Марис Эдуардович Лиепа

Марис Лиепа — биография


Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа — советский и латвийский артист балета, балетный педагог и киноактёр; народный артист СССР, лауреат Ленинской премии. Двадцать лет служил в Большом театре Союза ССР.

Артист балета, Марис Лиепа, – один из немногих латвийских деятелей искусства, чьё имя было известно любому жителю Советского Союза. Он создал на сцене Большого театра незабываемые образы романтичного Зигфрида в «Лебедином озере» и неистового Красса в «Спартаке».

Детство

Марис-Рудольф Лиепа родился 27 июля 1936 года в Риге, в семье оперного певца. Его отец, Эдуард Андреевич, служил в театре оперы и балета Латвийской ССР. Благодаря этому, Марис с ранних лет имел хорошее представление о том, как устроен театр изнутри и что из себя представляет сцена. В доме родителей часто бывал директор оперного театра Рудольф Берзиныш, у которого возникла идея ввести маленького Мариса в хор мальчиков в постановке оперы «Кармен». Так состоялся сценический дебют будущей звезды.

В детстве Марис был болезненным и хрупким ребёнком. Чтобы укрепить его здоровье, мальчика отдали в балет. Правда его матери, Лилии Лиепа, хотелось, чтобы он стал врачом. Но мнение отца в этой семье было решающим.

Марис Эдуардович Лиепа
Марис Лиепа в детстве

В Рижском балетном училище педагог и в прошлом солист балета Валентин Блинов разглядел в Марисе характерного танцовщика. Дела начинающего артиста шли успешно. В тринадцать лет ему уже доверяли партии во взрослых балетах. В «Бахчисарайском фонтане» он исполнял краковяк и мазурку, в «Дон Кихоте» – сегидилью, партию рабочего – в «Красном маке», половецкого мальчика – в опере «Князь Игорь». В балете «Ромео и Джульетта» он овладел партиями Шута, друга Тибальда, слуги Монтекки и юноши из толпы.

Помимо балета Лиепа занимался плаванием и спортивной гимнастикой. По плаванию он добился приличных результатов, в какой-то момент даже стал чемпионом Латвии среди юниоров.

Марис Эдуардович Лиепа
Марис Лиепа в юности

Хорошей проверкой уровня профессионализма для учеников рижского училища стал в 1950 году Всесоюзный смотр хореографических училищ в Москве, куда отправили лучших. Лиепа был в их числе. На смотре он вместе с Галиной Ждановой и Интой Каруле исполнил па-де-труа из «Щелкунчика» и мазурку в постановке Валентина Блинова. Видимо, юного танцовщика заметили, потому что через три года его пригласили пройти обучение в Московском хореографическом училище – Николай Иванович Тарасов набирал мужской класс.

Москва

С 1953 по 1955 год Лиепа осваивал классический танец в одном из лучших учебных заведений страны, не пропуская ни одного занятия. Он всегда приходил на них за десять минут до начала. Чтобы обеспечить сына на время обучения, его родители продали дачу на Взморье, поскольку в училище ему не назначили стипендии. В училище Лиепе пророчили будущее в исполнении характерного танца. Но сам артист надеялся на большее. Он видел себя исполнителем главных партий, о чём свидетельствует его дневниковая запись: «Я буду танцевать принца Зигфрида в «Лебедином озере». На выпускном вечере, который состоялся 1 мая 1955 года на сцене филиала Большого театра (теперь это театр Оперетты), Марис Лиепа станцевал всю партию Щелкунчика, хотя готовили его к исполнению па-де-де из «Щелкунчика» и «Дон Кихота». Прекрасная техника исполнения и внешние данные обратили на него внимание балетной критики. Хореографическое училище Лиепа окончил с отличием, но в Большой театр его не приняли, сославшись на указание сверху о том, что национальные кадры должны закрепляться на местах. Артисту пришлось возвращаться в Ригу.

Марис Эдуардович Лиепа
Балет Мариса Лиепы

Через полгода Лиепа снова оказался в Москве. Шла декада латышского искусства. Для этого мероприятия он подготовил партию русского воина Никиты в балете «Лайма» композитора Альберта Лепиня и деревенского музыканта Тотса в балете «Сакта свободы» на музыку Адольфа Скулте. Его выступление увидела и оценила Майя Плисецкая. Она предложила стать её партнёром на Днях русской культуры в Венгрии. Там, в Будапеште, Лиепа станцевал заветную партию Зигфрида в дуэте с ведущей балериной советской страны. На одной из репетиций он серьёзно повредил голень, поэтому тем же летом поехал в Сочи на лечение. В то же самое время там гастролировал МАМТ им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко. Прямо в лечебном санатории его нашёл художественный руководитель театра балетмейстер Владимир Бурмейстер и принял на работу в театр с зарплатой в две тысячи рублей. В 1956 году это были колоссальные деньги.

