Имя режиссера Сергея Соловьева уже давно известно всем любителям отечественного кино. Он начинал свою карьеру еще в советские годы, и продолжает заниматься любимым делом и сейчас. Он сам пишет сценарии и снимает картины, которые потом все называют настоящими жемчужинами. Он сумел в точности запечатлеть перестроечные времена, когда происходила настоящая ломка и переоценка ценностей. Работы Сергея Соловьева были очень далеки от общепринятых идеологических канонов, их поддавали беспощадной критике, но именно эти картины были удостоены самых высоких наград зарубежных фестивалей.
Настоящий успех пришел к режиссеру Сергею Соловьеву после выхода на экраны его картины «Асса», хоть до этого у него уже было достаточно много успешных проектов.
Родился Сергей Соловьев 25 августа 1944 года в Карелии, в небольшом городке Кемь. Его отец – Александр Соловьев, военный, служил в СМЕРШе на Карельском фронте, мама Карелия Нифонтова была служащей. После победы, когда мальчику было всего полтора годика, отец получил новое назначение, и вместе с семьей отправился в Северную Корею, в качестве советника Ким Ир Сена. После завершения миссии в Пхеньяне, Соловьев привез семью на родину, только поселились они не в Кеми, а в Ленинграде. Сергею на то время уже исполнилось шесть лет, и он отправился в школу.
Он абсолютно ничем не выделялся среди своих одноклассников, иногда шалил, иногда прогуливал уроки. Его соседом по парте все десять школьных лет был Лев Додин, который спустя годы прославился как театральный режиссер.
Творческая биография Сергея Соловьева началась с того момента, когда он, прогуливаясь по Невскому проспекту, случайно встретился с режиссером БДТ Игорем Владимировым. Мальчику тогда исполнилось 14, и именно таких подростков искал режиссер для участия в спектакле «Дали неоглядные». Соловьев дал согласие, и вскоре получил эту роль. Начинающий артист находился на сцене в окружении популярных артистов театра, и ему это очень нравилось. Руководитель театра Георгий Товстоногов говорил Сергею, что его ждет блестящая актерская карьера.
Однажды в кинотеатре Сергей попал на сеанс, где демонстрировалась картина «Летят журавли». Он был в полном восторге от увиденного, и уже не думал об актерском будущем. Ему захотелось самому снимать хорошее кино.
Товстоногов пытался отговорить юное дарование, но Соловьев остался непреклонным, и после окончания школы он поступил на режиссерский факультет ВГИКа. Ему повезло, он попал в мастерскую к Михаилу Ромму. На втором году обучения Соловьев стал автором сценария к документальной ленте «Взгляните на лицо». В 1963-м этот фильм попал на фестиваль в Лейпциге, и привез оттуда наивысшую награду. Сергею Соловьеву было всего девятнадцать.
После окончания учебы Соловьев получил диплом с отличием. Его дипломной работой стала постановка по произведению Юджина О’Нила и короткометражные картины для юмористического альманаха, в основу которых легли рассказы Чехова. Альманах зрители увидели в 1969-м, он назывался «Семейное счастье». В него вошли четыре новеллы, причем две из них снимал Соловьев. Для участия в съемках начинающий режиссер пригласил молодую актрису Екатерину Васильеву, и знаменитых Анатолия Папанова, Алису Фрейндлих и Вячеслава Тихонова.
Свой первый полный метр Сергей Соловьев снял в 1971-м. Картина получила название «Егор Булычев и другие», в роли главного героя снялся Михаил Ульянов. На роли других персонажей режиссер пригласил самых знаменитых артистов того времени.
В 1972 году вышла еще одна картина Соловьева под названием «Станционный смотритель». На этот раз главного героя сыграл Никита Михалков, автором сценария этого проекта, равно как и предыдущего, был сам Соловьев. Лента была представлена на Венецианском фестивале и Евровидении, и получила главные призы.
Следующий шедевр режиссера Соловьева назывался «Сто дней после детства». Этот проект тоже имел большой успех, режиссер был награжден главным призом «Берлинале» и Госпремией СССР. Роли главных героев в этой ленте достались Борису Токареву и Татьяне Друбич. После такого успеха Соловьев решил не останавливаться, и снять еще два фильма, которые вместе с предыдущим стали трилогией.
В 80-е зрители могли оценить еще две ленты режиссера Соловьева – «Спасатель» и «Наследница по прямой». За первую картину режиссер награжден дипломом венецианского фестиваля, за вторую – итальянского. Не отказывался Сергей и от совместных международных проектов. Картину «Мелодии белой ночи» он снял в партнерстве с японскими режиссерами, а ленту «Избранные» совместно с колумбийскими. В «Избранных» режиссер задействовал Татьяну Друбич, Леонида Филатова, Ампаро Грисалес.
Заметным событием в биографии режиссера Соловьева стала картина «Чужая Белая и Рябой», вышедшая в 1986 году. Автором сценария к этой ленте снова был Соловьев, причем написал он его всего за сутки. На студии «Мосфильм» режиссеру отказали в съемке, и он снимал его на «Казахфильме». Фильм удостоен специального приза Венецианского фестиваля.
