Наталью Седых — биография
Наталью Седых знают как популярную актрису кино и театра, балерину. Она сыграла много ролей в театре и кино, но узнаваемость и сердца зрителей из всей ее творческой биографии завоевала именно ее Настенька – главная героиня в сказке «Морозко», нежная, артистичная, поразительно красивая и какая-то невесомая, как заиндевевшая снежинка.
У Натальи Седых было будущее великой фигуристки или прима-балерины, но слава пришла к ней после исполнения главной роли в фильме-сказке «Морозко». Даже спустя годы, когда милая пятнадцатилетняя девчушка стала взрослой женщиной, ее узнавали по голосу и называли не иначе, как Настенькой.
Детство
Наталья Седых родилась 10.07.1948 года в Москве. Семья жила в небольшой двухкомнатной сталинке, недалеко от метро «Динамо», которую получил ее отец — полковник авиации. Когда девочке исполнилось 4 года, она впервые увидела выступление фигуристов, которое транслировалось по телевидению.
Наташа была просто очарована одной из фигуристок – чешской спортсменкой Индрой Крамбеловой и стала уговаривать родителей, чтобы ее тоже отвели туда, где учат так красиво кататься. Девочку особо не баловали в семье, но тут решили уступить ее капризу и вскоре мама с дочкой отправились на стадион. Она была слишком маленькой, чтобы заниматься фигурным катанием, и им естественно отказали в приеме. Наташа поняла, что ее не берут, но не растерялась, выскочила на средину большого ковра и начала изображать вращение, танец, какие-то фигуры. Весь тренерский состав катался по полу от хохота, но ее смелость и находчивость была вознаграждена. Тренер Т.Гранаткина, которая воспитала многих знаменитых фигуристов, согласилась позаниматься с юным дарованием и взяла ее в секцию.
Наташа впервые примеряла коньки в 4 года и стала самой юной фигуристкой СССР. На тренировки она брала с собой игрушки и выполняла все движения очень профессионально. Но вскоре стало понятно, что девочка не просто катается, а пытается танцевать на льду, и это доставляет ей большое удовольствие. Поэтому родители вместе с тренером решили, что девочке нужны отдельные занятия классическим балетом, тем более, что у нее определенно прослеживался талант. Подросшая Наташа начинает подготовку к экзаменам в хореографическое училище. После поступления девочка не бросила фигурное катание, и если была свободная минута, то она проводила ее на льду.
Первое знакомство с миром кино произошло, когда Наташе было всего 6. Девочка участвовала в съемках рекламного ролика «Берегись пожара», потом был учебный фильм на французском языке.
Вместе со своим тренером Наталья придумала необычный номер «Умирающий лебедь», который представила на празднике спорта. И надо было так случиться, что трансляцию этого праздника увидел по телевизору известный режиссер А.Роу, который в это время искал актрису на главную роль в фильме «Морозко». Наташа ему очень понравилась, поэтому ее пригласили прийти и познакомиться со сценарием фильма.
Легендарный «Морозко»
Играть Настеньку хотели очень многие актрисы, но в финале проб осталось только две претендентки – Наталья Седых и Надежда Румянцева. Наталья не особо рассчитывала на положительный результат, но старалась пробы не завалить. Она была просто на седьмом небе от счастья, когда ей сказали, что эта роль ее.
Педагоги хореографического училища устроили настоящий скандал, ведь Наташа должна была надолго уехать на съемки и таким образом пропустить занятия. Чтобы снять настоящие зимние пейзажи, съемочная группа отправилась аж на Кольский полуостров. Но ее педагог С.М.Мессерер смогла утрясти все организационные вопросы, и девушка уехала на съемки.
Сниматься было легко, никаких проблем не возникало, но одно событие в биографии Наталье запомнилось ей на всю жизнь. Начали снимать сцену, где Марфушенька оказывается в проруби, а Настенька должна прыгнуть туда же и спасти ее. Наташе было очень страшно прыгать, вода в пруду была грязная, с кучей пиявок.
Три раза после команды «Мотор!» девушка добегала до воды и останавливалась, как вкопанная, не в силах преодолеть свой страх. На четвертый раз режиссер накричал на нее и она со страху плюхнулась в этот грязный пруд.
Вместе с Наташей в фильме снималась Инна Чурикова, которая посоветовала девушке прослушаться в театральном училище у Веры Васильевой. Всем нравился Наташин голосок, но уж слишком тихим он был. Чурикова так и сказала: « У тебя большое будущее в кинематографе, но с голосом нужно что-то делать, может стоит позаниматься». После прослушивания Васильева вынесла свой вердикт – голос Наташи это ее индивидуальность, которую нужно сохранить, а если для кино что-то не подойдет, то любой другой актер сможет озвучить ее роль.
Сказка вышла на экраны в 1964 году и стала настолько любимой, что ее смотрели не только дети, но и старшее поколение. Наталья Седых в свои 15 лет стала настоящей звездой, которую узнавали на улице, просили автограф. Девушка не зазналась, как она говорила, прививку от звездной болезни она получила в раннем детстве, когда в 4 года стала на коньки.
Карьера в кино
После нашумевшей Настеньки девушку приглашают сниматься в картине «Дети Дон-Кихота», где она сыграла веснушчатую Мотю. В 1967 году у нее появляется еще одна главная роль – Аленушка в сказке «Огонь, вода и медные трубы», которую снял тот же Роу. Через два года вышел фильм «Голубой лед», в котором Наташа сыграла Лену Берестову, а на роль ее партнера пригласили знаменитого фигуриста А.Горелика. Наташе с трудом удавалось вырываться на съемки, ведь ей снова приходилось пропускать занятия в хореографическом училище. Но сюжет фильма был о фигуристах, и Наташе очень хотелось сыграть эту роль. Она считала эту роль своей лебединой песней в танцах на льду.
