Александр Годунов — биография
Александр Годунов – известный артист балета, киноактер. В 1976 году получил звание Залуженного артиста РСФСР. Был партнером Майи Плисецкой, другом Михаила Барышникова, коллегой по съемочной площадке Харрисона Форда и Брюса Уиллиса.
История русской культуры знает немало примеров, когда человек не смог реализовать свой талант, данный ему природой. То ли в силу личных обстоятельств, то ли из-за властной системы, которая неусыпно следила за ним. Александр Годунов относится именно к таким талантам, которым пришлось пробивать себе дорогу в жизни тяжелым трудом и даже решиться на побег за границу. Но ему не повезло. Несмотря на безупречность его танца, невероятный талант актера, потрясающую внешность викинга, он так и не прижился в чужой стране и умер в одиночестве.
Детство
Родился Александр Годунов 29 ноября 1949 года в городе Южно-Сахалинск. Отца будущей звезды балета звали Борис Годунов-Водуков, он работал инженером-строителем. Мама – Лидия Годунова (до замужества Студенцова), по профессии инженер-железнодорожник. На момент рождения Саши в семье уже подрастал старший сын Олег 1947 года рождения.
Лидия училась в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, после окончания которого осталась работать в Ленинграде. Борис тоже жил в блокадном городе на Неве, восстанавливал здания и коммуникации разрушенные в результате бомбежек. Молодые люди встретились, влюбились и вскоре поженились.
После войны супруги получили направление на Сахалин, перебрались с маленьким Олегом в Южно-Сахалинск, где и родился младший сын.
Семья распалась, когда Саше было всего три года. Мать перевезла сыновей к своему брату в Ригу, сама вернулась на Сахалин, отработала еще один год до завершения контракта. После этого тоже поселилась в Риге, нашла себе работу на Прибалтийской железной дороге, получила от места службы комнату в коммуналке.
Саша всегда мечтал стать военным, но мама решила его судьбу по-своему. Она отвела сопротивляющегося восьмилетнего сына в хореографическое училище. Он не горел желанием заниматься танцем, но спустя некоторое время ему понравилось его новое занятие. Преподаватели отметили, что у мальчика удивительная пластика и невероятная гибкость, стали хвалить его за достигнутые результаты. В училище он встретил Михаила Барышникова, который стал ему не просто другом, а сыграл большую роль в его судьбе.
Оба мальчика отличались невысоким ростом, возле балетного станка стояли последними. Чего они только не делали, чтобы подрасти, спали на полу, пили томатный сок в невероятных количествах. В росте они не прибавили, но в лучшие танцоры училища выбились однозначно.
В семнадцатилетнем возрасте Александр из невысокого парнишки превратился в атлетически сложенного молодого человека. Буквально за одно лето он вырос на 13 см, и его рост достиг отметки в 1,9 м. Барышникову не повезло, его рост остался прежним – 1, 68 м.
В 1967-м Годунов окончил балетное училище и начал свою творческую биографию в престижном хореографическом ансамбле «Молодой балет», организованном Игорем Моисеевым годом ранее. Александр отдал этому коллективу четыре года, после этого его приняли в Большой театр. Теперь его непосредственным руководителем стал балетмейстер Алексей Ермолаев, который и отшлифовал технику молодого танцора до филигранности.
Балет
Дебютной постановкой Годунова в Большом театре стала партия Принца из «Лебединого озера». Это был настоящий успех, после которого имя молодого танцора прогремело с невероятной силой. Александр сумел завоевать не только сердца публики, но и внимание театральных прим. Именно в тот момент начался роман 21-летнего Годунова и 28-летней Людмилы Власовой, на тот момент замужней женщины. Они стали самой красивой балетной парой Большого театра, им доверили танцевать ведущие партии в балетах «Иван Грозный», «Спартак», «Ромео и Джульетта».
В те годы ведущие актрисы театра имели право сами выбирать себе партнера, и этой возможностью воспользовалась Майя Плисецкая. По ее настоянию Годунову доверили партию Принца в «Лебедином озере», постановке Юрия Григоровича. Зрителям очень понравился молодой танцор и вскоре у него появилась своя публика, ходившая в Большой «на Годунова». К Александру пришла настоящая слава, его карьера резко взметнулась ввысь, копилка работ пополнилась партиями Альберта в балете «Жизель», Хозе в постановке «Кармен-сюита», Солора в «Баядерке».
В Большом театре Годунов успел нажить себе как друзей, так и врагов. Он пользовался любовью и уважением коллег по театру и партнеров, тогда как начальство и служащие КГБ никак не могли смириться с его независимостью, и тем, как «неправильно» он ведет себя во время гастролей. Александр игнорировал советы, которые гастролеры получали в КГБ перед каждым выездом за рубеж, он устраивал встречи и вел беседы с теми, кто считался «предателем» родины, находился в списках «невозвращенцев».
Руководство настаивало, чтобы танцор расстался со своими длинными белокурыми волосами, но Годунов отказал им. С такой прической он больше походил на звезду Голливуда, чем на артиста из СССР. Непокорный и своенравный Александр Годунов пользовался успехом в Европе и США. Билеты на спектакли Большого театра раскупались мгновенно, за несколько месяцев до начала гастролей. Западные импресарио настаивали на приезде Годунова, грозились отменить гастроли театра, если не приедет их любимый танцор.
Бдительные работники КГБ были не в восторге от такой популярности Годунова, они пытались найти массу предлогов, чтобы не выпустить его за границу, пребывали в уверенности, что он тоже не вернется в СССР, как другие знаменитости.
