Вероника Тушнова — биография
Вероника Тушнова – известная поэтесса, переводчица, автор любовной лирики. Была членом Союза писателей СССР. Прославилась своими стихами «Не отрекаются, любя», «Сто часов счастья», «А знаешь, все еще будет!», которые стали популярными песнями.
Сборники стихов этой поэтессы нельзя было найти в библиотеке или купить в книжном магазине. Все дело в щемящей откровенности ее поэтических строк, которые звучали диссонансом на фоне советского коллективизма. Она стала популярной гораздо позже, когда откровенные строчки ее стихов положат на музыку, и они зазвучат в эфире радио и телевидения. Зато ее произведениями пестрели листки девчоночьих дневников, записанные от руки, они западали в сердце, бередили душу и оставались там навечно. Имя поэтессы – Вероника Тушнова, написавшая бессмертные строки «Не отрекаются любя…».
Детство
Вероника Тушнова родилась 14 марта 1911 года в Казани, хотя на ее надгробном памятнике значится совсем другая дата – 1915 год. Такова была последняя воля самой поэтессы, которую исполнили в точности. Отца звали Михаил Тушнов, он микробиолог, профессор Казанского ветеринарного института. Мама — Александра Постникова, окончила высшие Бестужевские курсы, прекрасно рисовала, занималась домом и растила детей.
Вероника хорошо училась в школе, особенно ей давались языки. К моменту получения школьного аттестата в 1928 году, девушка отлично знала английский и французский. Вероника обладала неординарными способностями к литературе, и первым это заметил ее преподаватель по литературе Борис Скворцов, который зачастую зачитывал ее сочинения перед классом, в качестве примера для подражания. Вероника также любила поэзию и живопись, ее стихи и рисунки украшали школьную стенгазету.
Однажды в Казани побывали С.Есенин и В.Маяковский, и это событие наложило отпечаток на ее биографию – девушка видела в них ориентиры своей творческой деятельности.
Начало карьеры
Несмотря на любовь к литературному творчеству, Вероника стала студенткой медицинского факультета Казанского университета – так настоял отец, отличавшийся властным, деспотичным характером. Доучиваться ей пришлось в Ленинграде, куда семейство перебралось в 1931 году, так как отцу предложили работу во Всесоюзном институте экспериментальной медицины. Вскоре после этого отцу дают квартиру в Москве, на Новинском бульваре, и семья переезжает в столицу. Тушнова продолжила обучение в аспирантуре на кафедре гистологии того же института, где трудился отец.
Несмотря на большую загруженность, девушка успевает заниматься живописью, много времени уделяет поэзии. Она показывает свои стихи знакомым поэтам и те советуют ей продолжить образование в этом направлении. В 1941 году, прислушавшись к рекомендации Веры Инбер, Вероника стала студенткой Литературного института. Однако война внесла в ее планы свои коррективы.
После начала войны Тушнова переезжает обратно в Казань, устраивается на работу в военный госпиталь в качестве палатного врача. Именно тогда, в обстановке всеобщего горя и страданий, начинает оттачиваться ее поэтическое мастерство. Ее называли «доктор с тетрадкой», Вероника записывала на ходу родившиеся в ее голове строки, наполненные болью и страданиями ее пациентов. В 1944-м в журнале «Новый мир» появилось ее произведение «Хирург», а «Комсомольская правда» напечатала цикл стихов поэтессы «Стихи о дочери», который сразу нашел своего читателя.
Настоящая поэтесса
Дебют Вероники Тушновой в литературе состоялся в 1945 году, когда она выпустила сборник «Первая книга». Редактировать и составлять дебютный сборник поэтессе помог Павел Антокольский. Стихи Тушновой пользовались большим успехом, они очень понравились популярному в те годы актеру Василию Качалову. Однако, по мнению многих коллег и критиков, грусть ее произведений производила впечатление манерности и камерности, и такая характеристика не сулила ничего хорошего.
