Юрий Каморный — биография
Юрий Юрьевич Каморный – советский актёр театра и кино. Работал в ленинградском ТЮЗе. Трагически погиб в 37 лет.
Один из самых красивых актёров 1970-х годов, Юрий Каморный, добился успеха и стал объектом обожания зрительниц со своих первых же ролей в кино. Чем-то всех зацепил его танкист Васильев в киноленте «Освобождение». В театре он тоже проявился как одарённый человек и наверно напрасно повернул свою судьбу, добровольно оставив сцену.
Детство
Юрий Юрьевич Каморный родился 8 августа 1944 года в городе Алапаевске Свердловской области. Его мать, Галина Фёдоровна, была учительницей английского языка в школе. Отец Юрия был военным, носил звание полковника, рано ушёл из жизни. Своего отца артист не помнил, его воспитывала мать и добилась хороших результатов. Юрий Каморный обладал приличными манерами, умел хорошо говорить и был очень общительным, лёгким на подъём, как о нём говорили товарищи. Они с матерью жили в городе Кировск Мурманской области. Там он и провёл большую часть своего сознательного детства, там и учился в школе.
Будущий актёр несколько лет ходил в драмкружок, но после окончания школы устроился электриком-ремонтником на комбинат «Апатит». Видимо, духу не хватало, чтобы поступать в театральное заведение, к тому же он был заикой. Юрий перепробовал ряд профессий прежде, чем поехать в Ленинград для поступления в ЛГИТМиК. Он работал и электриком, и почтальоном, даже плавал по Баренцеву морю, нанявшись на каботажное судно матросом.
Театр
В 1962 году он стал студентом Ленинградского театрального института, а по его окончании был принят в труппу Ленинградского ТЮЗа имени Брянцева, которым руководил его педагог по актёрскому мастерству Зиновий Яковлевич Корогодский.
В лучшие времена ТЮЗа Каморный играл в спектаклях «Глоток свободы» по пьесе Б.Окуджавы (1967 год) о драматической судьбе декабристов, «Хозяин» по рассказам М. Горького «Хозяин» и «Коновалов» (1968 год), в феерической постановке З.Корогодского «Наш цирк» (1968 год), в пьесе А. Н. Островского «Свои люди — сочтёмся» (1973) в постановке Л.Додина, в «Гамлете» У. Шекспира, где Георгий Тараторкин играл главного героя, а Каморный – Лаэрта.
В 1976 году актёр в поисках лучшей доли уволился из театра и стал штатным сотрудником киностудии «Ленфильм», чтобы посвятить себя исключительно кино. К этому времени на его счету уже было немало киноработ, что несомненно придавало уверенности в перспективности совершённого им шага.
Кино
Впервые Юрий Каморный попал на экраны, снявшись в роли советского солдата в совместном с поляками фильме «Зося» (1967 год) по повести Владимира Богомолова. Поговаривали, что у него случился роман с исполнительницей главной роли польской актрисой Полой Раксой. Во время съёмок с актёром произошёл несчастный случай – вблизи него взорвалась пиротехника, которая должна была имитировать взрыв мин, оставленных фашистами на польской территории. Каморного контузило, и он несколько месяцев провёл на больничной койке. Этот «боевой» опыт лишний раз только воодушевил артиста. На какое-то время военная тематика стала его кредо.
Не случайно в следующем фильме «Карантин» (1968 год), где снимался Каморный, именно ему доверили исполнить песню «Давно смолкли залпы орудий», которая была написана Владимиром Высоцким специально для этого фильма. Актёр обладал очень приятным тембром голоса.
Следующей работой актёра была роль танкиста Васильева в киноэпопее Юрия Озерова «Освобождение» (1969 год). Несмотря на огромное количество персонажей в исполнении избранных звёзд советского экрана, выразительная фотография Каморного в один из патетических моментов фильма, чаще всего оказывалась на страницах газет и единственного советского журнала о кино.
Внешность актёра позволяла соотнести его с разными временами и событиями, представить его в разных амплуа, но более всего ему подходил образ современного интеллигента и, отчасти, подлеца, каким он предстал в мелодраматической истории писательницы Веры Пановой «Проводы белых ночей» (1969 год). Здесь он также стал исполнителем песни под гитару, звучащей в фильме. Всё сошлось – и ироничное исполнение Каморным песни на стихи Р. Рождественского «Ах, как они любили…» и эскизные кадры черно-белого фильма Юлиана Панича. Картина на долгое время была изъята из проката, в основном из-за того, что вскоре после съёмок Панич покинул СССР, но песня осталась. Она стала постоянной спутницей молодых людей, полюбивших романтику ночных посиделок у костра.
В дальнейшем Каморного приглашали либо на роли красавцев воздушно-десантных или морских офицеров, либо удачливых молодых людей, покорителей женских сердец. Вроде комиссара Рыбакова в «Кремлёвских курантах» (1970 год), командира десантной роты в картине «Голубые молнии» (1978 год), капитана подводной лодки в мелодраматической истории «Правда лейтенанта Климова» (1981 год) или дельца Таранцева в детективе «Будни уголовного розыска» (1973 год) и велогонщика Мельникова в фильме «Призвание» (1975 год). К любой своей роли актёр относился очень серьёзно и всегда готовился, как истинный профессионал. Перед съёмками в «Освобождении» он учился водить танк, хотя этого никто от него не требовал. Ради съёмок в фильме «Голубые молнии» он учился прыгать с парашютом, ломать кирпичи ребром ладони и метать ножи точно в цель. Он учился трюкам у настоящих артистов цирка для роли воздушного акробата в фильме «Клоун».
Очень интересной получилась работа актёра в мини-сериале «Игра без козырей» (1981 год), где он исполнил роль антагониста главного героя, милиционера капитана Григониса в исполнении Бориса Борисова. Телесериал стал его последней работой, по трагической иронии актёр погиб от рук сотрудников милиции в год премьеры.
Личная жизнь
Юрий Каморный никогда не был обделён вниманием со стороны женщин, но не всегда его подругами становились те, к кому он тянулся.
В юности актёр был женат на Ирине Петровской, которая старалась окружить его теплом и заботой, в 1967 году родила ему дочь Полину. Однако женщина не выдержала его пьяных загулов и измен и подала на развод. Актёр гордо ушёл, оставив жене квартиру, и до конца своей недолгой жизни жил в комнате в коммуналке.
Следующей жертвой сердцееда была выпускница юридического факультета ленинградского университета Ада Ставиская. Она работала на «Ленфильме» и была его постоянной спутницей в киноэкспедициях. Они прожили вместе десять лет и расстались всё по той же причине – из-за пристрастия Каморного к алкоголю.
Известно, что одно время Юрий был отчаянно влюблён в Нонну Мордюкову. Несмотря на то, что он был невероятно похож на её бывшего мужа Вячеслава Тихонова, она не собиралась уступать его ухаживаниям, поскольку была вдвое старше (в советские времена неравные по возрасту браки считались дичью). Ради доказательства своей любви Каморный прострелил себе руку, но артистическая дива осталась непреклонной.
Об остальных романах в жизни актёра история умалчивает.
Смерть
В начале 1980-х годов в творческой жизни Каморного всё складывалось довольно неплохо, но плотный график съёмок и напряжение всё больше сказывались на его нервах, которые были неустойчивыми, а он ещё и усугублял своё нестабильное психическое состояние употреблением алкоголя. Врачи диагностировали ему манию преследования и категорически запретили пить.
Актёр славился отчаянным характером, а под воздействием веселящих напитков становился смелее вдвойне. 27 ноября 1981 года из-за дверей его комнаты соседи услышали пронзительный женский крик и вызвали наряд милиции. Было известно, что у актёра дома большая коллекция холодного оружия. Произойти могло всё что угодно. Есть несколько версий последующих событий этого страшного дня. По одной из них, когда вошла милиция, Каморный приставил нож к горлу своей знакомой. По другой – он напал на исполнителя власти с саблей. В любом случае один из милиционеров выстрелил в актёра и ненамеренно попал в сонную артерию. Тот почти мгновенно скончался на месте. Ему было всего 37 лет.
Скандальную смерть актёра долгое время держали втайне. На «Ленфильме» не стали служить панихиду. Уголовное дело быстро замяли, поэтому до сих пор неизвестно, был ли он тогда пьян. Хотя это, наверное, неважно.
Юрий Каморный похоронен на Симоновском кладбище в Старой Руссе.
В память о талантливом артисте в 2012 году вышел документальный фильм «Актёрская рулетка. Юрий Каморный».
Избранная фильмография
- 1966 Зося
- 1972 Петерс
- 1973 Будни уголовного розыска
- 1973 Дверь без замка
- 1974 Странные взрослые
- 1977 Гармония
- 1978 Супруги Орловы
- 1979 Инженер Графтио
- 1979 Поэма о крыльях
- 1979 Я буду ждать…
- 1980 Клоун
- 1980 От Буга до Вислы
- 1981 20 декабря
- 1981 Правда лейтенанта Климова
- 1981 Игра без козырей