Юрий Казаков — биография
Юрий Павлович Казаков — прозаик, русский писатель, драматург, сценарист. Является представителем советской малой повествовательной прозы.
Юрий Казаков начинает свою литературную деятельность в период, который впоследствии назвали «оттепелью», и стал представителем «шестидесятников». Он имел традиционные жизненные позиции, его интересовала старина, а современный уклад жизни являлся для него «сомнительной новью». Он часто слышал обвинения в свой адрес о том, что идеализирует прошлое и преклоняется перед эмигрантами, например, Буниным. Он чувствовал родство с Лермонтовым и Толстым очень любил произведения Чехова и Пришвина, перенимал у них мастерство слова и духовную проблематику. Дмитрий Быков же отзывался о нём как о грубияне, который ругается бранными словами.
Детство и юность
Юрий Павлович родился в 1927 году, 8 августа в Москве. Семья жила в маленькой комнатушке, не более 15-ти метров, которая находилась в коммунальной квартире, в доме №30, который располагался на Арбате.
Его родители перебрались в Москву из Смоленщины. Они были выходцами из крестьян. У них в семье было предание, что его прабабушка была хороша собой, и её взял к себе в дом прислугой князь Мещерский, который затем соблазнил девушку. Если история правдива, то Юрий Казаков является родственником Николаю Карамзину.
Отца прозаика звали Павел Гаврилович. Перебравшись в Москву, он начал свою трудовую деятельность работая учеником наборщика, но потом он сменил специальность и стал плотником. Мужчиной он был покладистый и рукастый, но имел пагубную привычку выпивать.
В начале 30-х годов, его высылают на три года из столицы. Он селится в Вятской губернии, причиной ссылки стал его пьяный разговор, о бунте, который имел место быть на Тамбовщине. По окончанию войны он живёт в Солге, который находился в Архангельской области. Это был небольшой посёлок при железнодорожной станции. Свою жену и сына, которые остались в Москве навещал нечасто.
Мать писателя звали Устинья Андреевна, ещё до революции она работала нянечкой в богатых семьях, потом на заводе, была подсобницей. А затем женщина выучилась на медицинскую сестру. В семье она была за главного. Устина Андреевна приютила свою осиротевшую племянницу, и все они проживали в комнатке на Арбате.
Ещё в раннем детстве Юра стал увлекаться музыкой. Он без особых усилий мог сыграть на балалайке услышанную по радио песню, а ещё он освоил баян. Устинья Андреевна гордилась своим сыном и поощряла это пристрастие. А вот к его увлечению чтением относилась настороженно, а сочинительство и вовсе для неё была пустая трата времени. Юрий любил читать, и проводил много времени в библиотеках и читальных залах. Особой любовью у ребёнка пользовались книги где речь шла об охоте, повзрослев, охота стала его единственным увлечением и страстью.
В тяжелое военное время Устинья Андреевна и Юра брались за любую работу: очищали ото льда Крымский мост, выгружали картофель и капусту с барж. Юра, как и многие дети Москвы, на крышах тушил «зажигалки». Бомба разорвавшиеся недалеко от него, контузила ребёнка, и на всю жизнь он остался заикой. Но Игорь Кузьмичёв, в своей документальной повести «Жизнь Юрия Казакова», описал другие события, вызвавшие у Казакова заикание. Он пишет, что в шестилетнем возрасте, когда они с матерью провожали отца в ссылку он испугался злой собаки.
С 15-ти летнего возраста, в 1942 году Юра отправляется учиться в музыкальную школу. Он поступает в класс виолончелистов, но позднее переходит в класс контрабаса, где требовалась меньшая гибкость пальцев. В 1944 году он становится студентом Московского архитектурно-строительного техникума, но бросает его, и в 1946 году поступает в музыкальном училище имени Гнесиных.
Муза Казакова, Марина Литвинова, утверждала, что Юрий Павлович не закончил даже школу, а свой аттестат он приобрёл на рынке в Мытищах. По окончании музыкального училища он поступает контрабасистом в оркестр Театра имени Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. Имел подработки и в джазовых коллективах и газетах. Но вскоре он понимает, что музыка не его стезя. И в 1952 году пишет заявление на увольнения из театра. На следующий год он поступает в Литературный институт имени Горького, пройдя конкурс более 100 человек на одно место.
Творчество
Самыми ранними работами Казакова, которые сохранились в архиве считается стихи и проза, короткие очерки для газеты «Советский спорт». Но первой публикацией стала небольшая пьеса, под названием «Новый станок». Её напечатали в сборнике в 1952 году. В дальнейшем автор писал в основном рассказы и небольшие повести.
Одними из самых популярных произведений, которые пользовались любовью у читателей стали новеллы «Тихое утро», «Арктур — гончий пес», речь в которой идёт о слепой собаке, и в 1955 году по этой новелле сняли телеспектакль. Интересно написанные охотничьи рассказы обращали на себя внимание читателей и критиков.
В поисках ответов на свои вопросы он много ездит по стране. Особенно его влечёт Русский Север. Первозданный и самобытный уклад жизни, который он там наблюдает даёт ему вдохновение на написание новых произведений. Вольная лесная жизнь сподвигла писателя на написание северных рассказов. В 1957 году Юрий Павлович напишет «Никишкины рассказы», «Поморка», «Манька», все они просто пронизаны безысходностью.
