Кузебай Герд — биография
Кузебай Герд – известный поэт, прозаик, переводчик, драматург, фольклорист, этнограф, общественный и национальный деятель Удмуртии. Создал первую хрестоматию для детей-удмуртов, которую признал Государственный ученый совет в Москве, как лучшую книгу для обучения детишек всех национальностей Поволжья. Большинство детей изучали литературу по книге Кузебая Герда.
С момента смерти Кузебая Герда прошло уже 84 года, но память о нем хранят благодарные потомки тех удмуртов, служить которым он присягнул еще в молодости. В Октябрьской революции он видел перспективу для своих соотечественников выбраться из «темной ямы», куда они попали несколько веков назад. Но поэту и просветителю была чужда классовая борьба, которая велась в обществе. В своих рифмах Кузебай прославлял Владимира Ленина, однако коммунисты не воспринимали его, как своего. За любовь к родине и своему народу Герд заплатил слишком высокую цену – отдал жизнь.
Детство и юность
Родился Кузьма Павлович Чайников (Кузебай Герд – псевдоним) 2-го, а по новому стилю 14 января 1898 года в селе Покчивуко, что в Вавожском районе. Сейчас деревня носит название Большая Докья. Обычная крестьянская удмуртская многодетная семья, Кузьма родился пятым. Всего родители воспитывали семерых детей. Отца не стало, когда мальчику исполнилось семь лет. Мама отправила сына учиться в начальную земскую школу. Благодаря учительнице, которая сумела рассмотреть его способности, мальчик продолжил обучение в Вавожской школе. Кузьма рос мальчиком любознательным, любил читать. В 1912-м стал студентом Кукарской учительской семинарии, сумел завоевать там авторитет у таких же студентов и педагогов. Учился за казенный счет, так как оказался самым бедным на весь курс. Все предметы знал на «пять», исключением стала только математика, которую Герд не любил. Еще двенадцатилетним мальчишкой, Кузьма собирал и записывал народные песни Удмуртии, и в подражание им сам начал сочинять стихотворения. В годы студенчества он продолжил литературную деятельность, выпускал журнал под названием «Семинарское дело», причем издание было рукописным. Большую половину сочинений, размещенных в этом журнале написал сам Кузебай. Он уже тогда подписывался не своим именем, а псевдонимами – «Ни кто иной», «Такой-сякой», «Один из многих», и прочими.
В мае 1916-го получил документ об окончании семинарии, и осенью того же года начал свою трудовую биографию в должности заведующего Большеучинской двухклассной школы. Это место он занимал вплоть до марта 1918-го, а потом его перевели в удмуртский отдел Малмыжского УОНО, тоже на руководящую должность.
Ровно через два года, в марте 1920-го, Кузебай возглавил издательский отдел Удмуртского комиссариата. Одновременно с этим, стал инициатором создания первого удмуртского детского журнала под названием «Муш», в переводе на русский – «Пчела», и стал его редактором. В 1921-м принимал непосредственное участие в открытии детских домов в городе Ижевске, куда помещали детей-сирот.
С 1922-го по 1925-й годы Герд был студентом Высшего литературно-художественного института имени Брюсова. Именно там он встретил множество высокоодаренных людей, посещал лекции, которые читали знаменитые ученые. В годы учебы в институте увлекся научной работой, особенно ему нравилось посещать фольклорные семинары академика Соколова.
В 1926 году организовал и возглавил удмуртскую писательскую организацию ВУАРП. В то же время занял должность директора в Удмуртском областном краеведческом музее.
Получив диплом об окончании вуза, Герд, заручившись рекомендацией того же, Ю.Соколова, продолжил обучение в аспирантуре Института народов Востока РАНИОН – Российской академии научно-исследовательских институтов общественных наук. Его специализацией стала этнография и фольклористика. Написал ряд докладов и сообщений – «История жилищ удмуртов», «Из юридического быта удмуртов», «Удмурты Карлыганского края», «Брак и семья удмуртов», «Остатки тотемизма у удмуртов», «Опыт изучения быта удмуртских детей», «Культ воды у удмуртов», «Воззрение удмуртов на природу и приметы», получивших достаточно высокую оценку специалистов. Герда хвалили профессора А.Башкиров, А.Миллер, Б.Куфтин. Во время учебы он занимался и литературной деятельностью, принимал непосредственное участие в литературной жизни Москвы, имел встречи с такими выдающимися личностями, как Д.Фурманов, А.Луначарский, Н.Хикмет, С.Есенин, А.Барбюс.
