Николай Заболотский — биография
Николай Заболоцкий – известный русский советский поэт и переводчик. Заболоцкий – автор многих знаменитых стихотворений, переводчик памятника русской культуры, героического эпоса «Слово о полку Игореве».
Детство и юность
Родился великий поэт в местечке около Казани, на маленькой ферме, что расположена неподалеку от Кизической слободы. Отец будущего поэта был агрономом, мужчина работал управляющим фермой. Мать Коли была сельской учительницей. После замужества Лидия Дьяконова решила оставить работу и сосредоточить внимание на воспитании детей. В семье воспитывалось шестеро ребят, старшим из которых был Николай.
Первые годы жизни мальчика прошли в Кизической слободе. Когда ребенку исполнилось семь лет, его родители решили переехать в поселок Сернур, что расположен в современной Республике Марий Эл. В доме Заболоцких была обширная библиотека. Отец семейства выписывал «Неву», в приложениях которой печаталась русская классика. Таким образом в семейной библиотеке появилось обширное собрание сочинений русских и зарубежных писателей. Юный Николай любил наведываться в отцовский шкаф, который стал для него «любимым наставником и воспитателем».
Дети Заболоцких много времени проводили на свежем воздухе, отец часто брал Колю в поле. Там мужчина показывал мальчику, как правильно сажать растения. Отец привил сыну любовь к природе, окружающему миру, животным. Эту любовь Николай сумел пронести сквозь многие годы – в его стихах всегда находилось место любованию красотой природы, лицезрению окружающего мира.
Не удивительно, что мальчик очень рано стал писать собственные стихи. Николай еще в детстве заинтересовался творчеством, уже в третьем классе он начал «публиковать» собственный журнал. В журнал мальчик помещал стихи собственного сочинения. Обучался Николай в реальном училище, его любимыми предметами были рисование, история и химия. По словам самого Заболоцкого, живописная природа северного края отразилась на его дальнейших произведениях. Об этом говорят и многочисленные исследования литераторов, которые изучали творчество поэта.
Ранние стихи литератора посвящены переживаниям маленького деревенского мальчика, жизнь которого связана с крестьянской бытностью и природой. Любование природой в ранних стихах Заболоцкого сопряжено с предреволюционными литературными направлениями – акмеизмом и символизмом. Начинающий поэт любил лирику Бальмонта и Блока.
Обучение и творческий путь
После окончания реального училища молодой человек отправился в Москву. Интересно, что в российской столице Николай поступил сразу на два факультета – на историко-филологический и медицинский. Талантливый молодой человек без особого труда получил место в Первом Московском университете (в настоящий момент МГУ), но студентов-филологов сразу предупредили, что кормить их никто не собирается. Первокурсникам полагались продуктовые карточки, но из-за дефицита довольствия трудно было приобрести хоть что-то на эти карточки. Тогда Николай решил поступить на медицинский факультет, где выдавали пайки. Во времена Гражданской войны государству требовались врачи, поэтому студентам-медикам выдавали довольствие. Сокурсник поэта, Михаил Касьянов, вспоминал, что паек выдавался один раз в месяц. В паек входили полтора каравая хлеба, сахар, селедка, вобла и сливочное масло. Жили молодые люди от пайка до пайка.
Несмотря на голод и нужду, студенческую жизнь молодого Николая трудно было назвать скучной. По вечерам он посещал выступления Владимира Маяковского, имел возможность наслаждаться представлениями в Театре Мейерхольда.
Зимой 1921-го года паек для студентов медицинских факультетов был отменен – Гражданская война закончилась, и медики уже не были так нужны стране. Николай бросил медицину, вернулся на филологический факультет и попытался наверстать упущенное, но понял, что слишком многое пропустил. Он забрал документы из вуза и переехал в Петроград.
В Петрограде Заболоцкий продолжил обучение в языковом и литературном отделении Педагогического института имени Герцена. Денег катастрофически не хватало, молодой человек пытался заработать на пропитание. Он разгружал корабли, работал разнорабочим, но не бросал занятий литературой. На старших курсах Николай ходил на собрания литературного кружка под названием «Мастерская слова». Здесь он познакомился с творчеством Осипа Мандельштама, Велимира Хлебникова.
