Сергей Маковецкий — биография
Сергей Маковецкий – талантливый актер, мастерство которого признано не только в России, но и за рубежом. Он блестяще исполнял самые разные роли и естественно вписывался в неожиданные амплуа, благодаря чему получил прозвище «гуттаперчевого мальчика». Играя рафинированного интеллигента, Маковецкий выглядел как прирожденный аристократ, а в роли злодея – как дитя беспросветных трущоб. Стать знаменитым артисту помог не только талант, но и упорство, ведь не каждый бы продолжил путь на сцену после отказа Константина Райкина и Олега Табакова.
Детство и обучение
Будущий актер родился 13 июня 1958 года в поселке Дарница неподалеку от Киева. Мать сама воспитывала сына, ведь отец бросил семью еще до его рождения. Когда парень получал паспорт, он взял фамилию матери, и от непутевого отца у него осталось лишь отчество.
Мать Сергея работала на заводе и семье всегда не хватало денег, но женщина старалась дать сыну все необходимое, чтобы он не чувствовал себя обделенным. Мальчик с детства интересовался творческими видами деятельности – играл на ударных, пел в хоре. Также Сергей посещал бассейн и любил кататься на коньках. В подростковом возрасте будущий артист увлекся водным поло и даже пытался попасть в сборную, но мать не поддержала эту идею.
Свою профессию Маковецкий выбрал под влиянием учительницы английского языка. Педагог едва ли не принудительно приобщила Сергея к театру в 8 классе.
По ее настоянию мальчик принял участие в постановке пьесы «Лес» и сыграл роль Несчастливцева. Ощущения актера-новичка были крайне смешанными – от невероятного страха сцены до наслаждения игрой.
Мечта стать врачом быстро отошла на второй план, и Сергей стал размышлять над тем, где же ему получить хорошее актерское образование. По окончанию школы парень решил покорять Киевский театральный институт. Но Маковецкого ждал провал, хотя причины точно неизвестны – то ли не оказалось мест, то ли он плохо написал сочинение.
Чтобы быть поближе к миру искусства, Сергей пошел работать в театр им. Леси Украинки, но всего лишь на техническую должность. Спустя год настойчивый парень отправился в Москву, надеясь попасть в ГИТИС. Для декламации он выбрал произведение Константина Симонова, однако Райкин даже не дослушал слишком громкого киевлянина и порекомендовал не тешить себя тщетными надеждами. Парень решил не сдаваться и отправился в другие вузы.
Далее Маковецкий попал на экзамен к Олегу Табакову. Монолог булгаковского Лариосика абитуриент исполнил блестяще, но вероятность быстрого ухода Сергея в армию вынудила мэтра отклонить его кандидатуру.
Долгожданное «да» будущей звезде сказали только в Щукинском училище. Парень был зачислен на курс Аллы Казанской. Также талантливый притворщик сумел «откосить» от армии: Маковецкий выступил перед призывной комиссией со спектаклем «Мигрень». Публика не была в восторге, но «белый билет» предоставила уверенно.
Выступления в театре
В 1980 году Маковецкий закончил обучение и после распределения оказался в театре им. Евгения Вахтангова. Первой профессиональной работой начинающего актера стала пьеса «Старинные водевили». Но в 80-х годах режиссеры еще не доверяли артисту главные роли, поэтому ему приходилось оттачивать свое мастерство, играя второстепенных героев.
Изменения в творческой биографии актера произошли лишь в 1989 году. Тогда Маковецкий сыграл китайца Херувима в ярком спектакле «Зойкина квартира» и был отмечен за эту работу на фестивале под названием «Московская театральная весна» специальной премией.
Спустя год Маковецкий познакомился с талантливым Романом Виктюком. Режиссер сразу отметил неординарного актера и пригласил его в свой театр. После этой судьбоносной встречи Сергей Маковецкий в течение семи лет был главным артистом в театре Виктюка. За это время он сыграл многих персонажей: Шостаковича («Уроки мастера»), Валерио («Любовь с придурком»), Илью («Рогатка») и т.д. Одновременно о молодом артисте узнали за рубежом, ведь актеры театра ставили свои пьесы в разных городах.
Сотрудничество талантливого актера и эпатажного режиссера прекратилось внезапно. Причиной разрыва стали творческие разногласия между Маковецким и Виктюком. В последний раз они сотрудничали при постановке спектакля под пророческим названием «Я тебя больше не знаю, милый».
