Виктор Гюго – один из ярчайших представителей французского романтизма. Писатель, поэт, прозаик и драматург стал автором таких бессмертных произведений, как «Отверженные», «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеется» и других.
Бессмертные произведения писателя Виктора Гюго вошли в сокровищницу мирового литературного достояния. Он стал одной из самых значимых фигур во французском романтизме и примером того, насколько свободным и честным может быть творец. Будучи активным общественным деятелем, литератор осуждал неравенство в обществе и отвергал несправедливые законы.
Не все знают, что его великое произведение «Отверженные» было написано не в самый лучший творческий период. Однако, книга остается популярной и востребованной во всем мире и по сей день.
В начале 19-го века во Франции царило время больших перемен и великих надежд на светлое будущее. Прошла революция, в стране низвергли абсолютную монархию и провозгласили Первую французскую республику. На улицах страны то и дело скандировали лозунги о свободе, равенстве и братстве. Народ верил в силу и могущество молодого Наполеона Бонапарта.
Именно в эпоху великих исторических преобразований было суждено родиться Виктору, третьему ребенку Жозефа Леопольда Сигисбера Гюго, в будущем генерала наполеоновской армии. Это событие произошло 26 февраля 1802 года в небольшом французском городе Безансон. Малыш родился до такой степени маленьким и слабым, что его мать Софи Требюше потом вспоминала, что он был размером «примерно со столовый нож».
Семейство жило в достатке и владело просторным трехэтажным особняком. Сам Леопольд был из крестьян, но во время Великой революции показал себя доблестным и отважным воином, которому удалось пройти путь от рядового офицера до генерала армии Бонапарта. О матери будущего литератора сохранились довольно скудные сведения: известно, что она была дочерью судовладельца из Нанта.
Отец семейства постоянно находился в разъездах, связанных с военной службой. Его супруга и дети всюду следовали за ним, переезжая жить в разные города Франции и за ее пределы – в Италию и Испанию. Еще в раннем детстве Виктор познакомился с красотами Средиземноморья и Тосканы, что несомненно отразилось в дальнейшем на его творчестве.
С восьми лет будущий писатель демонстрировал способности к изобразительному искусству. Более четырех тысяч его детских и зрелых работ по сей день находятся в музеях и во владении частных коллекционеров.
Своим сыновьям Абелю, Эжену и Виктору родители старались дарить как можно больше любви и заботы, но между супругами очень часто вспыхивали ссоры на почве разных политических взглядов. Дело в том, что Леопольд был всецело предан Наполеону Бонапарту, тогда как Софи являлась сторонницей роялистов и поддерживала династию Бурбонов. Однако, полярная политическая позиция четы была не главной причиной разлада: Софи имела романтические отношения с генералом Лагори.
Родительские распри стали причиной того, что детям приходилось жить то у отца, то у матери. В итоге супруги развелись в 1813 году, и младший сын Виктор уехал с матерью в Париж. Через годы Софи неоднократно пыталась восстановить отношения, но Леопольд был непреклонен.
Мировоззрение маленького Гюго сложилось под влиянием матери, которая убедила сына в том, что Бурбоны выступают за свободу и равенство. А вот то, каким должен быть идеальный монарх, Виктор почерпнул из многочисленных книг, прочтенных им в детстве.
Леопольд всегда видел в младшем отпрыске ученого мужа, такого как Декарт или Мишель Ролль. Он с ранних лет старался приобщить сына к точным наукам, в которых Виктор показывал хорошие успехи. Однако, биография генеральского наследника сложилась совсем иначе.
В Политехнический университет вопреки настоянию отца юноша так и не поступил. Скучным цифрам и построению схем он предпочел чтение поэзии и прозы великих авторов. Первые собственные сочинения Гюго создал еще в лицейские годы. Кроме того, талантливый мальчик часто писал пьесы для любительских школьных постановок, которые потом показывали на сдвинутых вместе партах. Костюмы для спектаклей дети мастерили своими руками из подручного материала – картона, остатков тканей и цветной бумаги.
