Николай Харджиев

Николай Харджиев — биография


Содержание

Николай Харджиев — русский писатель, историк новейшей литературы и искусства, текстолог, коллекционер. Известен своими исследованиями в области русской литературы и культуры XX века, а также работами по текстологии и сохранению культурного наследия.

Детство

Биография Николая Ивановича Харджиева началась 29 июня 1903 года в небольшом городке Каховка, который в начале XX века входил в состав Российской империи. Семья, в которой воспитывался будущий деятель культуры, насчитывала четверых детей. Родители Николая отличались незаурядными качествами, что оказало большое влияние на формирование его личности.

Его мать, Хрисиклия Мильтиадовна Янсилопуло, была гречанкой родом из Измира. Она занималась домашним хозяйством, поддерживала порядок и благополучие семьи, уделяя особое внимание развитию детей. Отец, служащий природного заповедника Аскания-Нова, передал своим детям интерес к познанию окружающего мира и стремление к образованию. Забота родителей позволила младшему поколению получить качественное образование, что стало прочным фундаментом для дальнейшего пути.

После окончания средней школы Николай получил аттестат, открывавший двери к высшему образованию. Выбор юноши пал на юридический факультет Одесского университета, где преподавали выдающиеся ученые и яркие личности. Именно в университетской среде начался его творческий путь. Находясь под влиянием культурного окружения, в начале 1920-х годов Харджиев начал работать с литературными текстами. Первые шаги в профессии были связаны с редактированием материалов для периодического издания «Моряк».

Николай Харджиев
Николай Харджиев в молодости

Решающим моментом в его биографии стало знакомство с поэтом Эдуардом Багрицким. По его совету Николай перебрался из провинциальной Каховки ближе к культурным центрам страны. В течение нескольких лет он путешествовал между Ленинградом и Москвой, погружаясь в круги творческой интеллигенции.

К концу 1920-х годов столицы стали местом притяжения для авангардных поэтов, художников и драматургов. Харджиев быстро нашел свое место в обществе, состоявшем из таких знаковых фигур, как Юрий Тынянов, Борис Эйхенбаум и Виктор Шкловский. Особенно важными для Николая стали дружеские и профессиональные отношения с Алексеем Крученых, которые продолжались на протяжении десятилетий.

Постепенно Харджиев стал частью культурной элиты, участвуя в творческих собраниях и мероприятиях. Именно там он познакомился с Даниилом Хармсом, Александром Введенским и Николаем Заболоцким. Наиболее глубокое впечатление на молодого юриста произвел Казимир Малевич, основатель супрематизма и автор революционных произведений искусства. Этот период стал ключевым в жизни Николая Харджиева, заложив основы его будущей деятельности в литературе и искусстве.

Творчество

В 1928 году Николай Иванович Харджиев некоторое время жил в подмосковном Кунцеве у своего друга и наставника Эдуарда Багрицкого. Именно здесь он познакомился с выдающимся поэтом Осипом Мандельштамом, который впоследствии отмечал «абсолютный слух на стихи» у молодого литератора. Через два года Харджиев встретил Анну Ахматову, с которой у него сложились дружеские и творческие отношения. Харджиев активно помогал Ахматовой в подготовке её статей о творчестве А. С. Пушкина, а также в переводах старинной корейской поэзии.

Николай Харджиев
Николай Харджиев

В 1934 году Николай стал ответственным секретарём комиссии по литературному наследию Эдуарда Багрицкого, а в 1940 году его приняли в Союз писателей СССР. Его восьмиметровая комната в Марьиной Роще, расположенная по адресу Александровский переулок, 43, кв. 4, превратилась в настоящий культурный центр. Анна Ахматова называла это место «убежищем поэтов». Здесь бывали такие выдающиеся личности, как Борис Пастернак, Алексей Кручёных, Владимир Нарбут, Вячеслав Иванов, Казимир Малевич, Владимир Татлин, Даниил Хармс, Александр Введенский, Марина Цветаева и многие другие. В начале июня 1941 года именно в этой комнате состоялась памятная встреча Анны Ахматовой и Марины Цветаевой.