В конце 80-х Соловьев получил должность руководителя творческого объединения «Круг» на «Мосфильме». Это давало ему возможность не согласовывать с чиновниками съемки своих картин, и не дожидаться их разрешения. Именно в эти годы и на этом объединении снимались лучшие картины режиссера Сергея Соловьева.
Он получил звание культового режиссера после того, как на экраны вышла трилогия «Три песни о Родине». Первая картина этой трилогии получила название «Асса», и вышла на экраны в 1987-м. На роли главных персонажей режиссер пригласил Александра Абдулова и Татьяну Друбич. Фильм был награжден специальным призом испанского фестиваля. Музыку, звучащую в ленте, записали группы «Браво», «Аквариум», «Кино».
Второй фильм трилогии режиссер назвал «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви». Он вышел в прокат в 1989 году. Третья часть называлась «Дом под звездным небом», и зрители увидели его спустя два года, в 1991-м. Сюжет трилогии переносит зрителя в перестроечный период, когда уже всем становится ясно, что развала страны не миновать.
В 90-х Сергей Соловьев много времени отдает театральной режиссуре. В те годы он сотрудничает с ВГИКом, Малым театром и театром на Таганке, где выходят его постановки «Три сестры», «Дядя Ваня», «Чайка». В начале нового века он снова взялся за съемки художественного кино, и выпустил мелодраму «Нежный возраст». Вместе с сыном Дмитрием они написали сценарий к этому фильму, кроме этого сын был задействован в роли ключевого персонажа.
Соловьев очень любит Чехова, поэтому периодически возвращается к экранизации его произведений. В 2004-м он снял картину «О любви», основанную на трех рассказах Антона Павловича. Роли главных героев снова достались Абдулову и Друбич.
В 2009-м Соловьев выпустил еще одну экранизацию классического произведения – «Анна Каренина». Роль Анны блестяще воплотила на экране Татьяна Друбич, ее супруга сыграл Олег Янковский, который не дожил до ее премьеры. В 2010 году Соловьев занялся созданием сиквела картины «Асса», спустя год предложил на суд зрителей молодежный проект «Одноклассники». По мнению критиков, эта лента была той же «Ассой», только в наши дни.
Сценарий к этой ленте Соловьев написал в соавторстве с Софьей Карпуниной, она же сыграла одну из главных ролей вместе с Константином Крюковым и Аристархом Венесом. Роль мамы главного героя «Батона», воплощенного на экране Крюковым, сыграла его настоящая мама – Алена Бондарчук. Это был последний фильм в ее жизни.
Кроме режиссерской деятельности, Сергей Соловьев пишет книги, в частности о теории кинематографа. Он преподает на режиссерском факультете в родном ВГИКе, и совсем недавно издал свою биографию в двух томах. Это сочинение больше похоже на роман, чем на мемуары пожилого человека.
Первый раз Сергей Соловьев женился на актрисе Екатерине Васильевой. Катя была очень симпатичная, огненно-рыжая, смелая и талантливая девушка, он влюбился с первого взгляда, но подойти не решался. Только рассказывал своему другу Эдуарду Володарскому, как сильно он любит свою однокурсницу. Эдуард долго не думал, и рассказал Кате о чувствах влюбленного Соловьева. Девушка через того же Эдуарда передала Соловьеву свое согласие на брак. Они расписались, будучи студентами второго курса, но их брак вскоре распался. Однако им удалось сохранить нормальные отношения, которые они поддерживают и сейчас.
Второй раз Соловьев женился на Марианне Кушнеровой, с которой он познакомился на съемках картины «Станционный смотритель» В 1974-м у них родился сын Дмитрий.
Очень долго режиссер был неравнодушен к Татьяне Друбич, с которой он впервые встретился на съемочной площадке фильма «Сто дней после детства». Он был вдвое старше ее – ему тридцать, ей четырнадцать. В то время он был женат на Марианне, у него подрастал ребенок. После того, как их связь стала достоянием общественности, разразился настоящий скандал, ведь девочка была несовершеннолетней, а за это можно запросто оказаться за решеткой.
Марианна жаловалась на неверного супруга во все органы власти, но Соловьев и не думал расставаться с Татьяной. Подать на развод и жениться на Друбич он решил, когда ей исполнилось двадцать три. Они поженились, и в 1984-м стали родителями дочери Анны. В законном браке супруги прожили пять лет, потом развелись, но еще долгое время жили вместе.
В 2016-м Сергей Соловьев снял картину «Ке-ды», автором сценария к которой был писатель Андрей Геласимов. Роль главного героя в этой ленте сыграл рэпер Баста, премьера прошла в клубе «Газгольдер». Летом того же года лента транслировалась на открытии Московского кинофестиваля. Автором музыкального сопровождения к этой ленте стала дочь Сергея Соловьева – Анна.
Февраль 2018-го стал самым печальным в личной жизни режиссера. Умер его сын Дмитрий Соловьев, которому было всего сорок три года. Летальный исход вызвал панкреатит, который обострился после перенесенного гриппа.
Комментарии
Замечательный профессионал, люблю все его фильмы! Дай бог ему здоровья дальше творить!
Обожаю его "Ассу", но Абдулов там не снимался.
хорошо знала его , когда училась в школе
очень нравится а особенно его фильмы
Очень нравится! К сожалению, уходят наши любимые последние таланты!Жаль..Скорбим..