На протяжении 10 лет с 1960 года по1972 год, Казаков писал «Северный дневник», в нём он описывал исторические портреты поморов. Посещая Кольский полуостров, Карелию, двигаясь вдоль побережья Ледовитого океана, Мурманска и Соловков, писатель буквально впитывал в себя пейзажи и портреты простых рыбаков и охотников. А затем пополнял свой дневник новыми повестями. В 1961 году он напишет рассказ о драматичной судьбе поморов «Нестор и Кир», в 1966 году про Соловецкий монастырь, превращенный в 1920-е годы в концлагерь «Соловецкие мечтания». Одним из последних произведений этого цикла стала повесть «Мальчик из снежной ямы», которая рассказывает о жизни ненецкого художника-самородка Тыко Вылки, эту повесть он писал с 1972-1976 год.
Юрий Павлович достигает вершины в своём жанре. Премия, которой награждал журнал «Новый мир» писателей за лучший рассказ, носит имя писателя Юрия Казакова. В 1964 году он участвует в создании коллективного детектива «Смеётся тот, кто смеётся».
В 1967 году Казаков отправляется во Францию. Там он собирает материал о своём любимом писателе Иване Бунине. Но написание большого произведения было ему не под силу, эта задумка осталась нереализованной.
Личная жизнь
Учась в институте, Юрий сблизился с Тамарой Жирмунской, но девушка в 1963 году предпочла ему сценариста и режиссёра Павла Сиркеса. А затем у него завязался роман с Мариной Литвиновой, который продолжался в течении пяти лет. Она вдохновляла писателя. Его любовь к этой женщине нашла отражение в его творчестве. Он посвятил ей рассказы «Двое в декабре» и «Розовые туфли».
Он вместе с ней путешествовал по Северу, вместе придумывали сюжеты рассказов, но в итоге расстались. А через шесть месяцев он вновь встретился с Мариной и предложил ей стать супругой, иначе он женится на другой, но тоже хорошей девушке. Литвинова согласилась, но только при условии, что он вылечится от алкоголизма.
Ещё во времена, когда они совершали совместные поездки, она заметила за Козаковым пристрастие к спиртным напиткам. Мать Юрия такое заявление разозлило, она даже воспользовалась старинным приворотом, и завязала тряпку на ручке двери, чтобы отвадить неугодную невестку.
И Юрий Павлович женится на той самой девушке, которую звали Тамара Михайловна Судник. В 1967 году у супругов родился сын Алексей. Рождения ребёнка вылилось в написание самых пронзительных рассказов «Свечечка» и «Во сне ты горько плакал».
Но семейная жизнь дала трещину. Алексей родился слабым болезненным ребёнком. Денег катастрофически не хватало. Необходимые лекарства стоили дорого. К тому же нужны были продукты и конечно выпивка. Вскоре Тамара забирает ребёнка и уходит от него. Но позднее она Алешу отдаст прабабушке, которая проживала в Минске.
В начале осени 1969 года у Юрия Павловича был сердечный приступ, который спровоцировал микроинфаркт. Здоровье писателя здорово пошатнулось. Переживания от расставания не прошли бесследно. Он с Тамарой ещё не однократно пытался сойтись, но семью объединить уже не удалось.
Казакова некоторые его коллеги характеризовали как «наглого, скучного, скупого и самовлюблённого жлоба», эти слова принадлежат Станиславу Рассадину. Но судить Казакова по мнению меньшинства не стоит. Юрий Павлович помог не одному человеку. Он спас жизнь Евгению Евтушенко, который хотел совершить самоубийство после скандала с Никитой Хрущёвым. Так же он оказывал поддержку Андрею Вознесенскому и Юрию Трифонову.
Последние годы и смерть
Последние годы жизни Юрий Казаков провел в уединении, в своём доме в Абрамцеве. Он завершил перевод, который ещё начинал в 1964 году, трёхтомной эпопеи Нурпеисова «Кровь и пот». Писал для детей рассказы в журнал «Мурзилка». Выпустил несколько книжек для маленьких читателей: «Тропики на печке», «Красная птица», «Как я строил дом».
В 1981 году он участвует в постановке картины «Великий самоед», которая снимается по его повести «Мальчик из снежной ямы». Режиссером этого фильма стал Аркадий Кордон. Фильм вышел на экраны в 1982 году.
29 ноября 1982 года Юрия Павловича не стало. Он умер на 65 году жизни в московском госпитале. Причиной смерти назвали диабетический криз и инсульт, которые мог вызвать алкоголизм. Его похоронили на Ваганьковском кладбище.
В 1999 году Аркадий Кордон снимает биографический фильм «Послушай, не идет ли дождь…», главную роль, писателя, исполнил Алексей Петренко.
Произведения
- Тихое утро
- Голубое и зелёное
- Тедди
- Арктур — гончий пес
- Манька
- На полустанке
- Вон бежит собака
- Запах хлеба
- По дороге
- Ночлег
- Плачу и рыдаю
- Проклятый Север
- Двое в декабре
- Осень в дубовых лесах
- Северный дневник
- Во сне ты горько плакал
- Оленьи рога
- Поедемте в Лопшеньгу
- Две ночи
- Снова вспомни Ленинград
- Долгие крики