Николай окончил вуз в 1925-м году. К тому времени начинающий поэт, по собственным признаниям, был обладателем тетради с плохими стихами и небольшого количества личных вещей. Скарб Заболоцкого помещался в небольшой корзинке. Уже в следующем году юношу призвали в армию.
Службу Николай проходил в Ленинграде. В 1927-м году он был уволен в запас. Хотя служба в армии была краткосрочной, она оставила большой след в судьбе Заболоцкого. «Мир казармы» стал своеобразным катализатором для творчества поэта. Во время прохождения армейской подготовки молодой человек написал свои первые серьезные стихи, обрел свой литературный стиль. В это время Заболоцкий написал такие стихотворения, как «Лицо коня», «Движение», «Часовой».
После армии он начал работать в ленинградском ОГИЗе, в отделе деткой литературы. Интересно, что этим отделом заведовал сам Самуил Маршак. Здесь же работали такие известные литераторы, как Борис Житков, Евгений Шварц и другие. В отделе издавались не только книги, но и детские журналы – «Еж» и «Чиж». В журналах публиковались произведения Александра Введенского, Даниила Хармса. Драматург Нина Гернет вспоминала атмосферу работы в литературном отделе как творческую и веселую. Женщина писала, что редакция была веселой всегда, литераторы приходили сюда как к себе домой. Здесь постоянно устраивались читки, литературные розыгрыши, мистификации. Гернет писала, что работники редакции буквально ловили темы, стихи и мысли, которые могли пригодиться для печати. Работать приходилось лишь после ухода проголодавшихся писателей.
Заболоцкий быстро подружился с другими литераторами, часто бывал в гостях к Александра Введенского и Даниила Хармса. Друзья сочиняли стихи, обсуждали искусство и философию.
В 1927-м году друзья месте с другими именитыми советскими авторами организовали философско-поэтический кружок под названием «Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ). Спустя год была составлена декларация творческой группы. Участники кружка сошлись во мнении, что мир слишком хаотичен, а единственный способ выжить в этом хаосе – говорить. Поэты отказывались от традиционных приемов в пользу гротеска и абсурда. Примерно в это же время Заболоцкий написал статью под названием «Поэзия обэриутов», в которой предлагал аудитории научиться читать его собственные стихи более пальцами и глазами, нежели ушами.
Столбцы
В 1929-м году поэт опубликовал свой первый завершенный сборник стихотворений, получивший название «Столбцы». В издание вошли сатирические произведения, которые осмеивали обстановку последних лет НЭПа. В сборник были помещены 22 стихотворения, самыми известными из которых считаются «Игра в снежки», «Белая ночь», «Народный быт» и многие другие.
Сборник был мгновенно раскуплен – в течение нескольких дней весь тираж исчез из магазинов. Книга вызвала широкий общественный резонанс, а также огромное количество отрицательных отзывов в советской прессе. Журналисты обвиняли автора в насмешке над коллективизацией. Поэт рассказывал, что издание вызвало настоящий скандал, а сам Заболоцкий был причислен к лику нечестивых.
Ранние стихи Заболоцкого поражают своей многомерностью. Первое измерение произведений автора – сатира на мещанский быт, в котором растворяется личность человека. Следующая грань стихов состоит в том, что читатель должен иметь особую подготовку, чтобы эстетически воспринимать произведения.
Спустя много лет Заболоцкий признается, что первый поэтический сборник помог ему научиться по-иному смотреть на внешний мир, развил в писателе способность изображать явления окружающего мира пластически.
Философские поиски
Стихотворения Заболоцкого наполнены не только лирикой, восхвалением красоты природы, но и философскими размышлениями. Уже в стихе «Меркнут знаки зодиака» можно увидеть путь индивидуальности через событийный мир, который не умещается в рассудочных мирских конструкциях.
Заболоцкий всегда много читал. Его интересовали философские труды Григория Сковороды, Фридриха Энгельса. Интересовался литератор и работами по ботанике Климента Тимирязева, биолога Юрия Филипченко, Вернадского и других известных исследователей естественно-научных дисциплин. Николай читал о теории относительности Эйнштейна, которая обрела мировую славу на рубеже 20-х годов прошлого века.
Уже к публикации своего первого литературного сборника Заболоцкий имел собственную сформировавшуюся натурфилософскую концепцию. Поэт представлял мироздание как единую систему, в которой материальная действительность сосуществует с неживыми формами. Природа рассматривается как сложный организм, который развивается от хаоса до гармоничной упорядоченности.