После того, как из канадских гастролей не вернулся Михаил Барышников, на выезд Годунова за рубеж наложили запрет. Мысль о том, чтобы тоже уехать из СССР, засела в голове танцора, и он начал усиленно думать, как воплотить ее в жизнь. Тем более, когда узнавал об успехах друга Барышникова, который сумел добиться популярности в США, в то время когда более талантливый Годунов терял свои лучшие годы в Советском Союзе.
В 1974-м начались съемки фильма-балета режиссера Марины Пилихиной «Анна Каренина», где главные партии исполняли Майя Плисецкая и Александр Годунов (Вронского). Гастроли без Годунова были невозможными, да и заменить его не мог никто, в США требовали, чтобы талантливого танцора включили в труппу. Уже сидя в самолете, Александр сказал Майе, что решил не возвращаться обратно в СССР. Плисецкая начала уговаривать его отказаться от задуманного плана, хотя бы до тех пор, пока смонтированная лента не выйдет на экраны, в противном случае, ее никогда не увидят зрители, она окажется на полке. Александр согласился и на время отказался от своей затеи.
В 1979 году Годунов получил партию Тибальда в постановке «Ромео и Джульетта». В августе того же года должен был состояться гастрольный тур в США, но Александра в списках актеров не оказалось. Американские импресарио рассердились не на шутку, они предъявили ультиматум, или Годунов все-таки приедет, или тур отменится совсем. Не желая терять миллионный контракт, советская сторона решила выпустить знаменитого танцора на гастроли.
С Годуновым провели беседу сразу два министра, они обещали ему квартиру в столице по возвращению и звание Народного артиста СССР. Александр выслушал их, даже не скрывая своего недоверия. Когда он станцевал последнюю партию в завершающем гастроли балете, артист просто исчез из гостиницы, и добрался до американского посольства, где и попросил политического убежища. Некоторое время Годунов жил в доме Иосифа Бродского.
Большую роль в судьбе танцора сыграл его друг – Михаил Барышников. Именно он предложил Александру работу в своем балетном театре. Годунов сотрудничал с этим театром на протяжении года, потом ушел. Причина ухода банальная, артист не захотел учиться современному американскому балету, ему больше нравилось танцевать русский классический балет. Немного поразмыслив, Александр создает собственную труппу под названием «Годунов и друзья». Их постановки пользовались невероятным успехом, артисты гастролировали в Аргентине, Японии, Израиле. Буквально за полтора месяца им удалось заработать миллион.
Фильмы
В те годы Александр сблизился с известной американской актрисой Жаклин Биссет, которая и посоветовала ему штурмовать высоту под названием Голливуд. Годунов отказался от балета и ушел в кинематограф. Он дебютировал в картине «Свидетель», где главную роль сыграл Харрисон Форд.
Потом фильмография начинающего артиста пополнилась ролями в фильмах «Крепкий орешек», «Камень викингов», «Норт». Однако ни одной главной роли Александр так и не получил, а довольствоваться второстепенными ему надоело. Единственный раз он сделал исключение, согласился на эпизодическую роль в ленте «Зона», которую снимали в Будапеште, только потому, что он мог попасть в Ригу и иметь возможность повидаться с родными
В 1995 году артист прилетел в Ригу, надеясь на встречу с матерью, отцом и братом. Однако отец так и не появился, мама сказала, что теперь у нее нет младшего сына, а брат Олег попросил дать денег и купить машину. Саша выполнил все просьбы родного брата, но после этого немедленно вернулся в Штаты. У него началась депрессия и длительный запой.
Личная жизнь
Супруга Александра – Людмила Власова, прекрасно знала о намерении мужа остаться в США, но не поддерживала эту идею. Поэтому, после того, как Годунов попросил политического убежища, решила вернуться на родину, где у нее были брат и мать. Власова и труппа Большого театра погрузились в самолет, но американские власти не выпустили этот борт. Они решили, что советские власти специально удерживают Людмилу, не отпуская ее к мужу. Три дня самолет с пассажирами провел в аэропорту «Кеннеди», и только после того, как Власова в который раз подтвердила, что не собирается оставаться с мужем, им дали разрешение на взлет.
На протяжении этих трех дней возле самолета стояла машина, в которой находился Годунов, он надеялся, что жена захочет с ним поговорить и остаться в США. Но Людмила отказалась. Они по-прежнему оставались мужем и женой, официальный развод состоялся только в 1982 году.
Спустя некоторое время в личной жизни танцора появилась актриса Жаклин Биссет, но даже во время официальных приемов, где они бывали вместе, он всем говорил, что его супруга в России. Годунов продолжал любить свою Людмилу. О них говорили, что они «Ромео и Джульетта холодной войны».
Александр и Жаклин жили вместе восемь лет, после этого разошлись.
Смерть
Известный танцор умер 18 мая 1995 года в собственной квартире в Лос-Анджелесе. Его бездыханное тело обнаружила горничная через три дня после трагического финала. Он умер прямо в любимом кресле. Доктора выяснили причину преждевременной смерти, Александр умер от осложнения гепатита, вследствие бесконтрольного приема алкоголя.
Тело Годунова кремировали, прах развеяли над океаном. Могила артиста находится в Лос-Анджелесе, на ней выгравирована надпись: «Его будущее осталось в прошлом». В Москве на Введенском кладбище установлен кенотаф, на котором есть такая надпись: «Ты всегда с нами».
Избранная фильмография
- 1972 Московская фантазия
- 1974 Анна Каренина
- 1978 31 июня
- 1978 Кармен-сюита
- 1985 Свидетель
- 1986 Долговая яма
- 1988 Крепкий орешек
- 1990 Камень викингов
- 1992 Музей восковых фигур 2: Затерянные во времени
- 1994 Норт
- 1996 Зона