Литературная деятельность
Кузебай стал одним из трех литераторов, которые организовали Всесоюзное объединение писателей «Кузница». Герд и Валайтис стали авторами первой антологии советского стихотворения, их стараниями в 1928-м вышла книга под названием «Поэзия народов СССР». Это были годы плодотворного труда над прозой и стихотворениями. Всего за каких-то четырнадцать лет своей творческой биографии, еще когда печатался, Герд успел издать двенадцать поэм, четыре сотни стихов, несколько десятков рассказов, повесть, пять пьес и более сотни научных работ. Несколько книг так и остались неопубликованными, и к великому сожалению, их рукописи бесследно исчезли. Неизвестна судьба научных работ Герда «Удмуртские танцы», «Алнашские песни», «Удмуртский орнамент», «Малмыжские песни», и романа «По жизни».
Кузебай стал первым удмуртским писателем, кто поднял в своем творчестве социальную тему. При этом, он пользовался доступными для читателей образами, расшифровал для них суть такого понятия, как «революция».
В его произведениях революция – это меч, убирающий все старое, то пожар, сметающий все на своем пути, то набат или солнце, пробуждающее в человеке желание жить. Писатель свято верил, что его родной народ обретет долгожданную свободу именно благодаря революции. Он издавал стихи о гражданской войне – «У дороги», «В красный бой», превратившиеся со временем в народные песни. Стих «У дороги» превратился в антологию советской композиции. Кузебай оказался первым среди удмуртских поэтов, воспевавших рабочий класс. Индустриальный труд рабочих описан в двух десятках произведений литератора, среди которых самыми запоминающимися стали «Голубой дым», 1920 года, «Завод» 1921 года, «Бригадиры» 1930 года. Венгерская энциклопедия «Словарь мировой литературы» писала, что поэма «Завод» воспевает рабочие руки и создает гимн индустриальному труду. Не обошел стороной Герд и индустриализацию сельского хозяйства, воспетую в стихах под названием «Новая колыбельная» 1924 года и «Трактор», опубликованный в 1927 году. В 1930-м Кузебай пишет стих «Буран в деревне», где выступает ярым противником насильственной коллективизации деревни. Многие произведения поэта созданы для того, чтобы обратить внимание на бедственное положение села и сельчан, есть в них и место новому мировоззрению, постепенно доходящему до удмуртской деревни – «Акулина-секретарь», «Помолодевшие бабы», «Комсомолкой стала».
Кузебай Герд заслужил право считаться основоположником удмуртской литературы для детей. Он автор более восьмидесяти стихов и полсотни рассказов, где касается социальных явлений, а также знакомит детишек с красотой природы родного края. А главное – язык изложения, доступный, простой, образный, яркий, именно такой, который хорошо понимают дети самых разных возрастов. Кузебай в совершенстве знал удмуртский, марийский, русский языки, читал на финском, коми, венгерском, немецком языках. Многие из его произведений написаны на русском.
Библиография Кузебая Герда впечатляет своей многогранностью. Он писал научные работы, статьи на тему литературоведения, фольклористики, этнографии, лингвистики, педагогики. Эти статьи – настоящая находка для тех, кого интересует жизнь и быт народа Удмуртии.
Вызывает сожаление тот факт, что до сих пор не издавались диссертации Герда на тему фольклористики и этнографии, над которыми он работал еще во время учебы в аспирантуре. Их просто не нашли. Некоторые фрагменты диссертаций, как например первую часть работы «Родильные обряды и восточно-финская колыбель», удалось разыскать в финских архивах. В печать попала работа просветителя, получившая название «Человек и его рождение». Не так давно опубликовали несколько уцелевших писем Кузебая. В них четко прослеживается его жизненная позиция, отношение к тому или иному вопросу, рассуждения о творчестве, литературе и научной деятельности. Но многое из того, что создал Кузебай Герд безвозвратно утеряно.
