Валерий Шальных — биография
Валерий Александрович Шальных – советский и российский актёр театра и кино, до 2011 года работал в московском театре «Современник». Муж актрисы Елены Яковлевой.
Большую часть жизни Валерий Шальных прослужил в легендарном театре «Современник» и сыграл множество ярких незабываемых ролей.
Детство
Валерий Александрович Шальных родился 8 апреля 1956 года в Свердловске. Его мать Александра Ивановна была рабочей на оборонном заводе и растила сына практически одна. Отец Валерия злоупотреблял алкоголем. Артист помнит, как относил ему передачку в лечебно-трудовой профилакторий. Когда Валерию было восемь лет, отец навсегда исчез. Что с ним произошло, никто не знает.
Чтобы отвлечь сына от дурного влияния улицы, Александра Ивановна определила Валерия в заводской драмкружок, за что он со временем был бесконечно ей благодарен.
Поступать в театральный вуз после школы Шальных ехал в Москву не один, с ним было ещё двое ребят из драмкружка. Так что ему не было страшно. Они, как делали многие, записались на отборочные туры во все театральные заведения Москвы. Но поскольку в первом же их них – Школе-студии МХАТ – режиссер Василий Петрович Марков готов был взять Шальных сразу после первого тура, абитуриент не стал пытать удачу в других вузах. На втором курсе его педагогами по актёрскому мастерству были Алла Покровская и Андрей Мягков. У Аллы Борисовны Валерий был на особом счету, она помногу с ним занималась и помогла талантливому студенту попасть в «Современник».
Театр
На профессиональной сцене Шальных оказался, ещё будучи студентом третьего курса. Его отобрали на роль школьника в постановку Анатолия Эфроса «Эшелон» во МХАТе. Пока шли репетиции он целыми днями торчал в театре, даже если его присутствие не требовалось, и благоговейно слушал наставления Эфроса исполнителям главных ролей Ирине Мирошниченко, Ирине Акуловой, Вячеславу Невинному, Евгению Евстигнееву.
В процессе учёбы многих ребят курса, где учился Шальных, привлекали в свои постановки студенты режиссёрского курса Олега Ефремова. Так что он постоянно был на виду у главного режиссёра МХАТа. Когда до получения диплома Шальных оставалось несколько месяцев, Ефремов предложил начинающему актёру работать у него во МХАТе. Начинающий актёр обещал подумать, но про себя решил, что не пойдёт. Как потом оказалось, он правильно сделал. Трое его однокурсников, пополнившие труппу знаменитого театра, пропали в безвестности, потому что на фоне невероятного количества звёзд пробиться дебютанту там практически невозможно.
В театре «Современник», куда в 1977 году после выпуска пришёл Шальных, Галина Волчек сразу предложила ему главную роль первого секретаря горкома партии в спектакле «Обратная связь» по пьесе А. Гельмана. С подачи Волчек для создания точного образа актёр изучал работу партийных структур изнутри – сидел на заседаниях бюро Бауманского райкома и впитывал атмосферу. Однако он всё равно очень робел на премьерных спектаклях рядом с Олегом Табаковым, Валентином Гафтом, Игорем Квашой и Петром Щербаковым. Спектакль получился крамольным и его часто запрещали играть.
Одновременно с «Обратной связью» «Современник» готовил спектакль «НЛО» по пьесе В. Малягина. Шальных с Михаилом Жигаловым и Мариной Неёловой репетировал роль товарища главного героя, шута и гуляки Лямина. В 1978 году состоялась громкая премьера, Шальных заработал уважение коллег и был замечен зрителями.
Почти сразу по приходу в театр у актёра завязалась творческая дружба с Василием Мищенко. Они оба играли в шукшинском спектакле «А поутру они проснулись» в постановке Иосифа Райхельгауза (1977 год) и объездили всю страну с концертами, творческими встречами и отрывками из этого спектакля. «А поутру они проснулись» оказался самым долгоживущим спектаклем в репертуаре «Современника». По подсчётам Шальных он игрался в восемьдесят раз.
За тридцать четыре года работы в театре актёр сыграл тридцать разноплановых ролей. Его любимыми героями были Тузенбах из «Трёх сестёр» (1982 год), Розенталь из «Анфисы» Леонида Андреева (1991 год) и Петя Трофимов из «Вишневого сада» (1997 год).
Самым аншлаговым спектаклем «Современника» в 1990-е годы была постановка Галины Волчек «Мурлин Мурло» по пьесе Н. Коляды (1990 год) с Ниной Дорошиной, Еленой Яковлевой и Сергеем Гармашом. Для Широких это был довольно трудный спектакль, потому что ему надо было играть слишком уж положительного бестелесного персонажа.
Колоссальным успехом у зрителей пользовался спектакль «Пигмалион» (1994 год), в котором Шальных исполнял роль полковника Пиккеринга. Публика хохотала и аплодировала на каждой реплике артиста.
В 2011 году супруга Шальных, настоящая звезда «Современника» Елена Яковлева уволилась из театра, потому что вот уже семь лет Волчек не ставила на неё ни одного спектакля, а ей хотелось работать. Валерий Александрович продержался без жены до конца сезона и тоже подал заявление об уходе. Большинство спектаклей, в которых участвовала Яковлева, закрыли, но часть осталась. Шальных представить себе не мог, как он будет играть её спектакли с другой артисткой.
Уволившись, актёр занялся домом, дачным участком и собаками, которых у него три.
Кино
Валерий Шальных снимается в кино с 1977 года. Первые эпизодические роли он сыграл в фильмах «Хочу быть министром» и «Кафе «Изотоп».
Актёр очень жалеет, что в 1977-м году не прошёл пробы на роль Медведя в фильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо».
Через три года его утвердили на главную роль в приключенческой комедии «Полёт с космонавтом» режиссёра Геннадия Васильева по сценарию Валентина Черных.
В дальнейшем он снимался в основном во второстепенных ролях.
В 1983 году Шальных оказался на одной съёмочной площадке с Иннокентием Смоктуновским. В телефильме «Поздняя любовь» Леонида Пчёлкина Смоктуновский играл адвоката Маргаритова, а Шальных – его непорядочного помощника Дормедонта. Оказалось, что Смоктуновский в молодости тоже играл роль этого прохвоста и, будучи человеком дотошным, стал учить молодого актёра, как надо играть. Взрывному по тем временам Шальных это надоело, он разругался с великим актёром в дым. Спустя много лет, став мудрее и пересмотрев фильм, он пожалел об этой выходке.
Вместе с супругой он снимался в мелодраме Леонида Эйдлина «Эта женщина в окне» (1993 год) и в фильме Юлии Красновой «Вальс-Бостон» (2013 год), где сыграл мужа главной героини в исполнении Яковлевой.
Время от времени Шальных снимается в телесериалах. Последний проект с его участием – «Челночницы» (2016 год) и его продолжение (2018 год).
Личная жизнь
До знакомства со своей теперешней супругой Валерий Шальных был дважды женат.
Первой его женой была театровед Елена Левицкая, с которой он, только поступивший на службу в театр, познакомился на актёрских посиделках. Шальных тогда жил в общежитии. Родители Елены пробили им квартиру. Левицкая была старше и мудрее беспечного амбициозного актёра. Ей надоели его выходки «звезды» и через три года после свадьбы она подала на развод. О её дальнейшей судьбе ничего неизвестно.
Второй женой Шальных была бухгалтер «Современника» Наталья. Они жили в любви и согласии всего два года, пока актёр не увидел Елену Яковлеву. В 1984 году у супругов родилась дочь Екатерина, но это не удержало Валерия Александровича от решения расстаться с Натальей.
Когда в «Современнике» появилась молодая красивая одарённая актриса Яковлева, многие пытались за ней ухаживать, но она была замужем и всех отшивала. Уже позднее выяснилось, что она вышла замуж за однокурсника как-то автоматически, прожила с ним полгода и ушла, то есть формально осталась замужней. Благодаря длительным гастролям в Иркутске Валерий и Елена сблизились и больше уже не могли расстаться. Актёру было очень тяжело признаваться Наталье. Она ничего дурного ему не сделала, и дочери был всего год. Но влечение к Елене пересилило всё.
Галина Волчек с пониманием отнеслась к ситуации и выхлопотала у городских властей служебную площадь. В десятикомнатной квартире на Чистых прудах первыми поселились Валерий с Еленой, потом их соседями стали Сергей Гармаш с женой Инной. Жили дружно, по вечерам собирались на кухне и за рюмочкой вели беседы об искусстве и проклятой актёрской доле.
Был момент в биографии Яковлевой, когда она уходила из «Современника» в театр Ермоловой вслед за Валерием Фокиным. Предательства не потерпели и из квартиры на Чистых прудах выселили. Пришлось ютиться в маленькой комнатушке, которую выделил театр Ермоловой. Был третий год совместной жизни, и эмоциональная темпераментная пара стала часто ссориться. Спасением стала собака, кокер-спаниель Гришка, о котором надо было поочерёдно заботиться.
Поводом для регистрации брака стала гастрольная поездка театра в 1990 году, когда стало понятным, что актёров не поселят в один номер, не будь они муж и жена. Срочным образом, в перерыве репетиций «Дней Турбиных», Валерий и Елена помчались в ЗАГС, прихватив в качестве свидетеля Игоря Квашу. Через два года у супругов родился сын Денис. С рождением сына у них появилась двухкомнатная квартира. Поскольку оба супруга много работали, с ребёнком в основном сидела мать Валерия Александра Ивановна.
Денис вырос. Продолжать актёрскую династию он не собирается, хотя снялся в паре фильмов и окончил три курса Гуманитарного института телевидения. Он вегетарианец, не пьёт, курит и шокирует всех своими татуировками.
В доме актёров сейчас обитают три собаки: хаски Дик, лабрадор Ластик и йоркшир Юстас. Собаки очень дисциплинируют жизнь супругов. Правда, из-за них Валерий Александрович не может себе позволить длительную дальнюю поездку. Он отпускает Елену на отдых, поскольку она пашет гораздо больше, чем он.
По вечерам актёрская пара любит посидеть за накрытым столом (Елена очень вкусно готовит) и поговорить о смысле жизни. Им хорошо вместе.
Избранная фильмография
- 1977 — Кафе «Изотоп»
- 1979 — Активная зона
- 1980 — Полёт с космонавтом
- 1981 — Транзит
- 1983 — Отцы и дети
- 1985 — Большое приключение
- 1994—1998 — Петербургские тайны
- 2005—2006 — Люба, дети и завод…
- 2008 — Жизнь, которой не было
- 2009 — Какраки
- 2010 — Доктор Тырса
- 2013 — Вальс-бостон