Ян Френкель — биография
Ян Френкель – известный в СССР композитор-песенник, скрипач, певец, пианист, гитарист, актер. В 1982 году получил Государственную премию СССР, в 1989-м удостоился звания Народного артиста СССР.
Если бы Ян Френкель стал автором всего лишь трех песен – «Журавли», «Калина красная» и «Русское поле», он обеспечил бы себе всенародную любовь на долгие годы. Но он оставил после себя куда более выдающееся творческое наследие – свыше трех сотен композиций, множество инструментальных сочинений, музыку к семи десяткам картин, мультипликационных фильмов, радио и телевизионных программ. В памяти тех, кто знал Яна близко, он остался теплым и душевным человеком. Феномен его песен пытались разгадать многие критики. Им было невдомек, как этим мелодиям – незамысловатым и простым, удается так глубоко проникать в душу, и почему их можно слушать до бесконечности.
Детство и юность
Родился Ян Френкель 21 ноября 1920 года в городе Пологи Запорожской области Украины. Он получил свое имя в честь революционера из Эстонии Яна Томпа, которого отец мальчика считал образцом для подражания.
Отец Яна – Абрам Френкель, еврей по национальности, работал парикмахером. В семье музыку любили все, особенно отец, неплохо владеющий скрипкой. Он очень поздно овладел этим инструментом, понял, что профессионала из него не получится. Поэтому все свои надежды возлагал на сына. И хоть мальчик родился слабым, в четыре года отец уже вручил Яну скрипку и дал первые уроки игры на инструменте. При рождении вокруг шеи мальчика была обвита пуповина, и это привело к тому, что Ян имел проблемы с легкими. Доктора рекомендовали мальчишке меньше нагружать сердечко, а занятия музыкой как раз удерживали его дома.
Манера обучения у отца оказалась довольно своеобразной. В одной комнате он стриг своих клиентов, а в другой, за слегка прикрытой дверью, занимался Ян. Если мальчик брал фальшивую ноту, отец просил прощения у клиента, прерывал стрижку, шел в соседнюю комнату к сыну, и отвешивал ему увесистую оплеуху.
По причине слабого здоровья Ян часто лежал в больнице или находился в санатории. Но это не стало помехой для занятий музыкой. Когда мальчику исполнилось 13, семья перебралась в Киев, и Яна приняли в музыкальную школу, причем без вступительных испытаний и сразу в третий класс.
После окончания школы в 1938 году Ян Френкель стал студентом Киевской Государственной консерватории им.Чайковского. Класс скрипки вел у него Яков Магазинер, класс композиции – Борис Лятошинский. Окончить консерваторию не удалось – началась война.
Музыкант на войне
На самом деле есть сведения, что фактический год рождения Яна Френкеля не 1920-й, как указано в официальных источниках, а 1925-й. Молодой человек сам прибавил себе лет, для того, чтобы попасть на фронт. Так в те годы делали многие подростки, но не у всех получалось обмануть призывную комиссию. К Френкелю вопросов не возникло, он выглядел старше своих лет, и в шестнадцать ему спокойно можно было дать 21 год. С тех пор официальным годом рождения поэта так и остался 1920-й.
Френкелю удалось добиться, чтобы его приняли курсантом Оренбургского зенитного училища. Параллельно с учебой, Ян играл в оркестре кинотеатра «Аврора», куда его взяли скрипачом. После окончания училища он попал в действующую армию, воевал с 1942 года по 1943-й. Получил тяжелое ранение, в 1943 году попал в госпиталь, долго лечился. После выписки из госпиталя Френкель попал во фронтовой театр, он играл на многих инструментах – скрипка, аккордеон, рояль, все это оказалось под силу молодому музыканту. Кроме этого, Ян сочинял собственные песни. Можно сказать, что творческая биография композитора началась с композиции «Шел пилот по переулку», написанная как раз в те годы. На фронте он не только начал строить свою музыкальную карьеру, но встретил девушку, которая изменила его личную жизнь.
Расцвет карьеры
После победы Ян Френкель переехал в Москву, где продолжил заниматься любимым делом. В те годы мало кто интересовался национальностью композитора, как впрочем, и его реальным возрастом. Френкель занимался обработкой популярных мелодий, исполнял их в самых престижных ресторанах столицы. Ян выполнял черновую работу – переписывал партитуру членам советского Союза композиторов, выполнял аранжировки их произведений. Постепенно музыкант обзаводился нужными связями в музыкальном мире, и это помогло ему познакомиться с выдающимися поэтами тех лет, стихи которых часто ложились на музыку.
Френкель писал песни на стихи Роберта Рождественского и Михаила Танича, Инны Гофф и Константина Ваншенкина. Прошло немного времени, и эти композиции превратились в популярные шлягеры. Карьера Френкеля постепенно шла вверх, и у него, как и у многих талантливых людей, появились завистники. Однажды над ним нависла угроза исключения из Союза композиторов СССР, и если бы не вмешательство Дмитрия Шостаковича, неизвестно, чем бы все закончилось. Шостакович похвалил одну из композиций Френкеля, и после этого завистники поубавили свой пыл.
Большинство из своих песен Ян написал дома, в тесной комнатушке коммуналки, где ютился с семьей. Когда приходила мелодия, музыкант выскакивал в общий коридор, хватал телефон и начинал напевать в трубку то, что вскоре должно было стать шлягером. Он не обращал внимания на плач детей, ругань соседей, в такие моменты все переставало существовать, все, кроме музыки. Именно таким образом родились лучшие композиции Френкеля – «Калина красная», «Кто-то теряет, кто-то находит», «Я спешу, извините меня».
