Марианна Вертинская — биография
Марианна Вертинская – актриса театра и кино, прославившаяся ролями в фильмах «День семейного торжества», «Капитан Немо».
Красавицу Марианну Вертинскую советские зрители запомнили с первых ее ролей в кино. И дело вовсе не в выдающейся внешности актрисы, а в оригинальном сплаве таланта и красоты, ее умении вжиться в роль. Как говорит сама актриса, она никогда не играла, а просто проживала кусочек жизни той женщины, в которую ей нужно было перевоплотиться. У нее было не слишком много ролей в кино, Марианна не свойственно хвататься за любую работу, зато все эти роли считаются безупречными по своему исполнению.
Детство и юность
Марианна Вертинская родилась 28 июля 1943 года. Ее семья в то время жила в Шанхае. Отцом девочки был знаменитый шансонье Александр Вертинский, которому в то время исполнилось уже 52 года. Зато мама малышки была совсем юной особой – к этому периоду Лидии Вертинской (Циргвава) исполнилось только двадцать лет. В годы войны в Китае жилось тяжело, японцы не пропускали в страну иностранные товары, это было время тотального дефицита. С огромным трудом, например, можно было добыть таблетку аспирина для заболевшего ребенка.
Семья Вертинских переживала немалые материальные трудности, необходимое было, но в основном приходилось жить в долг. Знаменитый шансонье частенько проделывать такую операцию – сдавал в ломбард свой шикарный фрак, а перед выступлением выкупал его обратно. Александру хотелось на Родину и он упорно добивался этого. К тому времени с него уже сняли необоснованное обвинение в шпионаже, из-за которого приходилось скитаться в эмиграции. Когда малышке исполнилось три месяца, Вертинские переселились в Москву. Вскоре в их семействе родилась вторая дочь – Анастасия Вертинская, которая также стала знаменитой актрисой.
Вернувшись в СССР, Лидия Вертинская стала сниматься в кино, учиться живописи. Ее муж хорошо понимал, что забота о материальном состоянии семьи когда-то полностью упадет на хрупкие плечи супруги. Он очень трепетно относился к своим девочкам, яркую, подвижную, импульсивную Марианну часто называл «солнышком в консервах». Само ее имя было очень необычным для советского ребенка. Лидия Вертинская назвала девочку по имени возлюбленной Робин Гуда, зарубежный фильм о котором ей очень нравился. Сочетание красивого имени и знаменитой фамилии звучало очень гармонично, однако близкие и друзья чаще всего называли Марианну просто Машей.
Когда эйфория после возвращения на Родину прошла, Вертинский осознал, что здесь ему не слишком рады. Его творчество плохо вписывалось в советскую действительность. Зрители были рады знаменитому шансонье, однако чиновники от искусства из сотни его песен сразу забраковали две трети. На концертах певца всегда присутствовал цензор, и это угнетало артиста. Вертинскому приходилось давать 24 концерта за месяц чтобы его семья не нуждалась, а жена могла учиться. Дом звездной семьи был открытым, певец поддерживал хорошие отношения со многими деятелями искусства, среди которых были известные артисты, режиссеры.
Родители были очень внимательными по отношению к своим девочкам. При всей своей занятости и постоянных гастролях, Вертинский всегда выкраивал время для общения с дочками. Когда он узнал, что Марианна мечтает об актерской карьере, то сделал все, чтобы с его дочкой занимались лучшие педагоги. Этих усилий было достаточно, чтобы способная девушка впоследствии без проблем поступила в Щукинское училище.
Знаменитый певец скончался в 1957 году. Марианне, очень любившей отца, не хватало и до сих пор не хватает его тепла и заботы. Однако надо было жить дальше, получать профессию, работать. Ее матери приходилось нелегко – после смерти мужа все материальные проблемы пришлось решать ей. Хорошо, что к этому времени она уже стала художницей и могла продавать свои картины.
Театр
После получения диплома Марианну приняли на работу в Театр имени Вахтангова. Здесь актриса проработала всю жизнь, ушла на пенсию в 2005 году. Она играла Маркизу в «Мещанине во дворянстве», Коринну в «Игре в каникулы», Огюстину в пьесе «Лето в Ноане». В постановке «Женитьба Бальзаминова» Вертинская играет роль Анфисы, в «Варварах» она перевоплощается в Лидию Павловну.
Фильмы
В 1961 году на экраны страны выходит фильм «Високосный год», где юной Марианне доверили роль Кати Борташевич. Играя дочь аморального советского чиновника, которого ждет неминуемый арест, молоденькая актриса всерьез заявила о себе. Кинокритики отмечали, что ее работа привлекала к себе внимание, и Вертинская умела его удержать. Режиссеры заметили яркую внешность девушки со знаменитой фамилией, ее несомненный талант.
Следующая роль не заставила себя ждать, ее пригласили сниматься в фильме «Застава Ильича». И хотя судьба картины была сложной, ее пришлось долго переделывать из-за многочисленных замечаний, в 1964 году ее все-таки увидел советский зритель. «Мне двадцать лет» — так стала называться картина, этот настоящий гимн хрущевской «оттепели», фильм о молодежи. Марианне здесь досталась роль Ани, представительницы «золотой молодежи», и она справилась с работой просто блестяще.
Этот оптимистический, жизнеутверждающий фильм стал настоящей путевкой в жизнь для начинающей актрисы. Вскоре она получила приглашение на роль в детской сказке «Город мастеров». В основу сказочной истории были положены исторические события, которые происходили в Европе в Средневековье.
Фильм-комедия «Семь невест ефрейтора Збруева» (1970) также не обошелся без участия Вертинской. Несмотря на простоту и непритязательность сюжета, создателям фильма удалось показать реальную жизнь того времени. В поисках подходящей невесты молодой человек объехал всю страну. И хотя ту пору часто называют застоем, на самом деле жизнь в стране кипела, обновлялась, весь Советский Союз был похож на одну большую стройку. И это вселяло в людей оптимизм, веру в будущее. Фильм получился светлым, приятным и достоверным.
В фильме «Денискины рассказы» (1970), который его создатели составили из четырех новелл, Вертинская исполняет роль молодой мамы. Ее сын Дениска – большой выдумщик и фантазер. Он живет радостно, с удовольствием, иногда шалит и не слушается, но в целом это замечательный маленький человек с уже сложившимся философским взглядом на жизнь. Быть мамой такого ребенка непросто, но очень приятно, и Марианна Вертинская работала над этой ролью с особым удовольствием. Самого Виктора Драгунского, автора книги, вдохновил на ее написание его сынишка.
В середине 70-х годов все советские зрители с большим удовольствием смотрели картину «Капитан Немо». При создании нашумевшего трехсерийного фильма использовались два приключенческих романа Жюль Верна. Речь идет о книгах «20 000 лье под водой», «Паровой дом». Марианна перевоплощается в Жаклин Тюссо, супругу профессора Аронакса. И опять ей удалось очень точно передать характер своей героини, за что талантливая актриса получает следующую порцию признательности и любви благодарных зрителей.
Вертинская играет Анну Воробьеву, подругу главной героини в картине «Одинокая женщина желает познакомиться» (1986). Налаженная, вполне обеспеченная жизнь не в радость, когда человек одинок. Сухая, сдержанная и в то же время излишне нервная Клавдия не готова к тому, что на ее объявление откликнется мужчина, попавший в тяжелые жизненные обстоятельства. Но ее порядочность и доброта, которая выражается не в словах, а в действиях, дает надежду, что у этой пары есть будущее. Анна Воробьева, по совету которой и были развешаны объявления, не поддерживает подругу, считая, что та наживет себе массу проблем. И опять зритель видит перед собой очень точный и достоверный образ обычной женщины, любыми методами пытающейся уберечь Клавдию от роковых ошибок.