Лиепа поселился в Москве. За четыре года службы в театре Станиславского он превратился в настоящую звезду балета. Его коронными партиями стали: Зигфрид и Конрад в «Корсаре», Лионель в «Жанне д’Арк», Синдбад в «Шехеразаде». У него появилась масса поклонников, его заваливали цветами, караулили у входа, чтобы взять автограф.

Марис Эдуардович Лиепа
Марис Лиепа

Н Всемирном фестивале молодёжи и студентов 1957 года, где в жюри балетного конкурса председателем была сама Галина Уланова, Марис Лиепа был награждён золотой медалью.

Триумф и крах

Талант танцовщика оценили, наконец, в Большом театре Союза ССР. Летом 1960 года по приглашению балетмейстера Леонида Лавровского Лиепа вместе с труппой театра отправился на гастроли в Польшу. После этого Лавровский представил танцора руководству театра. Прежде чем взять его в труппу, артиста пригласили на разговор, в котором Лиепа не поинтересовался ни будущей зарплатой, ни обеспечением проживания, ему только хотелось знать, что он будет танцевать. Его скромность расположила руководства и с осени 1960 года Марис Лиепа стал солистом Большого театра. Уже в первом сезоне он перетанцевал почти весь репертуар от «Золушки» до «Спартака». Специально для артиста Лавровским был поставлен одноактный балет «Ночной город» на музыку Белы Бартока.

В 1963 году Лиепу пригласили преподавать мастерство танца в Московском хореографическом училище. За семнадцать лет преподавательской деятельности он выпустил не одно поколение учеников, становившихся победителями балетных конкурсов.

С приходом в театр Юрия Григоровича в 1964 году, изменился стиль спектаклей и репертуарная политика. В новой версии «Спартака» талантливый балетмейстер отвёл Лиепе роль Красса, исходя из индивидуальных возможностей артиста. Успех спектакля превзошёл все смелые ожидания – в 1970 году за эту постановку театр удостоился Ленинской премии. Критики сочли Лиепу лучшим Крассом советского балета.

В 1966 году артист выступил в качестве балетмейстера, восстановив одноактный балет Михаила Фокина «Видение розы» на музыку Карла Вебера.

Театр гастролировал по всему миру и везде солист Лиепа находил своих поклонников. В английской прессе его назвали «Лоуренсом Оливье в балете».

В 1971 году за исполнение партии Альберта в балете «Жизель» Сергей Лифарь лично вручил танцору премию имени Вацлава Нижинского.

Марис Эдуардович Лиепа
Марис Лиепа в балете «Жизель»

К сожалению, всё когда-нибудь заканчивается. В декабре 1978 года в газете «Правда» была опубликована статья Лиепы о жизни Большого театра, в которой он не очень лестно отозвался о новой хореографии Григоровича. Надо было знать характер художественного руководителя. Критику в свой адрес он не простил артисту уже никогда. Поэтому в последующие годы ведущие партии в новых постановках танцору предлагали крайне редко. Ему довелось исполнить Вронского и Каренина в «Анне Карениной», Принца Лимона в «Чиполлино», Тотса и Солиста в постановке Владимира Васильева «Эти чарующие звуки».

28 марта 1982 года артист в последний раз исполнил своего Красса на сцене прославленного театра. Публика аплодировала стоя. Лиепу уволили из театра с формулировкой «за профнепригодность».

В дальнейшем он несколько раз появлялся на творческих вечерах театра и по-прежнему вызывал бурную реакцию зрителей.

Увольнение из Большого театра не сломило художника. Он продолжал развиваться и проявлять новые качества своей богатой натуры. Какое-то время Лиепа работал балетмейстером и танцором в театре Бориса Эйфмана. Он исполнял партию Рогожина в спектакле «Идиот» и Солиста в «Автографах».

В 1981 году на IV Международном конкурсе артистов балета танцовщик был удостоен золотой медали.

С 1983 по 1985 год Марис Лиепа работал художественным руководителем балетной труппы Софийской народной оперы в Болгарии. Там он поставил «Дон Кихота» и «Спящую красавицу».

Марис Эдуардович Лиепа
Марис Лиепа солист «Дон Кихот»

Осенью 1986 года артист пытался занять вакантное место балетмейстера родного рижского театра оперы и балета, но ему отказали. Не помогла рекомендация бывшего главного балетмейстера театра Александра Лемберга, не дружба с Раймондом Паулсом, министром культуры Латвии на тот момент.

Когда Лиепа задумал создать в Москве свой собственный театр, министерство культуры дало своё согласие. В начале марта 1989 года начался набор танцоров. Однако осуществить задуманное он не успел.

Кино

Артист снимался в кино не только для фильмов-балетов. Его дебютом в 1959 году была небольшая роль в мелодраме «Ильзе» Рижской киностудии.

Интересной оказалась его работа в фильме «Могила льва», снятом по мотивам белорусских легенд (1971 год).

Марис Эдуардович Лиепа
Марис Лиепа в фильме «Могила льва»

Для экранизации пьесы Константина Симонова «Четвёртый» в 1974 году, где артист играл приятеля главного героя в исполнении Владимира Высоцкого, Лиепа сочинил философский хореографический номер «Икар на три минуты».

В фильме «Детство Бемби» по мотивам сказки Феликса Зальтена (1985 год) у Лиепы роль отца Бемби. Вместе с ним снималась его дочь Илзе.

Запоминающийся персонаж полковника Валентайна Уолтера Лиепа сыграл в пятом фильме цикла о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне «Двадцатый век начинается» (1986 год).

В дебютном фильме Николая Бурляева как режиссёра «Лермонтов» (1986 год) у артиста роль императора Николая I.

Марис Эдуардович Лиепа
Марис Лиепа в фильме «Лермонтов»

Ешё много небольших своеобразных ролей сыграно танцовщиком в кино, но всё-таки самыми яркими его работами останутся навсегда запечатлённые образы из фильмов-балетов.

На пике популярности Лиепы в 1969 году вышел фильм «Гамлет», где он мощно и страстно исполняет роль героя.

Несомненной удачей танцора стал Хиггинс из фильма «Галатея» по пьесе Бернарда Шоу (1977 год) с неповторимой Екатериной Максимовой.

Марис Эдуардович Лиепа
Марис Лиепа в фильме «Галатея»

Целую серию забавных образов артист создал в телевизионном фильме-спектакле «Бенефис Людмилы Гурченко» (1978 год).

После смерти артиста вышли два документальных фильма, «Поединок с судьбой» и «MARIS», о его любви к искусству балета и внутреннем конфликте художника с жёстким и неумолимым диктатом времени.

Личная жизнь

Поклонники всегда интересовались подробностями личной жизни великолепного танцовщика и обольстительного красавца. Как он не старался скрыть эту сторону жизни, всё равно оказывался у всех на виду.

Первой супругой Мариса Лиепы была легендарная Майя Плисецкая. Их брак в 1956 году продлился всего три месяца.

Марис Эдуардович Лиепа
Марис Лиепа с Майей Плисецкой

Со своей второй женой артист встретился во время съёмок фильма «Ильзе». У Маргариты Жигуновой и Лиепы родилось двое детей – сын Андрис (родился в 1962 году) и дочь Ильзе (родилась в 1963 году). Имена детям пара позаимствовала у героев фильма, который их познакомил. Оба стали артистами балета и приобрели широкую известность.

Марис Эдуардович Лиепа
Марис Лиепа с Маргаритой Жигуновой

В конце 1970-х годов Лиепа влюбился в двадцатилетнюю балерину Нину Семизорову. Скрыть свой роман артистам не удалось. В конце концов Лиепа переезжает в крохотную комнатушку Н. Семизоровой в доме на Большой Спасской улице. Роскошная квартира на улице Неждановой остаётся предыдущей жене и детям снял квартиру и ушёл из семьи. 1985 году этот брак распался.

Марис Эдуардович Лиепа
Марис Лиепа и Нина Семизорова

С последней, женой художницей по костюмам Евгенией Шульц, Лиепа состоял в гражданских отношениях. Существование дочери Марии (родилась в 1979 году) он долгое время скрывал от окружающих, поскольку она считалась незаконнорожденной, а это могло сказаться на репутации артиста.

Марис Эдуардович Лиепа
Марис Лиепа с Галиной Брежневой

Когда Лиепа был женат на красавице Маргарите Жигуновой у него завязался роман с Галиной Брежневой, дочерью генерального секретаря Леонида Брежнева. В течение пяти лет высокопоставленная поклонница артиста добивалась его расположения, ходила на все его выступления (всегда сидела на первом ряду), посылала ему цветы и дорогие подарки. Поскольку она была влиятельным человеком, Лиепе пришлось сдаться. Поговаривали, что Ленинскую премию театр получил не без её участия. Галина сама разорвала отношения, когда, встречая артиста в аэропорту, увидела своего возлюбленного в тёплых объятиях семьи.

Смерть

Когда Лиепе отказали в должности главного балетмейстера в Риге, он погрузился в глубокую депрессию. Вероятно, эта ситуация покачнула здоровье артиста.

26 марта 1989 года Марис Эдуардович Лиепа в возрасте 52 лет скоропостижно скончался от инфаркта в машине «Скорой помощи».

Марис Эдуардович Лиепа
Памятник Марису Лиепе в Риге

Прощание с артистом проходило в фойе Большого театра, которому он посвятил больше двадцати творчески окрашенных лет.

Лиепа похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. В Риге на могиле его родителей установлен кенотаф с надписью: «Марис Лиепа, который вдали».

Избранная фильмография

  • 1969 — Гамлет
  • 1971 — Могила льва
  • 1972 — Четвёртый
  • 1975 — Спартак
  • 1976 — В одном микрорайоне
  • 1977 — Галатея
  • 1978 — Бенефис Людмилы Гурченко
  • 1985 — Детство Бемби
  • 1986 — Юность Бемби
  • 1986 — Лермонтов
  • 1986 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается
  • 1987 — К расследованию приступить
  • 1988 — Корабль

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Марис Эдуардович Лиепа?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя