Зураб Соткилава — биография
Зураб Соткилава — советский, грузинский и российский оперный певец, один из самых известных теноров своего времени. Он родился 10 ноября 1941 года в Тбилиси, Грузия. Соткилава приобрёл мировое признание благодаря своему мощному голосу и выдающемуся исполнению арий из опер. Он пел на сценах крупнейших театров мира, включая Большой театр в Москве и Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Его репертуар охватывает широкий спектр ролей в произведениях как классических, так и современных композиторов.
Ранние годы и футбольная карьера
Будущий народный артист СССР родился 12 марта 1937 года в крупнейшем городе Абхазии — Сухуми. Его родители были представителями интеллигенции: отец работал учителем, а мать — врачом-рентгенологом. Хотя семья не была профессионально связана с искусством, музыка всегда звучала в доме. Мама и бабушка пели старинные грузинские песни, аккомпанируя себе на гитаре, а маленький Зураб с восторгом присоединялся к их импровизированным концертам. Однако в детстве он даже не задумывался о карьере певца — его сердце принадлежало спорту, а точнее, футболу.
С юных лет Соткилава проявлял талант на футбольном поле. В школьные годы он играл за местную команду, а благодаря выдающимся физическим данным вскоре стал капитаном юношеского состава сухумского «Динамо». Его спортивная карьера развивалась стремительно: в середине 1950-х команда одержала победу на всесоюзных соревнованиях, после чего Соткилава был приглашен в основной состав тбилисского «Динамо».
Играл он на позиции крайнего защитника, отличаясь скоростью и напором (преодолевал 100 метров за 11,1 секунды). В одном из матчей он встретился с легендарным вратарем Львом Яшиным, когда грузинская команда сражалась с московским «Динамо». Несмотря на поражение 1:3, это знакомство впоследствии стало знаковым для Соткилавы.
Однако футбольной карьере внезапно пришел конец. Во время игры в Чехословакии он получил серьезную травму, а ранее уже пережил перелом в Югославии. После этого врачи запретили ему выходить на поле, что поставило крест на его будущем в профессиональном спорте.
Начало пути в музыке
Знакомство с миром вокала произошло случайно. В один из вечеров в доме Соткилавы гостила пианистка Валерия Разумовская. Услышав, как Зураб поет вместе с мамой и бабушкой, она разглядела в нем потенциал и предложила познакомить его с профессором консерватории. Тот, выслушав «сухумского соловья», сначала скептически отнесся к его возможностям, но позже изменил мнение.
Уроки вокала начались как нечто несерьезное: преподаватель соглашался заниматься с Соткилавой в обмен на билеты на футбольные матчи тбилисского «Динамо». Однако постепенно занятия переросли в нечто большее. Вскоре профессор сообщил Зурабу, что у него редкий голос и блестящее оперное будущее. Тогда футболист лишь посмеялся над этим предсказанием.
Но судьба распорядилась иначе. В 1959 году Соткилава был отчислен из футбольной команды. Оставшись без спорта, он всерьез задумался о музыке и начал учиться в Тбилисской консерватории.
Летом 1960 года Соткилава успешно защитил диплом Тбилисского политехнического института, где изучал горное дело, совмещая учебу с игрой в сборной. Однако музыка уже окончательно завладела его жизнью: к этому времени он год обучался в консерватории.
Отец поддержал выбор сына, несмотря на отсутствие музыкального слуха, а вот мать категорически восприняла его решение оставить науку ради вокала. Изначально преподаватели определили голос Соткилавы как баритон, но на третьем курсе он неожиданно раскрылся как лирико-драматический тенор.
В 1965 году Соткилава окончил Тбилисскую консерваторию, а спустя два года завершил обучение в аспирантуре, тем самым заложив фундамент для будущей блестящей оперной карьеры.
Начало оперной карьеры
После завершения учебы Зураб Соткилава был принят в труппу Тбилисского театра оперы и балета, где состоялся его успешный дебют. Его первым значительным выступлением стала партия Каварадосси в опере Тоска Джакомо Пуччини, за которой последовали роли в Риголетто Джузеппе Верди и национальных грузинских операх Абесалом и Этери и Миндия.
Талантливый тенор провел в Грузинском государственном театре оперы и балета девять лет. В 1966 году он получил возможность пройти стажировку в миланском театре Ла Скала, где его наставниками стали выдающиеся мастера бельканто. Итальянский маэстро Дженарро Барра был впечатлен мощным и выразительным голосом Соткилавы, находя в нем отголоски легендарных теноров прошлого — Энрико Карузо и Беньямино Джильи.
Уже через два года обучения в Милане певец завоевал признание на международной сцене. В 1968 году он одержал победу на фестивале молодых вокалистов Золотой Орфей в Болгарии, получив главный приз. В 1970 году Зураб Лаврентьевич занял второе место на Международном конкурсе имени Петра Чайковского в Москве, а также одержал победу на конкурсе имени Франсиско Виньяса в Барселоне, что укрепило его статус восходящей звезды оперы.
