рамки для этой работы автор применил символ императорской династии Романовых – грифонов. Карикатурный рисунок вызвал жесткую реакцию «сверху», и вскоре издание «Жупел» было закрыто. Самого Билибина арестовали, а в его квартире устроили погром. До реального срока заключения дело не дошло: через несколько дней художника выпустили на свободу.

В 1907-м по просьбе драматурга Николая Евреинова оформитель взялся за работу над эскизами декораций для спектаклей Старинного театра. Среди ярких работ Билибина для театра – оформление драмы «Действо о Теофиле», повествующей о временах Средневековья. Мастер разделил сцену на три зоны – землю, ад и рай, таким образом объединив несколько мест действия постановки.

Иван Яковлевич Билибин
Художник Иван Билибин

После успешной премьеры Ивана пригласили принять участие в оформлении дягилевской антрепризы. Задачей художника была разработка костюмов для оперы «Борис Годунов» композитора Модеста Мусоргского, где главную партию исполнял Федор Шаляпин. Спектакль, прошедший в Гранд-Опера, принес славу режиссеру, артистам и создателю декораций Билибину. После премьеры постановки автора признали талантливейшим театральным художником.

Спустя год Иван Яковлевич взялся за работу над эскизами к опере «Золотой петушок» Римского-Корсакова. Далее последовали декорации для спектаклей «Руслан и Людмила» и «Садко». В 1910-м художнику довелось потрудиться над костюмом самой Анны Павловой, исполнившей главную роль в балете «Дочь фараона».

В этот период имя русского оформителя стало известно не только на родине, но и за границей. Его называли талантливым новатором, не боящимся смелых интерпретаций. У Билибина появилась масса подражателей, а многие из его художественных приемов театральные художники используют по сей день.

Иван Яковлевич Билибин
«Сказку о золотом петушке»

Работа в театре занимала почти все время, но автор продолжал заниматься иллюстрациями печатных изданий. В 1910-м по заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг Иван Яковлевич оформил «Сказку о золотом петушке», ставшую его известнейшим трудом. После выхода книги весь цикл эскизов тотчас выкупила Третьяковская галерея. В иллюстрировании издания Билибину помогли зарисовки, сделанные ранее для одноименной оперной постановки. Эту работу отличает обилие ярких цветов, гротескных образов и тщательность, с которой проработана каждая деталь. Внимание читателя привлекалось именно к иллюстрациям, а авторский текст был размещен сверху.

Художник успевал вести преподавательскую деятельность, читая еженедельные лекции в Обществе поощрения художеств, слушателем которой был когда-то сам. Среди его учеников было много талантливых живописцев, впоследствии сделавших карьеру в оформительском деле. Одна из подопечных творца — Рене О’Коннель – в 1912 году стала его женой после развода с Марией Чемберс.

Эмиграция и возвращение на родину

После февральской революции 1917 года монархия в России была свергнута, а власть оказалась в руках Временного правительства. Билибин стал автором эмблемы для вновь созданной республики. Этот символ власти некоторое время официально использовался на документах и денежных купюрах. Основой рисунка стал двуглавый орел, только без императорских регалий. В народе новую эмблему стали шутливо называть «ощипанной курицей». В 1992 году по решению российского правительства орел Билибина стал символом главного банка страны.

При Временном правительстве Иван Яковлевич вступил в Особое совещание по делам искусств, возглавляемое Максимом Горьким.

Иван Яковлевич Билибин
Иван Билибин в Батилимане

В отличие от Февральской, революцию большевиков Билибин не поддержал. С началом беспорядков художник вместе с супругой Рене покинул Петербург, перебравшись в собственный домик в Крыму. Здесь семья прожила около двух лет, до тех пор, пока на полуостров не прибыли отряды Красной Армии.

Вместе с остатками отступающих белогвардейцев живописец добрался до Новороссийска. Отсюда вместе с другими бегущими от нового режима людьми Билибин отправился в эмиграцию, а Рене О’Коннель пожелала остаться в России. В конце февраля 1920-го пароход «Саратов» с Билибиным на борту взял курс на остров Кипр, но так до него и не добрался. По пути среди членов экипажа и пассажиров произошла вспышка тифа, и высадка в месте назначения стала невозможной. Россиян отправили на карантин в Александрию, после чего перевезли в лагерь беженцев, разбитый близ Каира.

В палаточном лагере иллюстратор провел всю зиму 1920 года. В мемуарах беллетриста Александра Яблоновского есть записи о том, что жизнь в этом временном пристанище была крайне бедной и тяжелой. Черная работа стала уделом каждого беженца, независимо от статуса и общественного положения. Иван Яковлевич вместе с товарищем-военным отвечал за наличие дров на кухне, где готовилась еде на всех проживающих в лагере.

Перебраться с окраины в Каир Билибину удалось только весной. В городе художник основал мастерскую, и вскоре его дела пошли в гору. О талантливом мастере быстро узнали богатые греки, среди которых стало модно заказывать картины именно у русского эмигранта.

В Каире оформитель восхищенно осматривал местные достопримечательности, удивляясь причудливой архитектуре старинных мусульманских кварталов. Впечатления от увиденного не могли не отразиться на творчестве автора: в этот период он создал ряд работ с восточными мотивами.

Иван Яковлевич Билибин
Иван Билибин с семьей

Здесь же в личной жизни знаменитого живописца случился новый поворот – он женился в третий раз. Избранницей стала прибывшая в Каир Александра Щекотихина-Потоцкая, которая когда-то была ученицей мастера. Женщина уже давно жила за рубежом, но связь с родиной поддерживать не переставала. Художница сотрудничала с Петроградским фарфоровым заводом, предоставляя на производство эскизы для оформления керамики. Русские эмигранты нашли много общего и вскоре дружеские чувства переросли в любовь. После свадьбы Иван и Александра переехали в город Александрия, а позже обосновались в Париже. Во Франции художник работал в эмигрантской прессе, создавая обложки для газет и журналов, рисуя афиши.

В конце 1920-х по заказу певицы Марии Кузнецовой-Бенуа мастер создал эскизы декораций для «Частной парижской оперы». За театральный сезон вышло три постановки, оформленные Билибиным: «Сказание о невидимом граде Китеже», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане». После громких премьер заказы посыпались, как из рога изобилия: сотрудничать с Иваном Яковлевичем желали ведущие мировые театры. В 1931-м в Буэнос-Айресе состоялся показ спектакля «Жар-птица» по произведению Стравинского, а позже художника пригласили к сотрудничеству чешские режиссеры.

Книга «Сказка о рыбаке и рыбке», увидевшая свет в 1933 году, добавила русскому иллюстратору известности. По мнению многих эмигрантов, это издание стало настоящим подарком для детей, начавших забывать свои исторические корни.

Иван Яковлевич Билибин
Иван Билибин в творческом процессе

С 1936 года Билибин начал работать с иностранными произведениями: первым из них стала «Русалочка» датского сказочника Ганса Кристиана Андерсена. С этого момента от предложений зарубежных издательств не было отбоя: вскоре автор рисунков заключил контракт на оформление сразу нескольких немецких и французских сказок.

Во Франции художник повстречал советского дипломата Владимира Потемкина. Частое общение переросло в дружбу, и через некоторое время художнику прислали заказ на оформление здания посольства СССР в Париже. По совету Потемкина осенью 1936 года Билибин вместе с семьей вернулся на родину, поселившись в Ленинграде.

Работу в Советском Союзе иллюстратор нашел довольно быстро: его пригласили в графическую мастерскую Института живописи на профессорскую кафедру. Одновременно с преподавательской деятельностью Иван Яковлевич работал оформителем в Театре драмы имени А. С. Пушкина и Театре оперы и балета имени С. М. Кирова. В конце 1930-х Билибин создал цикл эскизов к произведению А. Толстого «Петр I», а вскоре вышла проиллюстрированная им книга «Песня про купца Калашникова» великого русского поэта М. Ю. Лермонтова.

Смерть

На осень 1941 года планировалась персональная выставка работ Ивана Билибина, но Великая Отечественная война внесла свои коррективы. У художника была возможность эвакуироваться из осажденного Ленинграда, но он отказался.

Иван Яковлевич Билибин

Причиной смерти знаменитого живописца 7 февраля 1942 года стало истощение. Его последним пристанищем стало Смоленское кладбище Северной столице, где находится братская могила профессоров Академии художеств.

Избранные произведения

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Иван Яковлевич Билибин?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя