Николай Черкасов — советский актёр театра и кино, народный артист СССР. Наиболее известен по ролям в исторических фильмах 1930-х и 1940-х годов, в том числе сыграв заглавные роли в фильмах Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный».
Николай и его младший брат Константин выросли в семье Константина Александровича, служителя на Балтийской железной дороге, и Анны Андриановны, которая занималась ведением большого хозяйства. В их доме царила атмосфера творчества, многие родственники занимались искусством, включая тетушку, солистку Мариинского театра. Рано заметив музыкальные способности сыновей, мать начала заниматься с ними музыкой, а отец прививал любовь к опере, регулярно водя их на представления.
Обучение Николая проходило в 10-й правительственной гимназии, где с ранних лет он умел устраивать шуточные спектакли и пародировать учителей, чем завоёвывал снисхождение даже при не самой лучшей успеваемости. К концу каждого учебного года он успешно сдавал все экзамены, демонстрируя способность быстро наверстывать учебный материал.
С приходом революции 1917 года жизнь Николая приобрела новый вектор. Несмотря на продолжение обучения, его всё больше притягивала культурная сфера Петрограда. Однажды, узнав о наборе статистов в Мариинский театр, Николай не упустил возможности и вскоре начал появляться на сцене в таких спектаклях, как «Борис Годунов» и «Интернационал».
После окончания студии мимистов юноша был принят в труппу Большого драматического театра. Его актёрский талант быстро заметили, и он начал получать роли взрослых и серьёзных персонажей, таких как воины в «Князе Игоре», «Хованщине» и «Пиковой даме».
В 1923 году Черкасов одновременно подал документы в два профильных учебных заведения — институт экранного искусства и сценических искусств, отдав предпочтение последнему. По завершении учёбы его приняли в труппу Ленинградского театра юного зрителя. В 1933 году Николай перешёл в Александринский театр, который в то время носил статус Государственного академического театра драмы. Именно тогда он начал получать предложения о съёмках в кино, открывая новую страницу в своей творческой карьере.
Кинофильмография Николая Черкасова насчитывает множество работ, однако особую популярность актеру принесла роль Кольки в комедии Александра Зархи и Иосифа Хейфица «Горячие денечки». Этот дуэт режиссеров вновь пригласил его для исполнения роли 75-летнего профессора Полежаева в фильме «Депутат Балтики», который удостоился Гран-при на Международной выставке декоративных искусств в Париже. В первой экранизации романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» Черкасов сам исполнил песню Исаака Дунаевского «Песенку о капитане», воплотив на экране образ Жака Паганеля.
В киноленте «Петр Первый» Николай Константинович олицетворил царевича Алексея, параллельно выходя на театральные подмостки в образе самого Петра Великого. Глубокое погружение в исторический контекст и литературный поиск подкрепили его исполнение, представив героя как активного и целеустремленного противника реформ.
В декабре 1938 года состоялась премьера фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», который встретили с огромным восторгом. В результате, на ордене Александра Невского, учрежденном в 1942 году, был изображен профиль Черкасова.
Сотрудничество с Эйзенштейном продолжилось в картине «Ленин в 1918 году», где актер сыграл реалистично образ Максима Горького.
В 1943 году, будучи в эвакуации в Алма-Ате, Эйзенштейн начал работу над «Иваном Грозным». Зрителя поразил магнетический взгляд Ивана, созданный Черкасовым. Иосиф Сталин лично контролировал производство фильма, одобрив первую часть, но вторая, вышедшая после его смерти в 1958 году, вызвала неоднозначные оценки.
В музыкальной комедии Григория Александрова «Весна» Черкасов сначала отказывался участвовать, но смог изменить решение только после личного обращения Любови Орловой.
После смерти Эйзенштейна в его кинокарьере появились работы, которые критики оценили как менее значимые, несмотря на полученные Сталинские премии, такие как образы в фильмах «Александр Попов», «Мусоргский» и «Римский-Корсаков». Согласно сыну актера, в киноиндустрии существовало негласное правило ограничивать Черкасова в характерных ролях.
Его последняя заметная работа — образ рыцаря в «Дон Кихоте» Григория Козинцева, который был одной из наиболее ярких его ролей.
По словам актрисы Галины Карелиной, Николай Константинович своим мастерством спасал сценарии, которые казались неудачными, как, например, в фильме «Все остается людям».
Первая встреча Николая Константиновича Черкасова с будущей женой Ниной Вейтбрехт, студенткой истории искусств, произошла во время учёбы в театральном училище. Они окружали себя культурной элитой того времени, среди которых были такие личности, как Аркадий Райкин, Борис Ливанов и Евгений Шварц.
Семейная жизнь Черкасовых была омрачена трагедиями: старшая дочь Виктория погибла во время блокады Ленинграда, младшая дочь умерла в младенчестве. Только сын Андрей пережил испытания временем, избрав научную карьеру и став доктором физико-математических наук.
Андрей Черкасов сделал значительный вклад в сохранение наследия своего отца, передав в 2006 году его личный архив Государственному музею политической истории России. Этот жест помог сохранил для будущих поколений воспоминания о жизни и работе знаменитого актёра.
Николай Черкасов, будучи глубоко верующим в идеологию Сталина и советскую власть, однако, не делал публичным свою поддержку тем, кто пострадал от политических репрессий. Согласно Георгию Товстоногову, Черкасов помогал многим, настолько многим, что на всех спасённых пришлось бы арендовать стадион. Будучи народным артистом и депутатом, он оставался доступным и отзывчивым, не отказывая в помощи тем, кто обращался к нему на улице.
Причиной смерти народного артиста Советского Союза Николая Константиновича Черкасова в сентябре 1966 года стала совокупность нескольких факторов. Во время Великой Отечественной войны у него начала развиваться астма, которая со временем обострилась и вызвала серьёзные проблемы с сердцем.
Решающее воздействие на его здоровье оказало несправедливое увольнение, ставшее следствием его попытки защитить жену, попавшую под сокращение штатов в театре. Это событие сильно подорвало его моральное и физическое состояние. Артист несколько раз лежал в больнице и однажды не смог оттуда выйти.
Николай Константинович Черкасов был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, где покоятся многие выдающиеся деятели российской культуры.