Следующим этапом в карьере Сергея Маковецкого стали работы в антрепризах. Актер был задействован с постановках Гарольда Пинтера «Любовник» и «Коллекция», а также играл на вахтанговских подмостках Тригорина, Яго, Городничего. Артист не ограничивал себя рамками одной сцены и сотрудничал со многими режиссерами, хотя его постоянным местом работы стал театр им. Вахтангова. Именно здесь он сыграл около двадцати ролей. Поклонники актера могли наслаждаться его игрой в пьесах «Мистерия-Буфф», «Дядя Ваня», «Роза и Крест», «Евгений Онегин» и др.
Кроме того, на сцене «Современника» в пьесе «Пигмалион» Сергей Маковецкий появился в качестве приглашенного актера. В ТЮЗе (Москва) артист блистал в роли Коврина (пьеса «Черный монах»). В дополнение он активно гастролировал по городам России и за границей с моноспектаклем под названием «Неслучайная встреча».
Кинокарьера
Сергей Маковецкий решил попробовать свои силы в кино еще в конце 80-х годов. Как сообщал сам актер, до этого он лишь приходил к «Мосфильму» и смотрел на него голодными глазами. Первой киноработой Сергея Васильевича стал фильм «Экипаж машины боевой», который снимался на Одесской киностудии.
Успех пришел к артисту в 1987 году, когда на телеэкраны вышла картина «Жизнь Клима Самгина» с его участием. Еще больше внимания Маковецкий привлек к себе после участия в съемках картины «Посвященный» (режиссер – Олег Тепцов) и «Мать» (режиссер – Глеб Панфилов). Критики и телезрители отметили для себя как мастерство, так и харизму молодого актера.
В начале 90-х годов кинокарьера Маковецкого быстро пошла вверх благодаря съемкам в популярных фильмах. Так, в 1992 году артист отметился в киноленте «Патриотическая комедия», где сыграл интеллигента-отшельника.
Следующий год принес Сергею Васильевичу роль в картине «Макаров» с глубоким философским подтекстом. В этом же фильме снялась Елена Майорова, Владимир Ильин и Ирина Метлицкая. Маковецкий перевоплотился в поэта Макарова, купившего пистолет с аналогичным названием. Постепенно оружие превратилось в неотъемлемую часть героя и вытеснило другие аспекты его жизни. За эту роль талантливый актер получил приз на кинофестивале «Золотой овен» и «Киношок», а также от киноакадемии «Ника». В итоге, после выхода «Макарова» на телеэкраны Маковецкий превратился в кинозвезду и вошел в число самых востребованных артистов постсоветского кинематографа.
Режиссеры подметили интересную внешность Сергея Васильевича и стали предлагать ему необычные роли. Так, Вадим Абдрашитов пригласил Маковецкого на главную роль в киноленте «Пьеса для пассажира». Актер предстал в образе бывшего судьи, который стал проводником поезда. В одной из рядовых поездок главный герой встречает пассажира, которого раньше приговорил к заключению.
В 1995 году Маковецкий снялся сразу в нескольких фильмах: мелодраме «Черная вуаль», драмах «Трофим» и «Летние люди». Артист настолько безупречно исполнил свои роли, что кинопресса признала его лучшим актером года.
Сергею Маковецкому неоднократно приходилось играть злодеев. Так, именно такая роль досталась актеру в мелодраме «Прорва» (режиссер – Иван Дыховичный). Не менее интересным был персонаж Маковецкого в трагифарсе «Три истории» (режиссер – Кира Муратова). Он сыграл нелепого душегуба, притащившего в котельную убитую соседку. В этой же картине снялись Олег Табаков и Рената Литвинова.
Апофеозом кинокарьеры Маковецкого стало участие в съемках драмы Алексея Балабанова под необычным названием «Про уродов и людей» (1998 год). В этой киноленте артист сыграл хозяина ателье, увлекающегося порнографическими снимками. Актер настолько искусно перевоплотился в своего персонажа, что зрители по-настоящему страшились его героя.
Тем не менее, Сергею Васильевичу за свою карьеру приходилось и категорически отказываться от некоторых ролей.
К примеру, сценарий о Чикатило актер не стал даже рассматривать и выбросил из дома. Маковецкий не хотел проникать в подсознание монстра и исследовать его психическую болезнь.