Триумф в Большом театре и международное признание
В 1973 году Соткилава дебютировал в Большом театре, исполнив партию Хозе в Кармен Жоржа Бизе. Его вокальная экспрессия и драматизм исполнения были высоко оценены публикой, что принесло ему приглашение в постоянную труппу Большого театра. Одной из знаковых ролей тенора стал Отелло в одноименной опере Джузеппе Верди. Эта партия стала для него особенной: певец признавался, что после исполнения Отелло он никогда не позволял себе снижать уровень требований к собственному мастерству, выкладываясь на сцене на пределе возможностей.
Еще одной блестящей работой стала партия Туридду в опере Сельская честь Пьетро Масканьи. Соткилава продемонстрировал не только техническое мастерство, но и способность передавать глубочайшие эмоции, что привлекло к нему внимание широкой публики.
Гастроли Соткилавы в Париже, где он выступал в Театре Елисейских полей, ознаменовали начало его международной карьеры. Парижские критики восторгались «сверкающе-прекрасным» тембром певца. После этого его выступления стали пользоваться большим успехом в Америке, Италии и Японии. В конце 1970-х годов Соткилава отправился в грандиозный международный тур, который окончательно закрепил его статус мирового оперного тенора. Вскоре он был удостоен звания Народного артиста СССР.
Одним из последних триумфов на оперной сцене стала его партия Самозванца в Борисе Годунове Модеста Мусоргского. Хотя эстрадные выступления в его карьере были редкостью, он неизменно пользовался любовью публики.
Преподавательская деятельность и поздние годы
С 1976 года Зураб Соткилава начал преподавать в Московской консерватории, передавая свое мастерство новому поколению певцов. В 1987 году он стал профессором и возглавил кафедру сольного пения.
В 1995 году он снова выступил на сцене Большого театра, исполнив партию князя Василия Голицына в Хованщине Дмитрия Шостаковича. В 2002 году он вновь вернулся к этой роли, показав, что его голос остается столь же мощным и выразительным.
Голос Соткилавы звучал на крупнейших мировых сценах: Лондонская королевская опера, Баварская государственная опера, Дрезденская опера, театры Ла Фениче в Венеции, Лисео в Барселоне и Коммунале в Болонье.
В последние годы жизни певец продолжал выступать в Москве и Санкт-Петербурге, а также в странах ближнего зарубежья. Его репертуар включал не только оперные арии, но и народные грузинские и русские песни, а также романсы Чайковского, Рахманинова и Фельдмана.
Личная жизнь
Зураб Соткилава был человеком традиционных семейных ценностей и гордился своей дружной семьей. В его жизни была единственная любовь — пианистка и концертмейстер Тбилисской консерватории Элисо Турманидзе. Их брак стал прочным союзом, который продлился более пятидесяти лет.
Супруга подарила тенору двух дочерей — Тею и Кетино, которые выросли в атмосфере музыки и искусства. Однако главной радостью в зрелые годы для Соткилавы стали его внуки — Кети и Леван. Певец души не чаял в младшем поколении своей семьи, стараясь уделять им максимум внимания, несмотря на напряженный график гастролей и преподавательской работы.
Семья для него была настоящей опорой на протяжении всей жизни. Даже когда он добился мировой славы, Соткилава всегда оставался преданным супругом и заботливым отцом, подчеркивая, что личное счастье невозможно без родных людей рядом.
Последние годы и смерть
Летом 2015 года Зураб Соткилава объявил о серьезной болезни — врачи диагностировали у него рак поджелудочной железы. Несмотря на тяжелый диагноз, певец не сдался: он прошел операцию в Германии, а затем курс лечения и химиотерапии в России. В октябре 2015 года, всего через несколько месяцев после операции, он вновь вышел на сцену. Его концерт в Сергиевом Посаде прошел с аншлагом, создавая впечатление, что болезнь отступила.
Соткилава решился открыто говорить о своем диагнозе после того, как узнал, что его коллеги Елена Образцова и Дмитрий Хворостовский также столкнулись с онкологическими заболеваниями. Вопреки болезни, он продолжал преподавать в Московской консерватории и выступать перед публикой. Последние два года жизни тенор, превозмогая недуг, не прекращал делиться своим талантом с миром.
В 2017 году Соткилава планировал отметить свой 80-летний юбилей большим концертом, однако болезнь внесла свои коррективы. 18 сентября 2017 года выдающийся тенор скончался.
Церемония прощания состоялась в здании Большого театра, где звучали арии в исполнении самого Соткилавы — словно его голос продолжал жить даже после его ухода.
Певец был похоронен в родном Тбилиси на Сабурталинском кладбище. Его могила украшена памятником из черного гранита, дополненным белыми декоративными элементами. Фотографии на нем нет, но в композицию включен каменный футбольный мяч в натуральную величину — символ его первой страсти, спорта, который когда-то определял его будущее.
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.