Елена Камбурова — биография
Елена Камбурова – замечательная исполнительница с безупречным музыкальным вкусом, широким голосовым диапазоном. Долгие годы она занималась озвучиванием кинофильмов, мультипликационных фильмов. В 90-е годы прошлого века Камбурова стала основателем и руководителем Театра Музыки и Поэзии.
Елену Камбурову называют символом шестидесятников, когда поэзия и бардовская песня была в большой цене. Своим творчеством певица и актриса сумела заслужить любовь и признательность миллионов советских людей. Голосом Елены Камбуровой разговаривают герои самых любимых мультиков, поют многие известные актрисы.
Детство и образование
Елена Камбурова родилась в Новокузнецке 11 июля 1940 года. Ее родители были интеллигентными, образованными людьми из хороших семей. Отец, Антон Семенович, занимал должность инженера. Мама будущей исполнительницы работала детским врачом. В семье росло двое детей, Владимир, брат певицы, выбрал профессию инженера.
С Леной с самого начала все было непросто. С раннего детства ей хотелось стать драматической актрисой, но она никогда не делилась своими мечтами с родителями. Зато ей очень нравилось слушать, как поет мама. У Лидии Марковны был очень красивый низкий голос, а Антон Семенович великолепно аккомпанировал ей на гитаре. Такие домашние концерты были частыми в доме Камбуровых, но девочка стеснялась принимать в них участие.
В раннем детстве она еще не понимала, насколько важна для человека его родословная. Но в подростковом возрасте девочка постаралась как можно больше узнать о своих родственниках. Ее отец по национальности был крымским греком. В роду будущей певицы было немало интересных, образованных людей, ее родственники занимали должности писарей, учителей. Было и несколько священников, репрессированных в годы Советской власти.
Когда окончилась война, дружное семейство Камбуровых переехало жить на Украину. Получив аттестат зрелости, девушка поступила учиться в Киевский институт промышленности. В душе она мечтала о совсем другой специальности, но закомплексованность не позволила Елене воплотить свои идеи в реальность. Она уже тогда считала себя «неформатом», человеком, непохожим на других. Ей хотелось быть актрисой, но Елена прекрасно видела, как она отличается от девушек, востребованных в этой профессии.
У нее не было кукольного личика, зато было прекрасное лицо с сияющими лучезарными глазами, и изумительный голос. Но Камбурова считала, что этого ничтожно мало, чтобы стать актрисой. Два года она потратила на обучение в институте, пока не поняла, что предавать собственную мечту не стоит. Девушка бросила ВУЗ, отправилась в Москву. Ее целью было обучение в Щукинском училище.
Экзамены Елена благополучно провалила. При выходе на сцену ее ноги вдруг подкосились, и она упала. Собравшись с силами, Елена оказалась на подмостках, но здесь ее поджидал очередной удар судьбы. От волнения она потеряла дар речи. Неудачливая абитуриентка все-таки сумела показать преподавателям некоторые свои способности. Но мнения Цецилии Мансуровой и Бориса Захавы, которые не оставили ее талант без внимания, никто не учел.
Приемная комиссия посчитала эту девушку чересчур самобытной, настоящим «неформатом», над которым придется слишком долго трудиться. В училище ее не приняли, и чтобы как-то закрепиться в столице, девушка пошла работать на стройку разнорабочим. Хрупкая, субтильная Елена явно не рассчитала собственные силы, на стройке ей приходилось очень нелегко. И только поддержка товарищей помогла ей выжить в самый тяжелый в ее жизни год.
Через некоторое время ее назначили на новую должность, Камбурова стала помощником каменщика. Сам каменщик, которого звали Михаилом, был прекрасным специалистом. А еще он был очень увлечен оперой, имел хороший голос, постоянно напевал арии из опер. Так прошел год, по окончанию которого Елена вновь стала студенткой. Но теперь она уже не решилась покорять приемную комиссию Щукинского училища. Девушка отнесла документы в цирковое училище, стала учиться на эстрадном отделении.
Камбурову записали в мастерскую С. А. Каштеляна. Этот знаменитый педагог в свое время вывел на сцену целую плеяду эстрадных звезд, блиставших на подмостках в 60-е годы прошлого века. Эстрадное отделение было новым проектом циркового училища. Педагоги и сами не слишком понимали, чему они должны обучать студентов, и на всякий случай передавали им все свои умения и навыки. И это было просто здорово – Елена с удовольствием обучалась художественному слову, пению, актерскому мастерству у лучших мастеров того времени.
Внимательные педагоги циркового училища высоко ценили талант студентки Камбуровой. Ее первый учитель выбрал правильное направление для развития способностей своей ученицы, он предложил ей заняться эстрадным пением. Настольными книгами Елены в то время были сборник произведений Матвеевой и песни Окуджавы. Стихи этих поэтов были очень близки начинающей певице, они отражали состояние ее души.
В 60-е годы жители Советского Союза, независимо от их возраста, очень увлекались поэзией, бардовской песней. Популярность Елены Камбуровой выросла на гребне любви к этим видам искусства. Молодежная исполнительница стала известной после участия в устных журналах. В университетах и библиотеках проходили многочасовые выступления, воодушевлявшие восторженных слушателей. В годы оттепели искреннее слово, задушевная песня звучали особенно свежо, были особенно актуальными.