В ХХI век актер вошел со статусом звезды российского кино. Но он не боялся нестандартных работ, которые делали его еще более знаменитым. Неожиданно Маковецкий снялся в видеоклипе Алсу под названием «Зимний сон». Юная Алсу предстала в образе Лолиты, Сергей Васильевич – Гумберта, а роль третьей-лишней досталась Елене Яковлевой. Этот клип стал чрезвычайно популярным, что в свою очередь положительно сказалось на карьере актера.
В 2000 году Маковецкий участвовал в съемках боевика «Брат-2», в котором также играли Сергей Бодров, Виктор Сухоруков, Дарья Юргенс и др. В этом же году на телеэкраны вышел исторический фильм «Русский бунт», основу которого составили два произведения Александра Пушкина – «История Пугачева» и «Капитанская дочка».
Сергей Васильевич стал одним из самых высокооплачиваемых российских актеров, но мог сняться даже бесплатно, если роль была интересной или чем-то примечательной. Так, Маковецкий отметился в короткометражном фильме «Ты да я, да мы с тобой» только по одной причине – актер увидел сходство с судьбой своего двоюродного брата. Его напарником в этой киноленте стал Владимир Стеклов.
В 2004 году на телеэкраны вышел фильм-катастрофа «72 метра» (режиссер – Владимир Хотиненко), который рассказывает о затонувшей подводной лодке «Курск». История о трагических событиях нашла отклик в душах тысяч телезрителей. Вместе с Сергеем Маковецким над фильмом работали такие звезды как Марат Башаров, Чулпан Хаматова, Владислав Галкин и др.
Знаменитый артист сотрудничал с самыми именитыми российскими режиссерами. Он дважды работал с Эльдаром Рязановым – при создании комедий «Карнавальная ночь-2» и «Ключ от спальни». С Никитой Михалковым артист трудился над драмой «12». В этой картине ему досталась роль ученого-физика, ставшего инициатором раскола. Кроме того, в 2010 году Сергей Васильевич появился еще в одной работе Михалкова – продолжении знаменитого фильма «Утомленные солнцем».
Также Маковецкий снимался во многих телесериалах. Но это были неординарные фильмы, превращающиеся в событие года. Так, в телесериале «Гибель империи» артист исполнил роль офицера Нестеровского, а в киноленте «Косвенная улика» сыграл Феонова. К тому же Маковецкий участвовал в создании знаменитых сериалов «Жизнь и судьба», «Ликвидация», «Петр Первый. Завещание», которые стали рекордсменами по количеству просмотров.
В 2006 году актер снялся в черной комедии «Жмурки» Алексея Балабанова. Персонаж Корона был написан специально под Сергея Васильевича. Трио Маковецкого, Анатолия Журавлева и Григория Сиятвинда напоминало известную компанию из Бывалого, Труса и Балбеса.
Одним из ярких фильмов с участием звезды, заслуживающих особого внимания, является драма «Девушка и смерть» (2012 год), режиссером которой выступил нидерландец Йос Стеллинг. Также следует отметить трагифарс Евгения Шелякина «ЧБ» (2014 год) и триллер Павла Лунгина «Родина» (2015 год).
Отдельного внимания заслуживает драма Владимира Хотиненко под названием «Поп» (2009 год). За свою роль в этом фильме Маковецкий получил Орден святителя Иннокентия. Кроме того, в 2015 году актер снялся в сериале «Тихий Дон» (режиссер – Сергей Урсуляка). Впоследствии мастерство звезды было отмечено кинопремией «Золотой орел» и призом фестиваля «Виват кино России!».
Личная жизнь
Ряд удивительных событий определило личную жизнь артиста. Маковецкий познакомился со своей женой Еленой Демченко во время съемок киноленты «Я сын трудового народа», которые проходили в Одессе. Встреча молодых актеров произошла совершенно случайно.
Как-то на киностудии Елена общалась с коллегами, и в ходе разговора один из них отметил, что женщину с ребенком никто не захочет взять замуж. Но актриса самоуверенно заявила, что если она пожелает, то на ней женится первый встречный. Таким «первым встречным» стал Сергей Васильевич. И когда Елена шутливо предложила пожениться, актер уверенно заявил: «Женюсь!». Затем женщина поинтересовалась датой свадьбы, и Маковецкий ответил, что бракосочетание будет «на майские». Именно так актер и сделал – в мае взял в жены женщину, которая была старше него на 18 лет.
Супруги счастливо живут вместе больше 30 лет и воспитывают сына Елены Дениса (от первого брака). Хотя актеры не имеют общих детей, это не мешает им быть полноценной дружной семьей. Сергей Васильевич отличается надежностью, и жена ни разу не усомнилась в его верности.
Тем не менее, в одном из интервью артист сознался, что в молодости мог выпить лишнего. После одной из таких пьянок Елена решила бросить мужа. Именно страх потерять жену и травмировать сына заставил Маковецкого отказаться от алкоголя.
Супруги часто посещают вместе кинофестивали, что вызывает повышенный интерес у журналистов. Всех интересует, как выглядит пара с настолько большой разницей в возрасте. Но Сергей и Елена отлично выглядят и прекрасно дополняют друг друга.
Актера часто приглашают на различные ток-шоу, ведь он умеет заинтересовать публику. В 2017 году Маковецкий стал гостем передачи Юлии Меньшовой «Наедине со всеми». Сергей Васильевич рассказал о своих последних фильмах, личной жизни и даже о внуках, ведь у его приемного сына уже двое детей.
Актер всегда отличался скромностью и сдержанностью. Об этом свидетельствует тот факт, что он 15 лет прожил в общежитии. За это время артист успел получить звание заслуженного артиста. Также Сергей Васильевич не забывает те места, где он родился и провел свое детство. Каждый год Маковецкий приезжает в Киев и посещает могилу матери.
Звезда сегодня
Режиссеры высоко ценят талант актера и, как и раньше, приглашают сниматься в своих картинах. В 2017 году Маковецкий снялся в сериале «Трасса смерти» вместе с такими артистами как Андрей Мерзликин и Агния Кузнецова.
Также в этом году на телеэкраны вышла драма Андреса Пуустусмаа «Зеленые коты», в которой одну из главных ролей исполнил Сергей Маковецкий. Фильм рассказывает историю о двух жуликах, которые после выхода из тюрьмы должны адаптироваться к изменившейся реальности. Герои часто сталкиваются с трудностями и попадают в нелепые ситуации, выбивающие их из колеи.
В 2018 году на телеэкраны вышло четыре фильма, в создании которых принимал участие и знаменитый актер. Так, Маковецкий исполнил небольшую, но запоминающуюся роль в картине Бориса Хлебникова «День до…». Также актер отметился в сериалах «Ненастье», «Годунов» и «Зулейха открывает глаза».
Сергея Маковецкого любят миллионы поклонников, и он продолжает играть самые необычные и яркие роли. В начале 2019 года на телеэкраны вышел комедийный фильм «Подкидыш», рассказывающий историю о пятилетней девочке, потерявшейся в Москве. Маковецкому досталась особенная роль – таксидермиста Шкурина. Как рассказал сам актер, он не любит чучела животных, но в фильме ему пришлось перевоплотиться в человека, который видит в этой работе смысл жизни.
Также в мае 2019 года состоялась презентация комедии Сергея Саркисова «На Париж». Главные роли в этом колоритном фильме исполнили: Сергей Маковецкий, Евгений Стычкин и Дмитрий Певцов. Сюжет ленты повествует о том, как весной 1945 года четыре танкиста, которые еще вчера штурмовали Берлин, решают отпраздновать победу в Париже. В итоге, они отправляются в столицу Франции на трофейном автомобиле, а по дороге их ожидает множество приключений.
Избранная фильмография
- 1981 — Ожидаются похолодание и снег
- 1983 — Экипаж машины боевой
- 1987 — Жизнь Клима Самгина
- 1990 — Сукины дети
- 1993 — Макаров
- 1995 — Пьеса для пассажира
- 1998 — Ретро втроём
- 1998 — Про уродов и людей
- 2000 — Брат 2
- 2003 — Ключ от спальни
- 2005 — Жмурки
- 2009 — Поп
- 2011 — Пётр Первый. Завещание
- 2012 — Вечное возвращение
- 2014 — ЧБ
- 2015 — Тихий Дон
- 2017 — Зелёные коты
- 2018 — День до
- 2018 — Ненастье
- 2018 — Годунов
- 2018 — На Париж
- 2019 — Подкидыш