В четырнадцатилетнем возрасте Виктор увлекся романтизмом и взахлеб читал произведения Франсуа Шатобриана. Однажды юноша из-за травмы ноги попал в госпиталь, где ему пришлось провести продолжительное время. Находясь на больничной койке, Гюго делал переводы стихов римского поэта Вергилия, которые уместились в десяти тетрадях.
Эти рукописи бережно сохранила его мать, и мир мог бы изучать их по сей день, если бы самокритичный молодой человек не сжег свои труды. Он считал, что способен на более складный и изящный слог.
Уже тогда юный Виктор проявлял себя как приверженец классицизма в литературе и сторонник роялизма. На конкурсе молодых авторов в 1813 году Гюго представил членам комиссии свое поэтическое произведение о пользе научных знаний. Ода под названием «Les avantages des tudes» получила множество положительных отзывов и похвал. Некоторые из судей не могли поверить, что автору всего пятнадцать лет, ведь его суждения были взрослыми и сформировавшимися.
В своих ранних произведениях француз восхищался членами династии Бурбонов. Благодаря оде «На восстановление статуи Генриха IV» Виктор получил поощрение от властей в виде ежемесячного жалования. Это было очень кстати: в тот период отец был сердит на него за отказ от поступления в Политехнический университет, из-за чего прекратил финансирование сына.
В возрасте семнадцати лет Виктор и его брат Абель начали издавать собственный журнал «Литературный консерватор». В 1822 году вышел сборник «Оды», который закрепил успех молодого автора среди читающей публики.
Труды Гюго были наполнены романтизмом, но в них четко прослеживалась социальная или политическая нить. Это и было главным отличием творчества автора от романтизма англичанина Байрона, в произведениях которого преобладала человеческая сущность.
В те годы французы не понаслышке знали о неравенстве в обществе, нищете, торговле людьми, развратном поведении дам и прочих явлениях. Как и любая творческая личность, Виктор Гюго живо интересовался происходящим вокруг и подмечал особенно интересные моменты. Стоит отметить, что в своих книгах литератор не пытался докопаться до сути социальных проблем, а старался донести читателю, что общество станет совершенным только тогда, когда каждый станет уважать моральные и нравственные устои.
Политический аспект сквозил почти в каждом произведении Гюго. В своем первом серьезном труде под названием «Последний день приговоренного к смерти» автор с помощью метафор высказал свое отношение к отмене смертной казни.
В более зрелом возрасте Виктор написал сочинение «Человек, который смеется», которое также носит философский подтекст. Изначально писатель хотел назвать это произведение «По приказу Короля», но остановил выбор на более лаконичном названии. В романе описываются факты социального насилия, которые имели место в те страшные годы. Главным героем книги стал молодой лорд по имени Гуинплен, лицо которого рассекли в детстве, чтобы лишить мальчика статуса и наследства. Внешнее уродство не позволяло юноше жить полноценно, так как окружающие смеялись над ним и не считали равным себе.
Ярким событием в творчестве французского литератора стало создание в 1862 году романа «Отверженные». Сюжет построен на основе актуальных событий окружающего мира: нищеты и голода, проституции и рабовладения, произвола власти.
Главным действующим лицом произведения стал молодой человек по имени Жан, который украл в лавке хлеб для того, чтобы спасти от голода близких. За столь незначительное преступление мужчину упекли в тюрьму почти на двадцать лет, отбыв которые он вышел на свободу никому не нужным изгоем. В то время, как Жан и сам находился в беде, он помогал бездомной девочке Козетте стать хоть чуточку счастливой.
Многие исследователи творчества Гюго сходятся во мнении, что роман был написан на основе реальных впечатлений автора, который сам однажды стал свидетелем подобной истории.
Еще одно знаковое творение великого француза – «Собор Парижской Богоматери». Автор задумал его еще в 1828-м, но книга увидела свет только спустя три года. Этот роман стал новаторским: во французской литературе он стал первым произведением, основанным на реальных исторических фактах.
На создание подобного труда писателя вдохновил великий литератор и историк Вальтер Скотт. В «Соборе Парижской Богоматери» Гюго высказал свою личную общественно-политическую позицию: на протяжении всей сознательной жизни он выступал за восстановление исторических архитектурных памятников.
Так и стало готическое парижское здание главным героем романа: власти собирались снести старинный собор. В произведении автор предлагает взглянуть на изнанку человеческих душ и на извечную борьбу добра со злом. Основной драматической линией книги стала судьба глубоко несчастного Квазимодо, влюбленного в прекрасную Эсмеральду. Девушка, украденная и воспитанная цыганами, единственная во всем городе не смеялась над уродливым карликом. В последствии роман много раз экранизировался, на его основе был создан ряд театральных постановок и музыкальных произведений.
Гюго решительно выступал за отмену смертной казни. Однажды он даже добился у короля помилования революционера Барбеса, непосредственно перед днем приведения приговора в исполнение.
В 1845 году писатель удостоился звания пэра. Войдя в палату почтенных мужей, он боролся за возвращение Бонапартов на родину, отстаивал интересы Польши, защищал авторские права.
После революции 1848 года Гюго основал антирадикальное издание «Evénement» в котором выступал в защиту свободы печати, но в то же время критиковал такие крайности, как национальные мастерские. Через год литератор избрался в Законодательное собрание Франции, и постепенно его умеренно-либеральные взгляды сделались крайне республиканскими. Автор романов был сторонником всеобщей подачи голосов и противником пересмотра статей конституции.
Виктор выступил активным участником борьбы с государственным переворотом 1851 года. Он лично принимал участие в боях на баррикадах и чудом избежал расправы, успев скрыться в Бельгии. Из этой страны политик вскоре был изгнан и тогда его пристанищем стали Нормандские острова.
Гюго помогал революционеру Гарибальди собирать средства на оппозиционную деятельность, выступал в защиту политзаключенных разных стран, часто переписывался с русским писателем и политиком левого толка Герценом.
Факты из личной жизни творца современному человеку могут показаться своеобразными, но что поделать – это были совсем иные времена.
Первой юношеской любовью писателя стала девушка из буржуазного общества Адель Фуше, на которой он женился в 1822 году. Адель подарила Виктору пятерых детей, первый из которых скончался почти сразу после рождения. Со временем красавица-жена стала охладевать к мужу и пренебрежительно относиться к его творчеству. Вообще, строптивая девица не считала Гюго талантливым писателем и даже ни разу не открывала его книг. Когда выяснилось, что супруга давно стала любовницей друга Виктора, стала понятна причина ее отказа в интимных отношениях.
Расставшись с Адель, Гюго начал встречаться с новой возлюбленной – светской куртизанкой Жульеттой, которая находилась на полном содержании князя Анатолия Демидова. Красавица влюбилась в писателя с первого взгляда и между ними вспыхнул роман. Однако, ревнивец Виктор потребовал от пассии разорвать отношения с состоятельным любовником. Добившись своего, автор великих произведений повел себя весьма прижимисто, и даже скупо. Жульетта, привыкшая носить роскошные туалеты и дорогие украшения, стала одеваться чуть ли не в лохмотья. На содержание своей женщины Гюго выделял сущие копейки, и все расходы контролировал лично.
Мечтой всей жизни возлюбленной писателя была актерская карьера, но новый избранник никак не посодействовал в ее осуществлении. Будучи на тот момент известным литератором, он мог договориться и обеспечить любимой место в театре. Однако, этого так и не произошло.
В конце концов Жульетта отцвела, и гениальный творец продолжил свои любовные похождения с девицами легкого поведения. Для этих целей в его доме была отведена специальная комната.
Виктор Мари Гюго скончался 22 мая 1885 года в Париже. Причиной смерти создателя бессмертных шедевров стала пневмония. В первые же дни миллионы французов узнали об этом трагическом событии и все, кто смог, приняли участие в траурной процессии. После масштабных похорон прах писателя был упокоен на территории Пантеона.
Поклонники Гюго часто приезжают на остров Джерси, где автор жил и творил, раскрыв в себе талант поэта.