Вадим Яковлев советский и российский актёр театра и кино, народный артист РСФСР
4 марта 1946 года в городе Владимир у Василия Семёновича и Галины Николаевны Яковлевых появился на свет сын, которого назвали Вадимом. Родители мальчика принадлежали к творческой среде: отец был актером, а мать занималась живописью. Вскоре после его рождения семья переехала сначала в Читу, а затем в Курск, где Василий Семёнович на протяжении десяти лет работал в областном театре.
На новом месте Яковлевым предоставили квартиру на первом этаже, которая отличалась большими витринными окнами. В одном из интервью Вадим рассказывал, как однажды за работой его матери наблюдал японский военнопленный. Оказалось, что он также увлекался живописью. Вдохновлённый увиденным, он получил в подарок от Галины Николаевны краски и бумагу, что стало важным эпизодом в их необычном знакомстве.
С детства Вадим мечтал связать свою жизнь со сценой. Его свободное время проходило в гримерной отца, где он примерял театральные костюмы и увлечённо изображал различные сценки. Позже он стал активным участником школьных спектаклей, без его участия не обходилась ни одна постановка.
В семье также воспитывался его старший единоутробный брат Игорь Чернов, рождённый в первом браке Галины Николаевны. Первый супруг матери погиб на фронте в начале Великой Отечественной войны. Игорь проявлял себя как талантливый художник, создавал портреты и оформлял книги. Василий Семёнович тоже имел сына от предыдущего брака — Константина. Несмотря на развод с бывшей супругой, он продолжал поддерживать её и их общего ребёнка.
Вадим перенял от отца не только любовь к театру, но и профессиональные навыки. Например, он обучился особенному подходу к изучению ролей, переписывая текст от руки в тетрадь. Любопытно, что в разное время и на разных сценах им обоим довелось исполнить роль матроса Швандии в постановке «Любовь Яровая», что стало своеобразным символом их творческой преемственности.
В 1967 году Вадим окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), где обучался под руководством выдающегося режиссера Георгия Товстоногова. Для студентов того времени Товстоногов был настоящим кумиром, человеком, чьё мастерство и профессионализм вызывали восхищение и стремление к подражанию.
Сразу после окончания института, представив дипломные работы «Зримая песня» и «Вестсайдская история», талантливый выпускник был принят в Театр имени Ленинского комсомола. На этой сцене он быстро стал заметной фигурой, исполнив яркие роли в таких постановках, как «Чайка», «Три мушкетёра», «Дни Турбиных» и многих других спектаклях, ставших визитной карточкой театра.
Несмотря на долгую и успешную карьеру в этом театре, который впоследствии получил название «Балтийский дом», Вадим лишь однажды покинул родную сцену. На протяжении четырёх с половиной лет он работал в Александринском театре, где также смог проявить своё мастерство, но в итоге вернулся к истокам, продолжив блистать в «Балтийском доме».
Вадим Васильевич начал сниматься в кино ещё в студенческие годы. Его первые роли носили эпизодический характер, зачастую безымянные персонажи, но с музыкальным сопровождением. Именно в этих фильмах прозвучали его исполнения песен «Рыба-кит» Юлия Кима и «До свидания, мальчики» Булата Окуджавы, ставших значимыми моментами в творческой биографии артиста.
С началом театральной карьеры фильмография Яковлева начала пополняться фильмами-спектаклями, где он часто исполнял главные роли. Однако первой значимой работой в кинематографе для него стала лента Леонида Менакера «Ночная смена» (1970), получившая диплом на II Всесоюзном кинофестивале фильмов о рабочем классе в 1972 году.
В 1975 году актёр сыграл главную роль в военной драме «Долгие версты войны», снятой Александром Карповым по мотивам произведений белорусского писателя-фронтовика Василя Быкова, который также выступил сценаристом проекта. Трёхсерийный фильм стал одной из ярких страниц в творчестве Яковлева. Среди его коллег на съёмочной площадке были такие известные актёры, как Николай Федорцов, Борис Щербаков и Светлана Крючкова.
Одним из заметных проектов в фильмографии артиста стала производственная драма Александра Муратова «Восемь дней надежды» (1985), посвящённая трагедии в угольной шахте. В фильме, собравшем 2,5 миллиона зрителей, Яковлев снялся вместе с Валентином Гафтом, Николаем Караченцовым, Дмитрием Харатьяном и Иваном Краско.
С началом 1990-х годов, как и многие артисты того времени, Вадим Васильевич на некоторое время выпал из кинематографа. Однако в 1998 году он вновь обрел популярность благодаря детективному сериалу «Агент национальной безопасности». Персонаж Яковлева появился в пяти из шести сезонов, которые стали важной частью не только его карьеры, но и работы таких актёров, как Михаил Пореченков, Андрей Толубеев и Андрей Краско.
Интересно, что роль Андрея Краснова в сериале была написана специально для Краско его другом, сценаристом Владимиром Вардунасом. После смерти Андрея Краско в 2006 году и Андрея Толубеева в 2008 году их персонажи также покинули проект, завершив свои истории в пятом сезоне.
Через несколько месяцев разлуки девушка осознала, что не может жить без возлюбленного, и вернулась к нему. Вадим Васильевич, боясь снова потерять избранницу, принял решение немедленно заключить брак. Однако свадьбу пришлось организовать втайне: родители жениха были против из-за его молодого возраста, а семья невесты не одобряла союз из-за различий в социальном положении — её отец занимал высокий пост.
Несмотря на это, молодые всё же расписались. По такому случаю Георгий Товстоногов, наставник Яковлева, отпустил весь курс с занятий, чтобы студенты могли устроить праздник в общежитии. Радость события была разделена всеми друзьями и однокурсниками.
В семейной жизни пара избегала ссор по пустякам. Молодая жена, выросшая в обеспеченной семье с домработницей, не умела готовить, но Яковлев, обладая кулинарным талантом, терпеливо обучил её всем необходимым навыкам. Спустя месяц после тайной свадьбы супруги представили себя родителям. Вскоре между всеми родственниками установились теплые отношения. Мать Вадима Васильевича искренне полюбила невестку и даже шила для неё наряды, а сам Яковлев радовал жену подарками. Одной из самых ярких историй стал его подарок — шуба, привезённая из Парижа, которая произвела настоящий фурор среди её коллег в Лениздате, особенно в условиях советского дефицита.
В сложные 1990-е годы, когда финансирование культуры резко сократилось, Светлана Алексеевна, которая ранее занималась написанием сценариев и статей о театре, была вынуждена сменить профессию. Она устроилась риелтором, что помогло стабилизировать финансовую ситуацию в семье. В это же время их сыновья пошли по собственному жизненному пути. Старший, Вадим, родившийся в 1966 году, женился в 17 лет, а младший, Павел, появившийся на свет в 1978 году, связал себя брачными узами в 19.
Постоянные разъезды и гастроли Яковлева привнесли в семейную жизнь элемент новизны. Каждый его приезд домой превращался в праздник, поддерживая теплоту и яркость отношений. Весной 2020 года, спустя 55 лет супружества, пара отпраздновала изумрудную свадьбу. К этому моменту их семья выросла: дети подарили им двоих внуков, а позже появился и правнук.
Несмотря на преклонный возраст, Вадим Васильевич продолжает активно трудиться в театре и кинематографе. На сцене родного «Балтийского дома» он исполняет роль поэта в спектакле «Возвращение в любовь», описываемом как «сентиментальное путешествие». Этот театр ежегодно в день рождения актёра публикует трогательные поздравления под его фотографией в своём аккаунте в «Инстаграме» (соцсеть запрещена в РФ, принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской на территории России).
В октябре 2023 года состоялась премьера шестого сезона популярного сериала «Агент национальной безопасности», получившего подзаголовок «Возвращение». Персонаж Вадима Васильевича, полковник Тихомиров, покинул основной актёрский состав ещё в четвёртом сезоне, когда его герой ушёл на пенсию. Однако в новом сезоне режиссёры решили вернуть Яковлева, сделав его героя сотрудником архива ФСБ. Этот сюжетный ход позволил артисту вновь блистать на экране, радуя зрителей своим мастерством.