Наталья Евгеньевна Трубникова – советская балерина и актриса, известная по главной роли в фильме «31 июня». Работает в Московском академическом музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Грациозная Наталия Трубникова запомнилась советским зрителям в роли принцессы Мелиссенты из музыкального фильма «31 июня». Больше значительных ролей в кино у неё не было, хотя она является страстной поклонницей этого вида искусства. Как артистка балета Трубникова вполне себя реализовала.
Наталья Евгеньевна Трубникова родилась 17 июля 1955 года в Москве. Мать была инженером. Отец, имевший два высших образования, работал в Госснабе. Будучи родом с Волги, он, как многие волжане, обладал сильным голосом и отменным слухом, мог подобрать на фортепиано или аккордеоне любую мелодию. У Натальи был младший брат Виктор, который всю жизнь стремился в мир искусства, несколько раз пробовал поступить на актёрский факультет, но ничего у него не получалось. Он умер в пятьдесят лет.
Наталью в детстве опекали дедушка с бабушкой. Они учили девочку быть доброжелательной к людям. Жили без телевизора. Зато в доме была хорошая библиотека. Рядом с детским садом, куда отдали Наташу, был балетный кружок и отец, работавший неподалёку, отводил туда девочку во время тихого часа. Потом, учась в общеобразовательной школе со специализацией по истории, Наталья сменила несколько студий по классическому и народному танцу, ходила в музыкальную школу. Когда она поступала в хореографическое училище при Большом театре, уже умела танцевать на полупальчиках. Но в училище были более высокие требования. Приходилось трудиться на преодоление, стирать ноги в кровь. Гелевых прокладок тогда ещё не было и раны заклеивали яичной плёнкой, а сверху накладывали пластырь. Трубникова с утра до вечера пропадала в училище. Все домашние относились с пониманием – балет не развлечение, а бесконечный труд. Когда Наталья стала постарше, отец даже заказал балетный станок, который можно было вешать на дверь.
Ещё в училище балерине посчастливилось выйти на одну сцену со знаменитой Майей Плисецкой. Она исполняла партию главного амура в балете «Дон Кихот» в Большом театре, а Плисецкая – Китри. Ещё у неё была ведущая партия в балете «Цветик-семицветик», с которой она выступала на сцене Кремлёвского дворца. На выпускном концерте в 1973 году ей досталась Пахита из одноимённого балета. В пятнадцать лет за лучшее исполнение композиции «Вальс» на музыку Андрея Петрова на одном из международных конкурсов Трубникова получила диплом лауреата с подписью самого Юрия Григоровича.
В Большой театр юную танцовщицу не взяли из-за четвёрки на выпускном, но предложили альтернативный вариант – Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ), где была большая вероятность пробиться в солистки. Начать пришлось с кордебалета.
Репертуар театра Станиславского сильно отличался от репертуара Большого. Если в Большом театре традиционно ставились классические произведения, в МАМТе было много постановок с драматическими партиями. У Трубниковой была возможность развиваться не только в качестве танцовщицы, но и как драматическая актрисе. Она исполняла Флер де Лис в «Эсмеральде», в «Риваресе» играла сразу две роли — Паолы, матери Овода, и цыганки Зиты. В театре Станиславского у танцовщицы были сильные наставники. Народная артистка СССР Виолетта Трофимовна Бовт помогала Трубниковой подготовить три партии: Пахиту, Марью в «Степане Разине», Купаву в «Снегурочке». За последнюю роль артистка получила диплом лауреата фестиваля «Московские звезды».
В 1991 году Михаил Лавровский поставил антрепризный пластико-хореографический спектакль «Откровения» на музыку Валерия Кикты в театре-студии «Группа граждан». Премьера состоялась на сцене музыкального театра имени Станиславского. Трубниковой посчастливилось поработать со знаменитым балетмейстером в этом спектакле, а в 1995 году ещё в одной постановке Лавровского – «Кафе-квартал» на музыку Джорджа Гершвина.
Достигнув пенсионного возраста, артистка перестала танцевать, но продолжила выходить на сцену цыганкой в «Каменном цветке», баронессой Хеленой в «Майерлинге», в «Манон» она играет хозяйку гостиницы и тетку главной героини. Она часто помогает драматическим артистам как хореограф. Работая в театре, Трубникова окончила ГИТИС по специальности «режиссура балета и педагог-балетмейстер». В театре артистка по-прежнему востребована.
Наталью Трубникову стали приглашать сниматься в кино ещё в студенческие годы. Её утвердили на роль в картине «Хуторок в степи», но пришлось отказаться – предстояли летние гастроли училища. Ей только-только исполнилось шестнадцать лет, а она уже выходила на сцены Парижа, Марселя, Лиона, Ниццы и Монте-Карло.
Из-за своей наивности и нерешительности артистка отказалась от главной роли в фильме Андрея Кончаловского «Романс о влюблённых». Прочитав сценарий, ей показалось, что она не вытянет роль, не сможет сыграть любовь, о которой знала только по наслышке.
Работая в театре, Трубникова уже не отказывалась от предложений – кино манило и влекло. Но, как правило, её приглашали на небольшие эпизоды. Тем не менее с большой теплотой актриса вспоминает съёмки фильма Марка Захарова «12 стульев», где у неё была танцевальная роль капитана корабля из фантазии Остапа Бендера. Она сама ставила танец и помогала Андрею Миронову освоиться в драматургии её постановки. Репетировали часами, чтобы добиться точности и лёгкости.
В 1978 году, когда Наталью режиссёр Леонид Квинихидзе пригласил на главную роль в картине «31 июня», она до последней минуты не верила, что её утвердят. Не принято было брать на главные роли балетных артисток. Утвердили. И актриса попала в волшебный мир кино. Роль принцессы Мелисенты требовала сдержанности и минимума эмоций. Трубниковой пришлось сильно постараться, потому что по жизни, по её словам, она хохотушка. Иногда она приезжала на утренние съёмки к семи утра уставшей после вечернего спектакля. Кинихидзе, всегда заходивший до начала съёмок в гримёрную, восклицал что-нибудь вроде: «Боже! Какой кошмар! Кого я утвердил на роль?»
На первых порах актриса чувствовала себя неуверенно и очень боялась, что ей не хватит мастерства для роли. Но постепенно всё сложилось. Очень помогли коллеги сдружившейся группы. Своего партнёра, красавца Николая Ерёменко, как объекта влюблённости Трубниковала не рассматривала. Она признаётся, что, профессионально оценивая внешность людей, высматривала «золотое сечение» фигуры, а Ерёменко оказался далеко не пропорционален. Они прекрасно подружились без амуров и постоянно хохмили в перерывах съёмок.
Премьера состоялась в кинотеатре «Родина», а 31 декабря фильм показали по телевидению. Он должен был разделить судьбу «Обыкновенного чуда», который как раз снимался в соседнем павильоне. Но на много лет фильм «положили на полку».
В августе 1979 года один из участников картины, танцовщик Александр Годунов, находившийся с труппой Большого театра на гастролях в США, попросил политического убежища. А через три года композитор фильма Александр Зацепин эмигрировал во Францию. Всё это, пусть косвенным образом, но повлияло на биографию Натальи Трубниковой.
После «31 июня» актрису часто звали на кинопробы, но не утверждали. Существовал негласный запрет, хотя она идеально подходила для большинства картин. Балетные артисты считались неблагонадёжными. Годунов не был единственным, кто покинул СССР. Поветрие было такое.
В 1981 году Леонид Квинихидзе вытащил Трубникову из забвения, дав ей роль второго плана в фильме «Шляпа», где её партнёром был Игорь Кваша.
Ещё раз она снялась у Марка Захарова в «Формуле любви» в 1984 году. Через два года – в сказке «Тайна Снежной королевы» с Алисой Фрейндлих. Ещё через два года, в 1988 году, актриса работала в музыкальном фильме «Фантазёр», поставленном Валерием Буниным по мотивам оперы Дж.Гершвина «Порги и Бесс». В 1993 году она украсила один из эпизодов германо-российско-польского сериала «Аляска Кид» по мотивам рассказов Джека Лондона исполнением роли Кончиты.
Последними фильмами, в которых снималась танцовщица, были киноверсии спектаклей Михаила Лавровского «Откровения» и «Кафе-квартал».
Трубникова по-прежнему обожает кино, ходит на кастинги, снимается для кинопроб, но её не утверждают.
Личная жизнь такой красивой и стройной женщины должна была бы быть бурной. Но природная скромность и избирательность актрисы не позволила ей заводить большое число романов. Были многочисленные поклонники. Один её тайный вздыхатель в течение года присылал дефицитные билеты в лучшие театры Москвы, цветы и конфеты, пока не увидел её с Анатолием, будущем мужем актрисы (поклонник, видимо, незаметно ходил за ней по пятам).
Анатолий Кулаков был партнёром Трубниковой по сцене. Они сблизились во время репетиций спектакля «Прозрение». Анатолий красиво ухаживал. У всех на виду встречал свою возлюбленную на автомобиле. После спектаклей они часто ездили в Шереметьево, выжимая по трассе 160, и подолгу сидели там в ночном ресторане. Оба любят путешествовать.
Супруг во всём помогает актрисе, также, как и она ему. Трубникова говорит, что у них «итальянская семья» – они оба очень взрывные, но любовь творит чудеса. Супруги живут вместе уже больше сорока лет.
Комментарии
Неповторимая и женственная
Мистер ИКС
Отшэнь
очень
очень нравится