В семидесятые годы авторитет Френкеля еще более укрепился. Тогда объявили конкурс на лучшую версию гимна Советского Союза, и Ян его выиграл, несмотря на то, что в конкурсе участвовали лучшие композиторы СССР. Комиссия, которая определила победителя конкурса, работала под руководством Дмитрия Шостаковича, однажды уже спасшего Френкеля от исключения из Союза композиторов.
В 70-х раскрылся еще один талант Френкеля, он проявил себя непревзойденным аранжировщиком. Каким-то невероятным чутьем ему удавалось так подобрать музыку к картине, что она врезалась в память мгновенно и на годы. Вскоре к нему уже выстроилась очередь из кинорежиссеров, мечтающих, чтобы именно Френкель подобрал музыку к их лентам. За всю свою творческую биографию Ян Френкель работал над созданием свыше шестидесяти картин.
Когда у Френкеля появилась возможность сняться в кино, он не отказался от такого подарка судьбы. Ему посчастливилось сниматься в четырех картинах, правда, все роли композитора были эпизодическими. Самый запоминающийся герой Яна – гарсон по имени Луи-Леонид в ленте «Корона Российской империи». Это только одна из картин серии о неуловимых мстителях, где буквально в каждом кадре звучит музыка Френкеля. Специально для этой ленты композитор написал несколько песен – «Песню Яшки-цыгана», «Погоню», «Русское поле».
Френкель поддерживал дружеские отношения не только с другими композиторами и поэтами-песенниками, среди его друзей было немало и актеров. Ян много лет дружил с Андреем Мироновым, который исполнял его композиции в разных фильмах. Сохранились многочисленные снимки, на которых запечатлены эти два талантливых человека.
Ян Френкель стал автором музыки не только для эстрады и киноиндустрии. Не обделил композитор своим вниманием и детей, его мелодии звучат во множестве мультипликационных фильмов. Дебютом стал мультфильм 1962 года, последний раз музыка выдающегося композитора была использована в мультфильме 1986 года. Под мелодии Френкеля выходили на сцену Мария Миронова и Александр Менакер, комический дуэт Тарапуньки и Штепселя. Музыка известного композитора звучала и в нескольких телевизионных спектаклях.
Достичь таких высот в качестве кинематографического композитора Френкелю помог его врожденный тонкий вкус и любовь к художественной книге. Из любой командировки и творческой поездки Ян старался привезти хоть одну редкую книгу. За много лет библиотека приобрела внушительные размеры. Френкель мог работать в любую погоду, он не боялся выходить на сцену ни в дождь, ни в снег, даже когда отсутствовало освещение и отопление. Однажды Яну пришлось смириться с тем, что часть стены дома необходимо разобрать, иначе вынести из него рояль не представлялось возможным.
«Журавли»
Самая известная мелодия Яна Френеля – «Журавли». Первый раз ее исполнил известный певец Марк Бернес. Эта песня стала последней и в жизни, и в музыкальной карьере выдающегося исполнителя. Спустя месяц, после того, как записали «Журавлей», Бернес умер.
Френкель написал эту композицию в 1968-м. Стихи принадлежат перу Расула Гамзатова, перевод на русский осуществил Наум Гребнев. Популярность композиции не уменьшается, кажется, наоборот, ее любят все больше и больше. Свыше сорока пяти лет она звучит в сборниках лучших песен о войне. После того, как песня прозвучала в эфире, журавли символизируют погибших на войне солдат. В разных городах по всему миру есть мемориальные комплексы, где главный элемент композиции именно эти гордые птицы.
Песня стала настолько популярной, что грозила композитору большими неприятностями. На него посыпались анонимные жалобы, одна из которых попала даже в Политбюро ЦК КПСС. Френкель чудом избежал проблем, а все благодаря личному вмешательству Леонида Брежнева.
Композиция «Журавли» в разные годы звучала в исполнении известных отечественных и зарубежных исполнителей – Марка Бернеса, Олега Погудина, Бояна Кодрича, Валерия Леонтьева, Дмитрия Хворостовского, Алсу, Германа Ван Вена, Марка Олмонда и Елены Ваенги.
Личная жизнь
Свою будущую жену – Наталью Лорис-Меликову, Френкель встретил на фронте. Влюбленные поженились, и вскоре супруга подарила Френкелю дочку Нину. Семья занимала крохотную комнатушку коммуналки, в которую Ян заселился после победы, в 1946-м. В 1980 году Нина уехала в Италию, где проживает и сейчас. Она родила сына и назвала его в честь отца – Ян.
Внук продолжил дело своего дедушки, он музыкант. Он преподает фортепиано в колледже Коннектикута, руководит объединенным джазово-духовым оркестром этого колледжа и в Академии береговой охраны Соединенных Штатов Америки.
После коммунальной квартиры семья переселилась на улицу Новоалексеевскую, а незадолго до смерти композитор жил на улице Готвальда (теперь улица Чаянова). В декабре 2000-го на этом доме установили мемориальную доску.
Смерть
Проблемы со здоровьем начались у Френкеля в конце 80-х. Он обратился в больницу, где медики диагностировали онкологическое заболевание. Лечение не давало эффекта, рак прогрессировал стремительно. Плохое самочувствие часто укладывало Яна Френкеля на больничную койку. Уставший и измученный болезнью композитор летом 1989 года решил отправиться к морю. Вместе с семьей он отправился в Ригу, где и скончался 25 августа того же года. Тело покойного доставили в столицу на специальном автомобиле.
Местом упокоения композитора выбрали Новодевичье кладбище. Во время похорон Яна Френкеля звучал не траурный марш, а его любимые «Журавли». Поминки по усопшему провели в зале ресторана Всероссийского театрального общества. Проводить Френкеля в последний путь пришли поклонники композитора, коллеги, друзья. Супруга композитора пережила его всего на несколько лет, она скончалась в 90-х.