В 1970 году вышел телевизионный фильм-опера, где Наталья сыграла Нинетту. И после этого она начала отвергать все предложения, которыми буквально засыпали режиссеры талантливую девушку. Она была слишком занята в хореографическом училище и не могла больше разрываться между занятиями и съемками. Наталья обратилась с заявлением ко всем, чтобы ее больше не беспокоили, не звонили и убрали ее досье, так как сниматься в кино она больше не собиралась. Она была очень востребована и талантлива, но решила раз и навсегда покончить с актерской деятельностью.
Несмотря на ее решение, поклонники продолжали ей писать, дежурить у знакомого подъезда, узнавать и просить автограф.
Балет
После окончания хореографического училища в 1969 году, Наталья начинает профессиональную карьеру в Большом театре. Сразу ее взяли в кордебалет, но вскоре талантливая девушка уже солировала и ей доверяли центральные партии. Ее постоянными партнерами в театре стали А.Богатырев и В Барыкин.
Наталья гастролировала по всему миру в составе труппы Большого театра, она участвовала в постановках «Спящей красавицы», «Щелкунчика», «Чайки». Самая большая творческая удача в ее балетной биографии – партия Кики в балете «Анна Каренина», где она блистала на одной сцене с Майи Плисецкой и Марис Лиепой.
Театральные подмостки
В 1990 году в жизни Натальи Седых появился театр. Она поступила в труппу театра «У Никитских ворот», которым руководил М.Розовский. Она участвует в спектакле «Майн Кампф. Фарс», где полностью перевоплощается во властную фрау Смерть, подругу фюрера. Даже не верится, что это та самая Наташа – милое и нежное создание с тихим голоском. Она страстно нашептывала Гитлеру о том, сколько они погубят людей, отправив их на тот свет, что трудно было поверить, что именно эта актриса когда-то была скромной Настенькой.
Возвращение в кинематограф
Очень быстро Наталья Седых поняла, что ей не хватает съемочной площадки, хотя всегда была уверена, что именно балет дело всей ее жизни. Совмещение двух профессий оказалось делом непростым, и актриса принимает решение вернуться в кино. Об этом решении она не жалела никогда.
В 1994 году она участвует в съемках фильма «Тень-брень» и драмы «Я свободен, я ничей». Через пять лет Наталья участвует в картине «Два Набоковых», где играет Нору. Через год ей досталась маленькая роль в короткометражном фильме «Синоптик». 2000-е годы ознаменовались новыми работами – картинами «Лучшее время года» и «Перемирие», снятыми С.Проскуриной. Кстати, «Перемирие» получило награду на фестивале «Кинотавр-2010».
Личная жизнь
Впервые сердечко Наташи забилось сильнее, когда она увидела Эдуарда Изотова, своего партнера по картине «Морозко». Девушка влюбилась в него до умопомрачения, хотя о ее чувствах никто не догадывался. Отношений не получилось, Наташе было всего 15, Эдуарду 33, у него была жена и пятилетняя дочь.
В 70-е годы у Натальи появляется богатый поклонник-иностранец, имени которого актриса никогда не озвучивала. После первой же встречи он начал активно ухаживать, дарить дорогие подарки и звать замуж. Его чувства остались без ответа.
У Натальи Седых были отношения со знаменитым хореографом, о котором она тоже старается никому не рассказывать. Им было комфортно вместе, они ведь оба творческие люди. Но после знакомства со своим будущим мужем, актриса решила порвать эти отношения. Произошла не очень приятная сцена ревности, во время которой хореограф даже пытался запугать Наталью ножом, после чего в их отношениях была поставлена точка.
Со своим первым и единственным мужем актриса познакомилась в Ленинграде, куда приехала на гастроли в составе труппы Большого театра. Его звали Виктор Лебедев, он композитор, написавший музыку ко многим фильмам.
Они много говорили – он о музыке, она о съемках в кино. Виктор не воспринял всерьез ее рассказ об участии в фильмах, а потом был очень удивлен, когда Наталью начали узнавать, здороваться и просить автограф. Наверное чудесную сказку, в которой играла его возлюбленная, он не смотрел.
Вскоре молодые люди поженились и прожили вместе 10 лет. В этом браке у Натальи родился сын Алексей. Практически все его младенческие годы прошли в пути. Он с мамой жил в Москве, а его отец в Питере. У них не было общего жилья – Наталья жила в Москве и работала в Большом театре, который не могла бросить, а Лебедев не захотел менять любимый Питер на столицу. Несмотря на постоянные разлуки, они любили друг друга, но для мужчины очень важно, чтобы женщина была постоянно рядом, а не блистала на сцене, причем в другом городе. Поэтому со временем у Виктора появилась женщина, и супруги расстались. Им удалось сохранить дружеские отношения, к тому же сын Алексей остался жить с отцом. Подросшему мальчику нужен был отец. Алексей потом учился в Санкт-Петербургском университете на факультете международных отношений.
Сегодня у Натальи Седых есть любимый мужчина, который немного постарше ее и женат. Но актрису устраивают такие отношения – нет обыденности, бытовых проблем, каждая встреча, как праздник души.
Избранная фильмография
- 1963 Штрафной удар
- 1964 Морозко
- 1965 Дети Дон Кихота
- 1968 Огонь, вода и… медные трубы
- 1969 Голубой лёд
- 2007 Лучшее время года
- 2010 Перемирие