В этот период Камбурова познакомилась с Ларисой Критской, Микаэлом Таривердиевым, с которыми в дальнейшем ее связывало многолетнее сотрудничество. Критская и Камбурова в конце 60-х годов записали пластинку на студии «Мелодия». Это был целый цикл песен, который пользовался большой популярностью у советских людей. В 1970 году Елена Антоновна впервые появилась на телевидении, зрители увидели ее телевизионном фильме-автобиографии «Монолог».
Пик творческого расцвета
Критики и ценители высокого искусства считают, что расцвет творчества Камбуровой наступил в 70-е годы. Именно в тот период она сумела раскрыться как разносторонне увлеченная личность. Сотрудничество с композитором Владимиром Дашкевичем было очень плодотворным. Камбурова пела романсы на стихи В. Маяковского, А. Блока, А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама. Было записано и две сюиты на произведения Мандельштама и Ахматовой.
Сюиты сильно опережали время. Через 20 лет, когда наступило время гласности и о репрессиях и расстрелах стали говорить открыто, эти произведения много раз звучали в концертном зале Московской консерватории.
Поэзия зарубежных авторов тоже привлекает исполнительницу. Она увлекается творчеством Л. Ферре, Барбары, открывает для себя стихи французских поэтов, живших в период Средневековья. Французская поэзия лежит в основе музыкального цикла Камбуровой, получившего название «Ты видишь, я помню…». Тогда певица впервые построила свое выступление в виде песенного спектакля. В указанный период Елена Антоновна живо интересовалась классикой, исполняла романсы и песни П. Чайковского, Ф. Шуберта, М. Мусоргского.
Самобытная актриса по-новому интерпретировала академические произведения. Ее всегда отличало непредвзятое видение, с помощью которого Камбурова сломала сложившиеся стереотипы по отношению восприятия русской классики. Циклы «Песни и пляски смерти», «В детской» в ее исполнении звучали совсем по-другому. В те годы артистка часто бывала за границей. Зарубежная публика относилась к ее выступлениям очень тепло. Она объездила всю Европу, побывала в Израиле, Северной Америке.
В гастрольные поездки вместе с Камбуровой всегда выезжал Олег Синкин, пианист и концертмейстер, гитарист Вячеслав Голиков. Эти выдающиеся музыканты, лауреаты международных конкурсов в свое время получили блестящее образование в Московской консерватории.
Карьера в кинематографе
Елена Антоновна с молодости была тесно связана с кинематографом. Она снялась в целом ряде фильмов – в «Театре неизвестного актера», «Воспоминании», «Клоуне», в киноленте «Мой нежно любимый детектив». Кроме того, актриса занималась озвучиванием кинокартин, принадлежавших к разным жанрам. Этих фильмов – более сотни.
В картинах Елена Антоновна пела детскими голосами, озвучивала волшебных и смешных персонажей. Голос Камбуровой мы слышим в музыкальном сопровождении к знаменитым фильмам. Среди них — «Раба любви», «Приключения Электроника», «Небеса обетованные», «Однажды двадцать лет спустя», другие известные картины.
Следует сказать особое слово о фильме «Гардемарины, вперед!», в создании которого принимала непосредственное участие Елена Антоновна. Режиссер Светлана Дружинина поработала на славу, собрала необыкновенно талантливый певческий коллектив. Здесь работал Дмитрий Харатьян, исполняя композиции за себя и Жигунова. Песня о любви досталась Михаилу Боярскому, Камбурова и Анофриев пели композицию «Разлука». Кроме того, Елена исполнила все песни за героиню, которую сыграла Татьяна Лютаева.
Многие критики считают голос Камбуровой самым востребованным на телевидении. Она принимала участие в создании многих выпусков «Ералаша», пела композицию для программы «Спокойной ночи, малыши», созданную на мелодию Моцарта.
Основание театра
В 90-е годы многие актеры остались не у дел. Но это не коснулось Елены Антоновны, которая занялась созданием собственного Театра Музыки и Поэзии. За 25 лет работы этот проект стал очень успешным. Его называют образцом камерной сцены столицы. В репертуаре театра – более трех десятков спектаклей.
Здесь играют греческие трагедии, спектакли, основанные на произведениях современных поэтов. В 2015 году коллектив театра получил заслуженную награду – «Хрустальную Турандот» за лучшее оформление спектакля. Театр Камбуровой стал настоящей кузницей молодых кадров, дал дорогу в жизнь целой плеяде талантливых шансонье, среди которых на первом месте стоит Ульяна Ангелевская.
Личная жизнь
Елена Антоновна дважды выходила замуж. Ее первым супругом стал Кирилл Акимов, пианист и композитор. Семейная жизнь творческой четы была недолгой, через шесть лет супруги расстались. После Камбурова вышла замуж за своего коллегу, Алексея Воскресенского. Второй брак исполнительницы тоже не стал счастливым, супруги расстались.
Возможно, все это происходило потому, что своим главным предназначением певица всегда считала работу. Детей у нее не было ни в одном браке. Певица с большой любовью относится к домашним животным, особенно ей нравятся собаки. Она считает этих животных настоящими символами верности, преданности и огромной любви к людям.
В кино
- 1970 — Монолог
- 1972 — Прощай, оружие
- 1976 — Театр неизвестного актёра
- 1980 — Клоун
- 1982 — Спявае Алена Камбурава
- 1984 — Поёт Елена Камбурова
- 1986 — Воспоминание
- 1986 — Мой нежно любимый детектив
- 1989 — Мой театр
- 1989 — Память
- 1990 — Отражения