В самом конце эпохи советского кино актрисе досталась главная роль в фильме «Гражданский иск». Ее партнерами в картине была целая звездная команда – Виталий Соломин, Владимир Конкин, Петр Вельяминов. В фильме «Женщина в море» актриса снимается в паре со Станиславом Любшиным. В 90-х годах Марианна не снимается в кинофильмах. После десятилетнего перерыва Вертинская осчастливила своих поклонников появлением в фильме «Наследницы», «Влюбленные 2», «Союз без секса».
Последней ее работой стала роль гадалки в фильме «Одна любовь души моей». Фильм посвящен Марии Раевской, которая долгие годы была музой для Александра Пушкина. Это фильм Натальи Бондарчук, где главную роль играет Сергей Безруков. Интересный факт – в картине снимался и Борис Хмельницкий, который когда-то был вторым мужем Марианны.
Личная жизнь
Марианна – особенная женщина, сумевшая до солидного возраста сохранить свою необыкновенную привлекательность. Кроме использования достижений пластической хирургии, у этой дамы есть свой секрет, позволяющий ей не стареть. Она была и осталась оптимисткой, считающей, что зацикливание на негативных сторонах жизни приводит к быстрому старению и профессиональному выгоранию. Человек должен вырабатывать в себе необходимое качество – умение прощать. Сама Марианна владеет этим в совершенстве. Именно поэтому у нее сохранились добрые отношения со всеми тремя мужьями. Огромную роль в жизни этой женщины играют и ее друзья.
В молодости Вертинская была необычайно хороша собой, являлась своеобразным эталоном женской красоты. Ее прическе, манере подводить глаза подражали многие девушки Советского Союза. Свет и тепло, который излучает эта женщина, всегда манил мужчин. Ее красота могла покорить любого состоятельного мужчину, но Вертинская не была расчетливой соблазнительницей, она искала другого, ее привлекала только любовь и талант.
У актрисы было три мужа. Первым расположения знаменитой и талантливой красавицы добился архитектор Илья Былинкин. В этом браке родилась дочь Саша. Сейчас Александра живет в Москве, она художница и телеведущая. Вторым мужем актрисы стал Борис Хмельницкий, ее давний поклонник. Ему удалось обратить на себя внимание этой женщины в перерывах между ее увлечениями. Марианна наконец разглядела, что это очень достойный и порядочный мужчина, и вышла за него замуж.
Борис Хмельницкий – актер театра и кино, композитор. В этом браке тоже родилась девочка, ее назвали Дашей. Борис часто был в отъезде, на гастролях, Марианна оставалась с детьми одна. Актрисе не нравилось активное вмешательство свекрови в их семейную жизнь. Пожилая властная женщина, привыкшая руководить сыном, пыталась точно также обращаться с невесткой. Все это не способствовало созданию теплого микроклимата в семье, к которому привыкла Марианна.
Когда они с мужем решили расстаться, маленькая Даша осталась жить в семье отца. Это получилось случайно, Марианна отправилась на юг, оставив дочку с папой. На отдыхе она встретилась с Зораном Казимировичем, предпринимателем, который был на 9 лет младше актрисы. Пара решила создать семью, но Хмельницкие, Борис и его мама, не собирались расставаться с Дашей.
Девочка выросла в доме отца и долгое время относилась к маме с предубеждением, которое ей внушила бабушка. Теперь отношения мамы с Дарьей, ставшей дизайнером, наладились. Марианна тепло относится к своим дочерям и трем внучкам, и совсем не скучает по работе в театре и кино.
Избранная фильмография
- 1961 — Високосный год
- 1964 — Застава Ильича
- 1965 — Город мастеров
- 1965 — Перекличка
- 1970 — Семь невест ефрейтора Збруева
- 1970 — Хозяин
- 1971 — Конец Любавиных
- 1975 — Капитан Немо
- 1976 — День семейного торжества
- 1976 — Смерть под парусом
- 1986 — Одинокая женщина желает познакомиться
- 1992 — Женщина в море
- 2001 — Наследницы
- 2004 — Союз без секса
- 2005 — Наследницы 2