Нет ничего удивительного в том, что в свете таких характеристик, поэтесса сумела выпустить свою вторую книгу только в 1954-м. Тушнова не спешила раскрывать свои чувства, она боялась показывать свои переживания, боялась быть не понятой современниками. Темы для своих стихов она привозила из многочисленных поездок по стране, она писала в дороге, но и этот сборник тоже критиковали недоброжелатели. По их мнению, поэтесса «не обрела свое творческое лицо, не имеет своего голоса».
Настоящая популярность настигла поэтессу в последние годы ее жизни, когда Тушнова выпустила сборники «Память сердца» и «Сто часов счастья». Главная тема сборников осталась прежней – собственные переживания, размышления о настоящей любви и сложностях во взаимоотношениях близких людей.
У Тушновой была одна удивительная особенность – самые сложные моменты жизни описывать просто и доступно, но так, что ее слова просто рвали душу. Поэтесса никогда не прославляла власть имущих, не воспевала советский режим, она писала свою любимую лирику на простом языке, понятном любому смертному. В ее стихах практически нет упоминаний о символах власти, а если и встречаются, то как бы мимоходом, невзначай, как что-то несущественное, не стоящее особого внимания.
Песни
Стихотворение, принесшее поэтессе наибольшую популярность – «Не отрекаются любя», Тушнова сочинила в 1944-м. В 1976 году оно стало романсом, музыку к которому написал Марк Минков. Этот романс впервые прозвучал в спектакле под названием «Мужчины, носите мужские шляпы», но настоящая слава ждала его спустя год, в 1977-м, когда он прозвучал в исполнении Аллы Пугачевой. Сама певица позже сказала, что эта композиция стала самой главной частью ее репертуара, она сама едва сдерживает слезы, когда исполняет ее в очередной раз.
Композитор Марк Минков положил на музыку еще один стих Тушновой – «А знаешь, все еще будет». И опять эта песня прозвучала в исполнении Пугачевой и понравилась миллионной армии поклонников творчества Вероники Тушновой.
Личная жизнь
Первым мужем поэтессы стал врач-психиатр Юрий Розинский. Они поженились в 1938 году, и вскоре в этом браке родилась единственная дочь поэтессы – Наталья.
Однако семейная жизнь дала трещину, Юрий бросил жену и дочь. Вероника очень надеялась, что он когда-то одумается и вернется.
Второго мужа Вероники звали Юрий Тимофеев, он был ее коллегой по литературному цеху. Однако и в этом браке женщина не была счастлива по-настоящему, супруги часто ссорились на фоне взаимного непонимания. После десяти лет брака они решились на развод, протекавший долго и болезненно.
После этого в личной жизни Тушновой появился литератор Александр Яшин, и поэтессу захлестнули настоящие чувства. Влюбленные не могли пожениться — Александр был женат и воспитывал четверых детей. Положение усугублялось тем, что у его супруги диагностировали душевное расстройство, и оставить е в таком состоянии он не мог. Тушнова прекрасно понимала, что их ситуация безвыходная, но готова была пожертвовать чем угодно, лишь бы сохранить эти отношения. Их встречи носили тайный характер, влюбленные снимали номера в гостиницах других городов, выезжали в Подмосковье полюбоваться природой. Встречи были достаточно редкими, но именно они стали смыслом жизни поэтессы в последние годы. Вскоре их отношения стали предметом сплетен, и влюбленным пришлось расстаться.
Сборник под названием «Сто часов счастья», ставший последним в жизни Тушновой, буквально пронизан этой глубокой, но такой несчастной любовью.
Смерть
Весной 1965-го у поэтессы диагностировали онкологию. Ее положили в больницу, где она умирала в муках, причем, не только физических, но и душевных. Александр постоянно навещал ее, и эти встречи возвращали Веронику к жизни, она просто светилась счастьем. Тушнова чувствовала, что скоро умрет, ей хотелось остаться в памяти Яшина такой, какой он ее помнил. Поэтому последние несколько дней до ухода в вечность она попросила больше его не пускать.
7 июля 1965 года Вероники Тушновой не стало. Местом ее упокоения выбрали Ваганьковское кладбище в Москве.