Человек должен заботиться о развитии царства природы, однако природа должна быть не просто «ученицей» человека, но и его «учительницей». В природе заключается прекрасный мир, живущий по мудрым законам, по которым следует жить и человеку.
Особенное впечатление на Заболоцкого произвели работы Константина Циолковского, который выступал за идею разнообразия жизненных форм во Вселенной. Ученый был одним из первых теоретиков и пропагандистов освоения космического пространства человеком. Николай вел переписку со своим кумиром. Поэт писал Циолковскому, что мысли исследователя о будущем Земли волнуют его. В 1931-м году литератор опубликовал свою поэму под названием «Безумный волк», которая представляла собой философскую притчу о медведе и волке. Нет сомнений, что многие из высказываний Константина Циолковского наложили особый отпечаток на творчество поэта.
В этом же году Заболоцкий рассорился с Александром Введенским и перестал посещать встречи литературного кружка ОБЭРИУ. Спустя несколько лет в журнале «Звезда» была опубликована поэма поэта «Торжество земледелия». Согласно задумке автора, поэма должна была продемонстрировать победу нового политического уклада над дореволюционной деревней. Крестьяне не только смогли обрести личную свободу, но и освободили животных от неволи. Однако критики сочли поэму своеобразной насмешкой над коллективизацией. Тираж журнала был изъят, а саму поэму запретили. Таким образом Заболоцкий оказался в опале, его новый стихотворный сборник не был допущен до печати.
Переводы
Николай Заболоцкий занимался не только написанием литературных произведений, но и переводами. Переводы позволяли поэту зарабатывать себе на жизнь. Он занимался пересказом для детей таких известных произведений, как «Легенда о Тиле Уленшпигеле», «Путешествие Гулливера», «Гаргантюа и Пантагрюэль». Переводы Заболоцкого отличались высокой художественной ценностью. Писатель Вениамин Каверин утверждал, что все переводы поэта становились фактом русской поэзии, как это было с переводами Жуковского и Лермонтова.
Не забывал поэт и о собственной лирике. В 1937-м году поэт выпустил стихотворный сборник под названием «Вторая книга», в который вошли 18 стихов.
Арест и ссылка
В 1938-м году поэту предъявили обвинение в создании контрреволюционной литературной организации. Писатель вспоминал, что его отвели на допрос, который продолжался четыре дня. Сначала его не били, старались измотать и уничтожить его морально. Заболоцкому не давали пищи, не разрешали спать. За стеной он слышал чьи-то крики. Ноги писателя стали отекать, на третьи сутки ему пришлось разорвать обувь, чтобы избавиться от боли в стопах.
Даже после пыток Николай не признал свою вину, однако его все равно осудили. Приговор гласил, что мужчина должен был провести в лагерях пять лет.
Сначала Заболоцкий отбывал тюремный срок в «Востоклаге» в Хабаровском крае, в дальнейшем его перевели в лагерь в Алтайском крае.
В письмах к жене поэт признавался, что часто видел ее и других близких во снах. Николая тяготил факт, что он ничем не мог помочь семье. Он писал, что душа его находится подле родных. Заболоцкий в своих письмах надеялся на скорый пересмотр своего дела.
Выход на свободу
Весной 1944-го года Николай был выпущен из-под ареста, однако вернуться в Москву ему не разрешили. Почти два года поэт был вынужден проживать в Караганде. В это время литератор занимался переводом «Слова о полку Игореве».
В 1946-м году Заболоцкий смог вернуться в российскую столицу. Одно время он проживал с известным литературоведом Николаем Степановым. По воспоминаниям последнего, поэту приходилось спать на обеденном столе, поскольку на полу было слишком холодно. Дети Степанова и члены его семьи сами спали на каких-то ящиках. Впрочем, несмотря на жизненные неурядицы, Заболоцкий всегда тщательно следил за своим внешним видом и был очень аккуратным в быту.
Потом Заболоцкий нашел приют на даче у философа Эвальда Ильянкова, потом переехал к Вениамину Каверину. В это время поэт создал такие стихи, как «Творцы дорог», «В этой роще березовой», «Город в степи» и другие.