Когда осенью 1941 года началось немецкое наступление на Москву, Харджиев вместе со своим другом Михаилом Трениным вступил в ряды ополченцев через Союз писателей. Их отряд, не имевший военной подготовки и вооружения, был отправлен пешком к линии фронта. В условиях жестокой зимы и неподготовленности к боевым действиям Николай быстро истощился. Городская обувь разорвалась, и он шёл почти босиком. Сильно простудившись, он в беспамятстве был оставлен в одной из деревень далеко от Москвы. Его отряд полностью погиб, включая Тренина. Харджиев остался в живых и был награждён медалью «За оборону Москвы».

В ноябре 1941 года Харджиев эвакуировался в Алма-Ату, где начал работать в сценарном отделе «Мосфильма» под руководством Сергея Эйзенштейна. Здесь он оставался до конца 1942 года. Его кабинет в Алма-Ате, обставленный скромной дачной мебелью, был украшен произведениями искусства. Среди экспонатов находились работы таких художников, как Михаил Ларионов, Елена Гуро, Владимир Маяковский, Иван Чакрыгин и Казимир Малевич. Особое место занимало огромное кожаное кресло, принадлежавшее отчиму его второй жены Л. В. Чаги, художнику Дмитрию Митрохину. Это кресло стало символом творческой атмосферы кабинета, так как в нём успели посидеть такие легендарные личности, как Анна Ахматова, Роман Якобсон и Давид Бурлюк.

 

Литературное наследие Харджиева разнообразно. В 1933 году он опубликовал повесть «Янычар», проиллюстрированную Владимиром Фаворским. В 1954 году вышла его биографическая книга «Судьба художника», посвящённая Петру Федотову. Кроме того, Николай Иванович писал шуточные и экспериментальные стихи, публиковавшиеся под псевдонимом Феофан Бука в самиздатском журнале «Транспонанс».

Николай Харджиев

Харджиев стал признанным экспертом в области истории русского литературного и художественного авангарда. Его исследования и комментарии к произведениям Владимира Маяковского, Велимира Хлебникова, Олега Мандельштама и других мастеров внесли значительный вклад в сохранение и изучение наследия авангарда. В 1980-е годы он высоко оценил творчество поэтессы Елены Мнацакановой, подчеркивая её уникальный вклад в литературу.

Личный архив и коллекция

Николай Иванович Харджиев был владельцем уникального частного архива, включавшего бесценную коллекцию русского авангардного искусства, редчайшие книги и документы своей эпохи. По его словам, эта коллекция превосходила собрания крупнейших государственных библиотек, включая Ленинскую. Харджиев собирал автографы, рукописи и произведения, которые авторы передавали ему как человеку, понимающему их творчество. Он занимался этим в те времена, когда работы авангардистов не пользовались широкой популярностью и подвергались гонениям.

Потери архива и кражи

Однако судьба этой коллекции оказалась драматичной. В 1977 году произошла первая крупная кража, которую назвали «кражей века». Её организатором оказался шведский славист Бенгт Янгфельдт. Впоследствии он продал одну из картин Казимира Малевича, известную как «Чёрный крест», Центру Помпиду в Париже. В 2004 году стокгольмский Музей современного искусства получил ещё одну картину Малевича из коллекции Харджиева — «Супрематическую композицию: белый квадрат на чёрном фоне». Другие работы, такие как «Супрематизм с микро-красными элементами», были переименованы и также проданы. О судьбе ряда картин до сих пор ничего не известно.

Эмиграция в Голландию

8 ноября 1993 года 90-летний Харджиев и его 83-летняя жена, Лидия Васильевна Чага, по приглашению Амстердамского университета покинули Россию. Переезд сопровождался договорённостью о выплате им 2,5 миллионов долларов в обмен на часть коллекции. Однако, как стало известно позже, архив и картины уже начали вывозить за границу, нарушая условия договора. Под предлогом сохранения ценностей для будущих поколений «помощники» быстро упаковали всё имущество и вывезли его, оставив Харджиева без обещанной защиты.

