Николай Семёнович Лесков

Николай Лесков — биография


Николай Лесков – известный писатель, литературный критик, публицист. Достаточно долго выпускал свои произведения под псевдонимом М.Стебницкий. В отличие от прославленных писателей того времени не имел ничего общего со столбовым дворянством. В своих произведениях описывал традиции духовенства и мещанства, работал в технике сказа.

Его карьера начиналась просто и буднично, обычный казенный служащий с небольшим жалованием. Писать Николай Лесков начал только в 28 лет, его первые работы – публицистические статьи для популярных изданий тех лет. Но вскоре его творческая карьера пошла вверх, он стал автором многочисленных пьес и повестей, романов и сказов. Отличительная черта произведений Лескова – это особый художественный стиль, так называемый сказ, основоположником которого считают именно Лескова и его коллегу-писателя Николая Гоголя.

Детство

Родина известного русского писателя Николая Лескова – небольшое село Горохово в Карачевском уезде Орловской губернии. Его дед служил священником села Лески, откуда и произошла фамилия Лесков. Николай родился 4 (16 февраля) 1831 года в семье Семена Лескова и Марии Алферьевой. Отцовский род происходил из духовенства, сам Семен тоже получил семинарское образование, но отказался идти в духовное звание. За что был изгнан из дома дедом Николая, человеком умным и своевольным. Семен сбежал в Орел, имея в кармане всего 40 копеек меди, которые вынесла ему мать к задним воротам, чтобы не разгневать отца. Семинарское образование позволило ему сделать карьеру заседателя орловской уголовной палаты, он стал отличным следователем, распутавшим не одно тяжкое преступление. Он первым в роду стал потомственным дворянином. Помимо этого, он учительствовал в семьях дворян, где и встретил свою будущую жену — дворянку Марию Алферьеву. Разница в их возрасте была просто огромной. На тот момент Семену исполнилось 40, его любимой всего 16. Они поженились, и в этом браке родилось пятеро детей – три сына и две дочки. Николай был старшим.

Николай Лесков в детстве

Как говорил потом Николай Лесков, его отец был замечательным умником и дремучим семинаристом, был умен, честен и придерживался своих убеждений, из-за чего имел множество врагов.

Это умение наживать себе недоброжелателей привело к тому, что Семену Лескову пришлось оставить службу в Орле, и вместе с семьей переехать в село Панино, где у него было небольшое имение в 40 десятин земли. Отец писателя научился пахать, сеять, работать в саду.

У родителей не было достаточно средств, чтобы организовать Николаю домашнее обучение, поэтому мальчика отдали Страховым, богатым родственникам по материнской линии, где он и получил первоначальное образование. В десятилетнем возрасте Коля поступил в Орловскую гимназию, проучился там пять лет, но сумел окончить только два класса. Учиться он категорически не хотел. По мнению биографов писателя, виновата в этом система образования того времени, детей не заинтересовывали а просто заставляли зубрить материал, отбивая таким образом охоту к наукам. Особенно страдали от такой системы творческие неординарные личности, как будущий писатель Лесков.

С учебой не задалось, и у Николая началась трудовая биография. В 1847 году Лескова (не без помощи отца, конечно) приняли в качестве писца в Орловскую палату уголовного суда. Там же служил и его отец . Спустя год умер отец, его жизнь оборвала холера. Мало того, дом Лесковых сгорел полностью, со всем скарбом, и это внесло свои коррективы в судьбу будущего писателя.

Николай Лесков в молодости

Осенью 1849 года он получил приглашение от родного дяди по материнской линии С.Алферьева, который трудился в Киевском университете на должности профессора-медика. Тот звал племянника в Киев, и Лесков не преминул воспользоваться этим предложением. К концу 1849 года его приняли в рекрутский стол ревизского отделения Киевской казенной палаты в качестве помощника столоначальника. По роду деятельности Николаю приходилось часто бывать в уездах, где он наблюдал за народным бытом, занимался самообразованием, учил языки, много читал.

Накоплению жизненного опыта способствовала и работа у второго дяди, супруга-англичанина сестры его матери.  Дядя предложил Николаю поработать в его фирме «Шкотт и Вилькенс». И снова по роду службы ему доводилось часто бывать в командировках по всем российским городам. Впоследствии Лесков назовет эти годы лучшими в своей жизни.

Литература

Мысль заняться писательством посещала Лескова много лет. Первый раз он задумался над этим вопросом, когда работал представителем компании «Шкотт и Вилькенс», и много часов находился в дороге. Ему доводилось встречать интересных людей, быть свидетелем ярких событий, которые хотелось увековечить на бумаге.

Первая проба пера Лескова состоялась в качестве публициста. Он публиковал свои заметки в киевских и петербургских изданиях, обвинял в коррупции чиновников разных мастей, врачей, полицейских. Его публикации пользовались успехом, власти реагировали на них должным образом, проводили в отношении фигурантов служебные расследования.

Николай Лесков в творческом процессе

Первое художественное произведение Лесков написал в 32 года, это была повесть под названием «Житие одной бабы». Современное ее название – «Амур в лапоточках». Повесть опубликовали в журнале «Библиотека для чтения».

Эта первая проба пера показала, что Николай обладает большим жизненным опытом, что ему доводилось встречать немало женщин трудной судьбы, а главное, что он умеет все это донести до читателя. Следом за первой публикацией посыпались следующие, Лесков стал автором сложных и душевных очерков под названием «Воительница» и «Леди Макбет Мценского уезда». В его произведениях темная сторона жизни каким-то непостижимым образом переплеталась с сарказмом и индивидуальным юмором. Возникал какой-то неизвестный до этого, невероятный по своей уникальности стиль, который впоследствии назовут сказом.

Позже Лесков занялся драматургией. В 1867 году вышла его первая пьеса для театра. Самую большую популярность получило произведение Лескова под названием «Расточитель».

Вскоре все узнали Лескова и как романиста. Его книги «Обойденные», «Некуда», «На ножах» обличали нигилистов и революционеров, автор открыто говорил, что в России невозможны радикальные перемены, страна просто не готова к ним. После того, как Максим Горький прочел роман «На ножах», он писал, что творчество Лескова, это скорее яркая живопись или иконопись, что прозаик создает для матушки-России своеобразный иконостас, в котором место только праведникам и святым.

Первые издания романа «Обойденные»
«Некуда»
«На ножах»

После такой явной критики в сторону революционеров-демократов, редакторы многих изданий отказались публиковать романы Лескова. Согласился на сотрудничество с литератором только редактор журнала «Русский вестник» Катков, однако он поддавал все рукописи нещадной правке, и это вносило свои трудности в работе с ним.

Вскоре сокровищница русской литературы пополнилась еще одним произведением Лескова под названием «Левша». Прозаик восхвалял мастеров оружейного дела, причем в своем неповторимом стиле, с использованием оригинальных неологизмов, наслоением событий и действующих лиц. Теперь уже никто не сомневался – Лесков сильный писатель.

Заметки Николая Лескова в журнале «Русский вестник»

В 70-е годы для писателя наступили тяжелые времена. По приказу Министерства народного просвещения Лесков получил кресло оценщика новых произведений. Теперь от него зависела судьба книги, быть ей опубликованной или нет. За это платили очень мало. В добавку к этим трудностям, произведения самого Лескова перестали печатать, в частности ни один из редакторов не взялся за публикацию его повести «Очарованный странник», даже Катков.

По задумке автора, это произведение должно было стать альтернативой привычному жанру романа. Повесть состоит из несвязанных между собой сюжетов, к тому же еще и незаконченных. Такая «свободная форма» получила массу критических отзывов, поэтому Лесков печатал повесть небольшими фрагментами, причем в разных изданиях.

В последующих произведениях Николая Семеновича появляются идеализированные персонажи. Он стал автором сборника рассказов под названием «Праведники», в который вошли зарисовки «Фигура»,  «Человек на часах», и многие другие. Персонажи – сплошь и рядом совестливые люди, которые когда-либо встречались Лескову в жизни. Но и эти зарисовки не понравились критикам и коллегам писателя. В 80-е годы у праведников проявились религиозные черты, автор обратил свое внимание на героев раннего христианства и описывал их в своих произведениях.

Дом Лескова в Санкт-Петербурге

В последние годы своей жизни Лесков вновь принялся изобличать военных, чиновников, священнослужителей. Именно в то время выходят в свет его работы «Тупейный художник», «Зверь», «Пугало». Одновременно с  этим писатель начал трудиться над детскими рассказами, которые печатались во всех изданиях.

У Николая Лескова нашлось немало поклонников и последователей из среды русских писателей более позднего поколения. В частности Лев Толстой писал, что Лесков – самый русский писатель, а Чехов и Тургенев считали Николая Семеновича своим наставником.

Личная жизнь

Если в творческом плане Лесков успешно состоялся, то в личной жизни ему, можно сказать, не повезло. Он был женат дважды, причем повел вторую жену под венец, когда еще первая была жива.

Николай Лесков с первой женой Ольгой Смирновой

Первый раз писатель женился в возрасте 22 лет на Ольге Смирновой. Ее отец был богатым киевским коммерсантом. Супруга родила Лескову сына Дмитрия, который умер еще младенцем и дочку Веру. Позже выяснилось, что у Ольги серьезное психическое заболевание, и в 1878-м ее поместили в больницу Св.Николая в Петербурге, расположенную на реке Пряжке. Должность главного врача этой лечебницы занимал известный в те годы психиатр О.Чечотт, попечителем этого медицинского учреждения был прославленный С.Боткин.