Личная жизнь
Никакой информации о личной жизни Герда в открытом доступе нет. Из тех скудных крох, которые попадаются в различных публикациях, можно сделать вывод, что он был женат. Но ни имени его жены, ни рода ее деятельности нигде нет.
Отсутствуют сведения и о детях Кузебая Герда, есть вероятность, что он не оставил после себя наследников.
Репрессии
Несложно представить, сколько научных и литературных трудов написал бы Герд, если бы его не перемолола сталинская машина репрессий. Когда писателя арестовали, ему было всего 34. В 1929 году Кузебай получил документ об окончании аспирантуры, и академик Ю.Соколов рекомендовал молодого талантливого ученого для поступления в докторантуру Академии Наук СССР. Герда зачислили, потом он должен был отбыть в длительную заграничную командировку. Однако этим планам сбыться не суждено. Ряд студентов, обучающихся в Москве, написали компрометирующее письмо в ячейку ВКП(б) Российской академии научно-исследовательских институтов общественных наук, и в Удмуртское представительство. Кузебая отзывают обратно, в Ижевск, и он устраивается на работу в совпартшколу на должность преподавателя. Единственный доцент в области фольклористики и этнографии, удмурт по национальности Кузебай Герд так и не получил места в недавно открывшемся педагогическом институте. Зато бывшие студенты – Волков, Иванов и Максимов, написавшие донос на Герда, получили высокие должности в партии и советских органах, и в 30-х годах начали настоящую травлю удмуртского писателя и просветителя. К их рядам примкнули многие.
По мнению С.Ельцова, автора статьи «Против буржуазно-националистических и оппортунистических извращений линии партии в литературе», в литературе Удмуртии существовало целое течение, получившее название «гердовщина», и что его яркий представитель Кузебай Герд. Якобы поэт воспевал идеологию национальной буржуазии, что видно из стихотворения под названием «Я удмурт». Ельцов пишет, что Герд воспел удмуртов, не различая классы. А в поэзии Кузебая «Буран в деревне» по его мнению, пролетариат вообще выглядит очень неприглядно, потому что идет в деревню с ружьем, якобы для ее перестройки. Ельцов заверил, что ему и его единомышленникам удалось нанести по «гердовщине» сокрушительный удар.
Аналогичное отношение к Герду просматривалось и в статье М.Волкова под названием «Кулацкий поэт».Он писал, что Кузебай с ненавистью относится к заводу и к рабочему классу в целом. И это притом, что Герд стал автором трех поэм на тему рабочих, и написал такое количество стихов, восхваляющих рабочих и их нелегкий труд, как никто из всех известных удмуртских литераторов.
Эти статьи сделали свою работу. В апреле 1932-го его арестовали и привезли в Нижний Новгород на беседу, и в скорости отпустили. Однако в первых числах мая случился новый арест, и доставка в Нижний. Писателя обвинили в том, что он организовал шпионскую контрреволюционную повстанческо-террористическую организацию под названием «Союз освобождения финских народов», или СОФИН. По этому обвинению писателя приговорили к смертной казни – расстрел. На протяжении четырех месяцев его держали в камере для смертников. В тот раз Герда спас писатель Максим Горький, благодаря ходатайству которого расстрел заменили ссылкой на Соловецкие острова сроком на десять лет. Кузебай попал в Третью трудовую колонну, на завод Йодпрома. Там же состоялось его знакомство с П.Флоренским. К концу 1936-го в Соловецком лагере произошла реорганизация, он стал тюрьмой особого назначения, куда через год начали массово свозить заключенных.
Смерть
В тот период особые тройки НКВД заседали особенно часто. В октябре 1937 года писателя второй раз осудила особая тройка НКВД, и приговорила к расстрелу. Приговор привели к исполнению 1 ноября 1937 года.
Местом казни Кузебая Герда и еще 1111 приговоренных к смерти заключенных, стало урочище Сандармох. Таким «оригинальным» образом большевики отметили 20-ю годовщину Октябрьской революции. Писателя посмертно реабилитировали только в 1958 году, а по второму делу, 1937 года, лишь в 1961 году.