Анатолий Равикович – советский, российский актер театра и кино, прославившийся своей работой в фильме «Покровские ворота», где он сыграл интеллигента Хоботова, борющегося за свои права.
Анатолий Равикович родился в Санкт-Петербурге 8 апреля 1936 года. В семье росло трое детей. Вспоминая своих родителей, Анатолий Юрьевич сожалел о том, что был к ним не слишком внимательным. Его отцу и матери досталось тяжелая судьба, они пережили Гражданскую войну, послевоенный голод, НЭП, блокаду и бомбежки, эвакуацию. Родители много работали, стараясь, чтобы их дети жили как можно лучше. Они рано ушли из жизни, им так и не довелось порадоваться успехам своего сына-актера.
В актеры Толя попал совершенно случайно. Ему нужно было каким-то образом завоевать авторитет у компании дворовых мальчишек. Эти хулиганистые подростки давили всех, кто был слабее их, и Толя нашел способ им противостоять. Кино в те годы было повальным увлечением, любила его и дворовая гоп-компания. Анатолий стал давать им по вечерам представления, разыгрывая прямо во дворе популярные фильмы. Большим спросом у ребят пользовалась «Волга-Волга», где Толя играл все роли, включая и роль Любови Орловой, которая особенно ему удавалась. Наградой за выступление были папиросы и уважение.
После окончания школы Равикович без всяких проблем поступает в Ленинградский театральный ВУЗ, учится в мастерской профессора Хохлова. На вступительных экзаменах он исполнил песню «По долинам и по взгорьям». Сам Анатолий вспоминал, что он решил сразить комиссию ролью «идиота», и его исполнение было настолько комичным, что преподаватели просто не могли удержаться от смеха.
Талант к пародированию, комедийная органичность особенно понравились профессору Хохлову, который прямо на экзамене рекомендовал Равиковичу и далее развивать эти способности.
Песня приморских партизан, которую актер исполнил на приемных испытаниях, стала знаковой для Анатолия. После окончания ВУЗа его распределили в Приморье, в город Комсомольск-на-Амуре. В местном театре он работает два года, затем еще один год служит в драмтеатре Сталинграда. В начале 60-х годов актер проводит свой отпуск в ялтинском санатории, где знакомится с Игорем Владимировым, молодым постановщиком Ленинградского театра Ленсовета. Режиссер в тот период занимался подбором молодых актеров для работы в своем коллективе. Он пригласил Анатолия на службу в театр Ленсовета.
В течение 30 лет Анатолий выходил на сцену театра Ленсовета. Он называл эти годы самыми счастливыми в своей творческой биографии. Игорь Владимиров, ученик Георгия Товстоногова, за короткое время сумел вывести театр из глубокого застоя. Знаменитая Алиса Фрейндлих, супруга Владимирова, стала примой театра Ленсовета.
Талант Анатолия Равиковича расцвел в этой творческой атмосфере. Ему удалось создать множество неповторимых образов – Пичема в «Трехгрошовой опере», Семена Захаровича в «Преступлении и наказании», Карлсона в постановке по произведениям Линдгрен. Во всех этих ролях он был абсолютно органичен. Амплуа Равиковича не было героическим, он играл обычных людей, которые в сложной жизненной ситуации твердо отстаивают собственные идеалы. Его партнерами по сцене были – Алиса Фрейндлих, Михаил Боярский, Елена Соловей, и другие выдающиеся актеры.
В конце 80-х годов в театральной труппе Владимирова наступил творческий упадок. Равикович переводится в Ленинградский театр комедии, руководителем которого в тот период был Петр Фоменко. На новой для себя сцене он стал ведущим актером. Он играет в спектаклях, поставленных по произведениям Мольера, Шекспира, Чехова, Доде, Булгакова. Актриса Ирина Мазуркевич, пришедшая вместе с Анатолием из театра Ленсовета, стала его партнером по сцене. Равикович часто выходил на подмостки с Юрием Лазаревым, Геннадием Воропаевым, Сергеем Кузнецовым.
Актер, считавший себя театральным, не отказывается и от работы в кино. Одной из первых его ролей стала работа в фильме «На диком бреге». Это была эпизодическая роль. Большой творческой победой актера становится его работа в киноленте «Покровские ворота». Этот фильм, снятый Михаилом Козаковым, до сих пор пользуется огромной популярностью у российских зрителей. На примере коммунальной квартиры, где кипят нешуточные страсти, талантливому режиссеру удалось показать уходящую Москву. В этом фильме Равикович создал замечательный образ мягкого, интеллигентного литератора Хоботова, который пытается выбраться из цепких рук своей властной супруги. И ему удается это сделать, удается найти любимую женщину, отстоять свое право на свободную, счастливую жизнь.
В период работы над фильмом «Покровские ворота» Анатолию было уже сорок лет, и он чувствовал себя по-настоящему счастливым, поскольку хорошо понимал, что ему удалось создать непревзойденный образ Хоботова, бывшего мужа-подкаблучника. Режиссеры высоко оценили работу Равиковича, он стал регулярно получать приглашения на съемки. В фильме «Загадка Эндхауса» актер играет Эркюля Пуаро, в «Мушкетерах 20 лет спустя» — кардинала Мазарини. Затем последовали съемки в «Мушкетерах 30 лет спустя», где он продолжил сниматься в образе Мазарини. Все эти работы дали возможность Равиковичу раскрыть свой многогранный талант. В последующие годы он снимается и в сериалах, самым популярным из которых считаются «Улицы разбитых фонарей-1». У Анатолия Равиковича обширная фильмография, в списке его работ – 112 ролей.
У Анатолия Равиковича было два брака. Его первой избранницей стала актриса Елена Доброседова, вместе с которой он работал на Дальнем Востоке. Вскоре Елена сменила род занятий – она стала работать театральным критиком. У супругов родилась дочь Маша. Когда актеру исполнилось 42 года, а Машеньке было только 11 лет, он влюбился в юную актрису Ирину Мазуркевич, которая только что пришла работать в их театр. В эту девушку трудно было не влюбиться, она поражала всех своей сияющей красотой и несомненным талантом.
И хотя на тот момент Анатолий и Ирина были несвободными, они решили расстаться со своими супругами (актриса состояла в гражданском браке). Свадьба была скромной, ее праздновали у Алисы Фрейдлих. Анатолий оставил квартиру бывшей жене, переехал жить в Ирине, у которой была комната в коммунальной квартире. Он постоянно помогал бывшей жене в воспитании дочери. Через некоторое время в новой семье родилась дочь Елизавета. Анатолий чувствовал себя счастливым в браке с Ириной, у них были очень теплые отношения, настоящая духовная близость и понимание.
Весной 2012 года актер умер. Причиной смерти доктора называют сердечную недостаточность, возникшую после нескольких инфарктов.
Анатолий Равикович погребен на Волковском кладбище.