Оставшись один с малолетней дочерью, Николай решился на второй брак, гражданский. Его супругой стала вдова Екатерина Бубнова (Савицкая). Писатель воспитывал ее детей от первого брака – Николая, Бориса, Веру. В 1866-м родился их совместный сын – Андрей. В 1892 году у Андрея родился сын Юрий, который после свадьбы с баронессой Еленой Медем переехал во Францию. В этом браке родилась дочь Татьяна (1922 год), ставшая единственной правнучкой Николая Лескова. Она известная балерина, педагог, способствовала развитию и становлению балета Бразилии. В 2001-м и 2003-м годах приезжала в Орел, побывала в доме-музее своего прадеда, поделилась семейными реликвиями – значком лицеиста и лицеистскими кольцами своего отца.

Николай Лесков и Екатерина Бубнова

Со второй супругой Лесков тоже не обрел счастье в личной жизни, они разошлись спустя одиннадцать лет.

Лесков всю жизнь придерживался вегетарианства, он был против убийства одних живых существ ради пропитания других. Писатель даже издал статью, в которой условно разделил всех вегетарианцев на две категории. В одну попали те, кто питается мясом с соблюдением своеобразного поста, во вторую – ярые противники убийства животных. Себя причислял ко второй. Лесков выдвинул идею создания поваренной книги для веганов России, причем с блюдами из доступных продуктов питания. Такое издание вышло в свет в 1893-м году.

Смерть

На протяжении всей жизни писателя мучила астма, особенно участились приступы в последние годы.

Памятник Николаю Лескову

Новое обострение болезни случилось 21 февраля (5 марта) 1895 года, и Лесков с ним не справился. Местом упокоения выдающегося русского писателя стало Волковское кладбище Санкт-Петербурга.

Список произведений

Романы

  • Некуда
  • Обойдённые
  • Островитяне
  • На ножах
  • Соборяне
  • Захудалый род
  • Чёртовы куклы

Повести

  • Житие одной бабы
  • Леди Макбет Мценского уезда
  • Воительница
  • Старые годы в селе Плодомасове
  • Смех и горе
  • Загадочный человек
  • Запечатленный ангел
  • Очарованный странник
  • На краю света
  • Некрещёный поп
  • Левша
  • Жидовская кувырколлегия
  • Печерские антики
  • Интересные мужчины
  • Гора
  • Оскорблённая Нетэта
  • Полунощники

Рассказы

  • Овцебык
  • Павлин
  • Владычный суд
  • Железная воля
  • Праведники
  • Бесстыдник
  • Однодум
  • Шерамур
  • Чертогон
  • Белый орёл
  • Епархиальный суд
  • Кадетский монастырь
  • Несмертельный Голован
  • Русский демократ в Польше
  • Привидение в инженерном замке
  • Штопальщик
  • Путешествие с нигилистом
  • Зверь. Святочный рассказ
  • Маленькая ошибка
  • Тупейный художник
  • Отборное зерно
  • Совместители
  • Заметки неизвестного
  • Старый Гений
  • Жемчужное ожерелье
  • Пугало
  • Старинные психопаты
  • Человек на часах
  • Грабёж
  • Скоморох Памфалон
  • Лев старца Герасима
  • Легенды о совестном Даниле
  • Фигура
  • Пустоплясы
  • Юдоль
  • Административная грация
  • Заячий ремиз

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share

Комментарии

  • Я в плену у Лескова! Потрясает правдой той, ушедшей жизни. Ещё виртуозным языком, настолько живым, что литературный слог меркнет/ как будто не было Бунина и Тургенева/. Характеры такие яркие, выпуклые, как в жизни. Сила Иванович Крылышкин , вот она, Доброта- сейчас суперредкость. И такое придумалНиколай Семёнович имя! Не остановлюсь, пока всё не перечитаю. И буду делиться со всеми, и учиться передавать своё восхищение , у него учиться.

  • слушала по радио "зачарованный странник" и "на краю света". Хочу еще! Впечатление необыкновенное! слушать-не наслушаться, как пить - не напиться!

  • когда выделяешь выходит вместе с рекламами и в распечатоном виде столько места остается

  • Согласен с той точкой зрения, что Лесков Н.С. -- один из лучших русских писателей, если не лучший. Поразительна достоверность его прозы. В отличие от классиков (Толстой, Гоголь, Тургенев, Достоевский, .... ) он не выдумывает, описывает реальные события. Владеет русским языком в совершенстве, знает диалекты русского языка, язык простонародья, Новоросии. Как никто другой из русских писателей он умеет передать дух времени, когда ты полностью погружаешься в русский мир XIX века. При этом он является единственным представителем мощного культурного пласта России -- культуры человеческих отношений, образа мыслей, мотивов поведения простых людей, духовенства. Нету этого в дворянской культуре классиков!