Виктор Борисов-Мусатов — биография
Виктор Борисов-Мусатов – русский живописец, автор знаменитых «мусатовских девушек» и «дворянских гнезд». В поисках живописного стиля объездил всю Россию и Европу, но свой уникальный художественный язык обрел лишь в родном Саратове.
Саратовский живописец Виктор Борисов-Мусатов долго искал свой авторский стиль. Он пытался обрести его в Москве, Петербурге и даже Париже, а нашел лишь, вернувшись в родные края. Художник оставил потомкам не так много полотен, но каждое из них стало символом разных этапов его творческой биографии. Уже после смерти Борисова-Мусатова его картины стали вдохновлять другие поколения художников, которые продолжили развивать символизм в русской живописи.
Детство и юность
Живописец родился в Саратове 2 апреля 1870 года. В трехлетнем возрасте мальчик получил серьезную травму спины, в результате чего образовался горб. По воспоминаниям современников, Виктор понимал всю тяжесть своего положения, но никогда не жаловался и не роптал на несправедливую судьбу. Отдушину ребенок нашел в живописи, которая успокаивала его и помогала забыть о жизненных трудностях.
В 1884-м юноша стал студентом Саратовского реального училища. К точным наукам у Вити тяги не было, а вот рисование всегда приносило радость. Преподаватели изобразительного искусства Федор Васильев и Василий Коновалов восхищались способностями талантливого ученика и уговаривали его развивать творческие навыки в Москве. В 1890-м юноша зачислился в Московское училище, где обучался живописи, зодчеству и ваянию.
Москва не впечатлила молодого художника: он считал, что те знания, что давали местные педагоги, он мог получить и в родной провинции. После года обучения он переехал в Северную столицу, где стал студентом Петербургской академии искусств. Сдавая вступительные экзамены, молодой человек представился как Борисов-Мусатов, и с тех пор за ним закрепился этот творческий псевдоним. Дополнительно к основным занятиям Виктор оттачивал технику рисования в частной мастерской живописца Павла Чистякова.
Питерский климат влиял на здоровье Мусатова отрицательно: через два года обострились проблемы позвоночника. Парень был вынужден вернуться в Москву.
В 1893 году состоялась очередная студенческая выставка картин, где начинающий художник представил несколько своих работ. Картина «Майские цветы» приглянулась княгине Елизавете Федоровне, и она приобрела ее за довольно высокую цену. Этих денег Мусатову хватило на путешествие по Крыму и Кавказу, где он создал ряд этюдов с натуры.
Живописные пейзажи юга подействовали на молодого человека благотворно. Вернувшись из поездки, он отправился во Францию поступать в художественную студию Фернана Кормона. В течение трех лет мэтр помогал ученику осваивать классическую технику рисунка и оттачивать мастерство. В многочисленных парижских галереях Виктор знакомился с полотнами знаменитых творцов.
Обретение собственного стиля
Каждое лето путешественник приезжал в родной Саратов. Возвращаясь домой, Борисов-Мусатов каждый раз вспоминал о давней идее по созданию масштабной работы. Первую попытку он осуществил в 1896-м, когда начал писать портрет сестры Елены. В этой работе четко прослеживалось влияние французского импрессионизма: по цветовой гамме, технике, характеру мазка. Уникальный стиль Борисова-Мусатова проявился позже в полотнах «Агава» и «Девушка с агавой». Саратовскому периоду принадлежат и его картины с участием мальчиков-натурщиков. «Мальчик с собакой» — первая работа из этого цикла — была создана еще до поездки во Францию, а последнюю – «Мальчик около разбитого кувшина» — автор написал спустя четыре года.
Из-за непростого материального положения Виктор был вынужден отказаться от заграничных поездок и окончательно вернуться на родину. Пока он отсутствовал, творческий мир России изменился до неузнаваемости: в литературу пришел символизм, а в живописи передвижники отошли на второй план. На смену им пришли Валентин Серов, Михаил Врубель и Исаак Левитан. Борисов-Мусатов искренне восхищался творчеством молодых живописцев, считая их работы свежим дыханием в отечественном искусстве. Ветру перемен поддался и сам Виктор.
В конце 19-го века художник приехал в свой тихий и уютный Саратов, где планировал полностью погрузиться в творчество. Повидав мир, изучив работы великих творцов, Виктор смог наконец обрести свой собственный художественный язык. В родной провинции начался самый насыщенный творческий период Борисова-Мусатова, здесь же появилась его знаменитая «мусатовская девушка», образ которой будет появляться и в последующих работах автора.
Впервые лик задумчивой барышни возник на картине «Автопортрет с сестрой». Свое изображение творец разместил с краю – такой прием часто использовали импрессионисты. На заднем плане располагался диковинный лес с невиданными растениями. Многие спрашивали художника, что это за растения и где он мог их видеть? Виктор отвечал, что представил себя мышью, лег на землю в саду и стал разглядывать все вокруг. Вдруг вся флора предстала перед ним совершенно в другом свете: растения стали казаться огромными и совершенно фантастическими. Для изображения природы автор использовал сине-зеленую гамму, которая в дальнейшем появлялась и на других его полотнах.
После автопортрета мастер написал несколько работ: «Мотив без слов», «Осенний мотив» и «Гармония». Сюжетом полотен стали сценки из дворянской жизни 18-го века: декламация поэзии, признание в чувствах. Вдохновение для этих картин Борисов-Мусатов почерпнул из поездок по окрестным имениям Саратова.
Картина Борисова-Мусатова «Весна» датируется 1901 годом. В этой работе автор решил отказаться от какого-либо сюжета и просто нарисовал гуляющую среди расцветающих деревьев и цветов. Удивительно, как точно ему удалось передать ощущение времени года: картина буквально дышит весной и зарождением чего-то нового, свежего. Полотно стало началом нового этапа в творческой биографии творца.
В начале 20-го века Виктор Эльпидифорович побывал в Зубриловке – старинном особняке Голицыных-Прозоровских. Владельцы бывали здесь редко, и имение постепенно приходило в упадок. Живописца переполнили чувства: он четко ощутил, что вместе со старинным домом уходит в небытие целая великая эпоха. Под впечатлением от увиденного Борисов-Мусатов создал полотно «Гобелен», главными героинями которого стали две женщины-дворянки. Аристократки изображены в парке старинной усадьбы, дни которой совсем скоро закончатся. Московское товарищество художников дало этой работе высочайшую оценку, наградив автора почетной премией.
Княжеское имение художник запечатлел и в картине «Водоем», героинями которой стали две Елены – сестра автора и его будущая супруга. Как вспоминала сестра, над этим полотном ее брат работал особенно усиленно, ловя каждый погожий день. И снова работа автора получила высокую оценку: московские критики назвали ее истинным шедевром русского изобразительного искусства.
Саратовские окрестности вдохновили живописца на создание еще двух работ: «Призраки» и «Прогулка на закате». В центре картин – прогуливающиеся по опустевшему парку девушки, одетые в старинные наряды. Сам автор признавался, что изобразил не какой-то определенный век, а просто свою тоску по красивой эпохе.
В 1904-м из-под кисти мастера вышло панно «Изумрудное ожерелье». Работать над ним художник начал в селе Черемшаны под Саратовом, куда его семья уезжала на летний отдых. Фоном для полотна послужили насыщенных цветов деревья и трава, а героинями вновь стали девушки.
Под конец 1903-го Мусатов перебрался в Подольск. Здесь родились пейзажи «Осенняя песнь», «Куст орешника», «На балконе. Таруса». Полотна автора приводили в восторг далеко не всех. В России его работы практически не выставлялись и не продавались, поэтому живописец не мог похвастаться стабильным финансовым состоянием. Европейские ценители искусства, напротив, горячо поддерживали художника и даже приняли его во французское Национальное общество изящных искусств.
Последним полотном мастера стал акварельная работа «Реквием», которую он посвятил своей сподвижнице Надежде Станюкович.
Личная жизнь
Борисов-Мусатов был женат на Елене Борисовне Александровой, художнице. Супруга подарила мэтру дочь Марианну, которая пошла по стопам своих родителей. Девушка стала известным книжным графиком.
Личная жизнь художника не была бурной – он нашел свое счастье в Елене и был с ней до последнего дня. Рядом с художником всегда находилась и другая Елена – его родная сестра, которая часто становилась натурщицей для его картин.
Смерть
Художник скончался 26 октября 1905 года. Был похоронен в Тарусе, где провел последние годы своей жизни. В 1910-м на его могиле появился памятник, созданный его студенческим другом А. Т. Матвеевым.
В память о творце место его погребения получило название Мусатовский косогор.