Поэт вспоминал, что в то время в нем пробудилось страстное желание мира, счастья и уюта. Он не мог понять, закончились ли его испытания и не мог поверить, что самое страшное осталось позади. С каждым днем в нем зрела надежда на счастье и долгожданный покой.
В 1948-м году поэт подготовил к печати третий стихотворный сборник, в который вошли «Портрет», «Некрасивая девочка» и другие произведения. Издание было выпущено в год 70-летнего юбилея Сталина. Заболоцкий специально включил в сборник стихи о Грузии, родине вождя. Сборник был напечатан, обошлось без разгромных критических статей. Заболоцкий считал это большим достижением для писателя, имеющего судимость.
Спустя время поэт выпустил еще одну книгу под названием «Заметки переводчика». В 50-е годы мужчина занимался переводом стихов грузинских авторов: Ильи Чавчавадзе, Давида Гурамишвили и других.
Личная жизнь
Личная жизнь великого поэта долгие годы была связана с его знакомой Екатериной Клыковой. В свое время Екатерина встречалась с писателем Василием Гроссманом. Женщина уходила от Николая, но потом вернулась к нему.
От первого брака у Николая было несколько детей. Старший сын Никита в дальнейшем занялся биологией, стал кандидатом наук. Никита Заболоцкий – автор биографических и мемуарных изданий, посвященных жизни и творчеству его знаменитого отца. Старший сын поэта также занимался составлением собраний произведений Николая.
Дочь – Наталья стала супругой сына писателя Вениамина Каверина, известного вирусолога Николая Каверина.
В середине 50-х годов здоровье Заболоцкого ухудшилось, с ним случился инфаркт. Поэт долгое время восстанавливался, вскоре от него ушла жена. Николай стал жить с Натальей Роскиной, посвятив новой избраннице стих «Признание». Однако уже в 1957-м году он расстался с Натальей, а потом к нему вернулась первая супруга. Свои переживания писатель выразил в стихотворном цикле «Поздняя любовь», в который вошли стихи «Голос в телефоне», «Чертополох», «Старость» и другие».
Заболоцкий всегда очень трепетно относился ко всем видам искусства, любил живопись. Любимыми художниками поэта были Марк Шагал, Павел Филонов и Питер Брейгель. Любование природой, красотой окружающей действительности стало главным лейтмотивом творческой биографии Николая Заболоцкого.
Последние годы и смерть
Летом 1957-го года поэт находился на съемной даче в Калужской области. Здесь литератор написал около 30 стихов. Константин Паустовский, встречавший Заболоцкого в этих местах, вспоминал поэта как удивительного и чудесного человека. Николай читал Паустовскому свои стихи, которые Константин посчитал «пушкинскими по блеску и силе поэтического напряжения».
В этом же году была опубликована книга «Стихотворения», в которую вошли 64 произведения. Это издание стало последним прижизненным в биографии Заболоцкого. В сборник поэт включил и свой перевод поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
После смерти Сталина Заболоцкий получил и государственное признание. Вскоре ему вручили орден Трудового Красного Знамени за вклад в развитие грузинской литературы и искусства. Признание на государственном уровне, повышенный интерес со стороны читателей сопровождали последние годы жизни поэта.
Хотя перед кончиной Заболоцкий успел обрести долгожданный покой и домашний уют, это не смогло компенсировать его подорванное здоровье. Каторга и дни, проведенные в лагерях, сломили поэта. Николай Чуковский, близко знавший Николая, считал, что особую роль в смерти Заболоцкого сыграл уход его первой супруги и ее скорое возвращение.
В 1955-м году Николай пережил первый инфаркт, спустя несколько лет – второй. К сожалению, второй инфаркт стал роковым для литератора: 14 октября 1958-го года Заболоцкого не стало. Писателю было всего лишь 55 лет. Похоронен поэт на Новодевичьем кладбище.
В 1963-м году Заболоцкий был посмертно реабилитирован, заявление о реабилитации составила его супруга.
Память
Николай Заболоцкий до сих пор считается одним из самых знаменитых советских поэтов и переводчиков. Его произведения до сих пор переиздаются, стихи переводятся на иностранные языки, литературоведы продолжают изучать его творчество. Некоторые стихи писателя включены в школьный курс литературы.
В честь великого поэта названо несколько улиц, в местах, где он жил, установлены мемориальные доски.
Ссылки