Микаэла Дроздовская — биография
Микаэла Михайловна Дроздовская – советская киноактриса, мастер озвучивания. Известна по кинофильмам «Добровольцы», «Семь нянек», «Бег» и «Мимино».
Зрители помнят актрису Микаэлу Дроздовскую по ярким образам, созданным ею в фильмах «Добровольцы», «Семь нянек», «Бег» и «Мимино». Жизнь Дроздовской была похожа на сказку, но финал у этой сказки оказался страшным.
Детство
Микаэла Михайловна Дроздовская родилась 10 марта 1937 года в Москве. Родители будущей актрисы, давшие ей такое звучное имя, никакого отношения к искусству кино не имели. Выбор Микаэлой профессии, видимо, был обусловлен временем – героев идейных кинокартин доверчивые зрители отождествляли с исполнителями, каждая вторая девчонка мечтала стать актрисой. Мика, как её называли близкие, с детства стала проявлять актёрские способности. Она занималась в драмкружке, участвовала в самодеятельности и часто устраивала домашние концерты с песнями и плясками. Не удивительно, что Микаэла с первого раза поступила во ВГИК после окончания школы.
Актёрская карьера
По окончании ВГИКа Дроздовскую приняли в труппу Театра-студии киноактёра. Там она играла не часто. Кино дало ей больше возможностей проявить своё дарование. Свою первую кинороль Микаэла Дроздовская сыграла в 1955 году. Это была трогательная продавщица Юлия Петрова в кинокомедии Самсона Самсонова «За витриной универмага». Фильм был очень тепло принят зрителями. Роли Дроздовской, последовавшие за её дебютом, не произвели такого впечатления на зрителей как первая роль. Это были работы в картинах «Ленинградская симфония» и «Екатерина Воронина» в 1957 году, а год спустя небольшая роль в исторической драме «Атаман кодр».
Настоящая известность пришла к актрисе в 1958 году после выхода фильма режиссёра Юрия Егорова «Добровольцы». Микаэла Дроздовская сыграла Таню, жену героя Петра Щербакова. Перед двадцатилетней актрисой стояла задача воплотить сначала образ наивной школьницы, а потом умудренной опытом женщины. Никакой фальши в исполнении Дроздовской не было, стало очевидным, что она не ошиблась с выбором профессии. Её партнёрами по фильму оказались настоящие звёзды советского экрана: Михаил Ульянов, Леонид Быков, Элина Быстрицкая.
1959 год упрочил популярность Дроздовской – она сыграла свою первую главную роль. Это была Эльвира в мелодраме Михаила Израилева «Я вам пишу…».
В 60-е годы актриса много снималась. Ей удавалось успешно создавать образы как своих современниц, так и исторических персонажей. Особенно заметными стали её работы в комедийных фильмах Ролана Быкова «Семь нянек» (1962 год) и Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу» (1965 год). Ролан Быков увидел в этой девушке чрезвычайно живой типаж, отличающийся от большинства актрис того времени.
В общей сложности за свою непродолжительную творческую биографию актриса сыграла в 32 фильмах. По большей части это были эпизоды, но зато яркие, сочные, запоминающиеся. Актриса не боялась предстать перед зрителями в неприглядном виде, если того требовал её персонаж. Наиболее интересные роли были созданы Дроздовской в фильмах 60-ых годов: «До свиданья, мальчики!», «Скверный анекдот», «Гори, гори, моя звезда», «Взрыв после полуночи». В 1970 году на советские экраны вышла эпическая драма режиссёров Александра Алова и Владимира Наумова «Бег» по мотивам произведений Михаила Булгакова «Бег», «Белая гвардия» и «Чёрное море». Микаэла Дроздовская в роли модистки очень гармонично вписалась в колоритный ряд персонажей этого фильма. Фильмы «Ехали в трамвае Ильф и Петров», «Нейлон 100%», «Путешествие миссис Шелтон», «Принимаю на себя», «Мимино», «Агония» – составят далеко не полный список картин 70-ых годов, которые актриса украсила своей игрой.
Последний фильм Микаэлы Дроздовской была комедия Роберта Меркуна «Пишите письма», где она сыграла директора дворца культуры Лину. Он вышел на экраны уже после гибели артистки в 1981 году.
Голос Дроздовской был хорошо знаком зрителям по французским фильмам. Параллельно со съёмками в кино актриса занималась озвучиванием. Её первой работой на этом поприще был дубляж Мишель Мерсье в киноленте «Гром небесный» (1965 год).
Несмотря на плотный съёмочный график, актриса постоянно чувствовала профессиональную неудовлетворенность. Она бралась за любую роль, словно, хотела что-то доказать себе самой. В ней был большой потенциал, который не успел до конца не раскрыться.
Личная жизнь
Микаэла Дроздовская для своего времени поздно вышла замуж (в 30 лет). Оценивая её внешние данные, нетрудно представить какое большое количество поклонников в её юные годы она отвергла. На первое место актриса всегда ставила профессию. В конце концов отдала предпочтение врачу кардиохирургу Вадиму Смоленскому, работавшему главврачом одной из московских больниц. Благополучно выйдя замуж, Дроздовская родила двух дочерей, удивительно похожих на неё: в 1966 году Веронику и в 1970 году Дашу. После родов, не дожидаясь конца декретного отпуска, актриса спешила вернуться в профессию, поэтому пелёнки, сказки на ночь и прочие родительские хлопоты ложились на плечи её супруга. Микаэла устраивала детям праздники, ходила с ними по магазинам, когда высвобождалось время от съёмок. Летние каникулы семья обычно проводила на даче.
Личная жизнь актрисы сложилась вполне благополучно. Вадим всегда с восхищением смотрел на свою Микаэлу и был готов выполнить любой её каприз. Дом был полною чашей. Просторная квартира, в которой они жили, находилась в престижном квартале Москвы возле Дома кино. По хозяйству помогала домработница, у девочек были няни, причём у каждой своя. В доме всегда было много гостей. Хорошими друзьями Дроздовской были такие знаменитые личности как Белла Ахмадулина, Лариса Шепитько, Элем Климов. В числе её визитёров оказались итальянские режиссёры Микеланджело Антониони и Тонино Гуэрра. Чаще других к Микаэле наведывалась её близкая подруга актриса Алла Будницкая.
Одним из любимых занятий Дроздовской было разведение комнатных цветов, они стояли повсюду. Ещё одним её пристрастием были животные. В её доме обитали сенбернар Домби и кот Фирс. А однажды актриса привела лису, которую освободила из заточения в автомастерской, где исхудавшее животное держали на привязи.
Дроздовская хорошо разбиралась в иконописи, умела отличить оригинал от подделки. Она собрала довольно интересную коллекцию икон, выискивая их по антикварным лавкам, совершая поездки по деревням. После смерти актрисы квартиру обокрали, и коллекция была утрачена.
Смерть
Возможно Дроздовская предчувствовала свою смерть. За три месяца до трагедии она неожиданно попросила Будницкую позаботься о младшей дочери, если с ней что-то случится. Подруга актрисы отмахнулась от этого разговора, но довольно скоро пришлось о нём вспомнить.
В ноябре 1978 года в Ордженикидзе (теперь Владикавказ) шли съёмки. Съёмочную группу поселили в спортивном лагере, состоящего из деревянных домиков без отопления. Находчивые киношники в качестве обогревателей стали использовать осветительские прожекторы. В тот день все уехали в город на мероприятие, приуроченное к ноябрьским праздникам. Микаэла чувствовала себя усталой и ехать отказалась. Завернувшись с головой в одеяло, она задремала. Рядом с диваном стоял включённый прожектор. Одеяло, по всей вероятности, сползло на раскалённый прибор и стало тлеть. Когда коллеги вернулись из поездки, Микаэла уже надышалась угарным газом и была без сознания. Через выбитую дверь в помещение поступил воздух, который раздул огонь. Дроздовскую с тяжелейшими ожогами срочно доставили в Москву. Ещё неделю врачи отчаянно боролись за её жизнь. Но слишком сильно она обгорела. После невообразимых мучений актриса скончалась. Это случилось 14 ноября 1978 года. Похоронили Микаэлу Дроздовскую в Москве на Ваганьковском кладбище.
Алла Будницкая исполнила завет подруги и удочерила свою крестницу Дашу. Старшую дочь забрала приятельница актрисы Соня Давыдова. Одно время девочки жили в новой семье отца (Вадим через год после гибели Микаэлы женился). Но Елене, новой супруге Смоленского, не удалось поладить с детьми мужа.
Дочери Микаэлы Дроздовской выросли, Даша пошла по стопам матери и стала актрисой, много снимается; Ника – по стопам отца, стала медиком, работает гастроэнтерологом.
Дарья Дроздовская охотно даёт интервью и рассказывает про мать. По её словам «мама была каким-то сказочным существом».
Избранная фильмография
- 1955 — За витриной универмага
- 1957 — Ленинградская симфония
- 1958 — Атаман Кодр
- 1958 — Добровольцы
- 1962 — Семь нянек
- 1964 — Дайте жалобную книгу
- 1965 — Ромео, мой сосед
- 1969 — Взрыв после полуночи
- 1973 — Нейлон 100 %
- 1977 — Мимино