Николай Харджиев

 

В Амстердаме Харджиев вскоре обнаружил, что большая часть архива не была доставлена. От потрясения он заболел, постоянно повторяя: «Где мои бумаги?» Несмотря на усилия Министерства культуры РФ вернуть вывезенные ценности, ситуация оставалась сложной.

Скандал с контрабандой

22 февраля 1994 года в московском аэропорту Шереметьево задержали гражданина Израиля Дмитрия Якобсона. У него обнаружили несколько чемоданов с редчайшими документами, включая рукописи Велимира Хлебникова, письма Казимира Малевича, Осипа Мандельштама и Анны Ахматовой. Якобсон утверждал, что его лишь попросили доставить их в Германию. Все материалы были конфискованы, но он избежал наказания.

Передача архива в Россию

2 ноября 1994 года Харджиев официально передал часть архива Российскому государственному архиву литературы и искусства (РГАЛИ) с условием, что доступ к материалам будет закрыт на 25 лет, до 2019 года. Эта уступка стала вынужденной мерой в обмен на прекращение уголовного дела о незаконном вывозе культурных ценностей.

Наследие

Несмотря на утраты, архив Николая Харджиева остаётся одним из самых ценных собраний, отражающих историю русского авангарда. Его работы, комментарии и исследования внесли неоценимый вклад в сохранение и изучение культурного наследия XX века.

Личная жизнь

Личная жизнь Николая Ивановича Харджиева была отмечена двумя официальными браками, однако ни один из них не привёл к появлению детей. Супруги Харджиева сыграли важную роль в его жизни, оставив о себе яркие воспоминания в рассказах коллег, друзей и единомышленников.

Первая жена, Серафима Густавовна Суок, была австрийкой по происхождению и ранее состояла в отношениях с писателем Владимиром Нарбутом. По словам литературоведа Эммы Герштейн, Серафима видела в Николае Ивановиче не только спутника жизни, но и защитника, а также человека, способного предоставить ей новые возможности. Однако со временем её интерес угас, и она ушла к Виктору Шкловскому. Их брак завершился в период работы Харджиева в Алма-Ате, оставив болезненный след в его биографии.

Николай Харджиев

Второй союз Харджиева оказался более успешным и гармоничным. Его избранницей стала Лидия Васильевна Чага, удивительная женщина с яркой и многогранной биографией. Она была художницей, военной медсестрой, балериной и мастером прикладного искусства. Лидия также являлась падчерицей известного иллюстратора Дмитрия Митрохина, что, вероятно, способствовало её глубокому пониманию искусства.

С Лидией Васильевной Николай Иванович прожил долгие годы, находя в ней не только супругу, но и надёжную опору. Она разделяла его увлечения, поддерживала его в трудные периоды и стала самым дорогим человеком в его жизни. Их отношения остались примером преданности и взаимопонимания, несмотря на драматичные повороты судьбы, сопровождавшие семью в последние годы.

Смерть

Здоровье Николая Ивановича Харджиева серьёзно пострадало на фоне драматичных событий, связанных с разграблением его уникального частного архива. Эти утраты, сопровождаемые чувством несправедливости и предательства, тяжело сказались как на физическом, так и на психологическом состоянии учёного.

Переезд в Голландию в 1993 году, несмотря на обещания безопасности и финансовой стабильности, усугубил его положение. В чужой стране пожилой Харджиев оказался практически в изоляции. Его поддерживал только опекун Борис Абаров, который впоследствии оказался мошенником и использовал доверчивость Николая Ивановича в своих корыстных интересах. Такая ситуация привела к дальнейшему ухудшению состояния учёного.

Николай Харджиев

Одним из самых тяжёлых ударов для Харджиева стала гибель его супруги Лидии Васильевны Чаги, которая произошла в результате несчастного случая. Потеря близкого человека, являвшегося его главным источником поддержки, окончательно подорвала здоровье Николая Ивановича.

Николай Харджиев скончался в 1996 году, вдали от родины, оставив после себя богатое культурное наследие, но завершив жизнь в условиях трагических обстоятельств. Его судьба стала свидетельством не только гениальности, но и огромной личной драмы.

Ссылки

Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Николай Харджиев?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя