Зинаида Шарко – народная актриса РСФСР, сыгравшая много ролей в знаковых спектаклях Большого драматического театра, а также в известных кинофильмах.
Зинаида Максимовна Шарко – советская актриса, известная любителям кино и театра по сотне ролей. Была ведущей актрисой Большого драмтеатра (БДТ), где сыграла в легендарных спектаклях «Три сестры» и «Пять вечеров». Кинозрители знают ее по фильму «Долгие проводы».
Мама Зинаиды Шарко были казачкой, а папа – пожарником. Девочка родилась в Ростове-на-Дону в 1929 г. А спустя некоторое время семья перебралась в Чебоксары. Впервые Зина почувствовала себя актрисой в 5 лет, читая поэму «Ежовые рукавицы» вместе с отцом, когда они вдвоем участвовали в самодеятельности. В 8 лет ей уже доверили роль Золушки, а через год она сыграла Царевну-Лебедь. Девочка оказалась очень талантливой артисткой, поэтому ей доставались в спектаклях ведущие роли. Она хорошо пела, и в спектакле-опере «Волк и 7 козлят» ей отдали партию Козы.
Поступив в 12 лет в Детский ансамбль при Доме пионеров, она вместе с ним выступала перед бойцами Красной Армии, которые были ранены в боях. Медаль «За доблестный труд в ВОВ» стал ее первой и самой ценной наградой. Зина тоже рвалась на фронт, но ее мечте о поступлении в торпедное училище сбыться не удалось.
Зина закончила Чебоксарскую школу в 1947-м году с отличием и засобиралась поступать во МХАТ. Но родители были категорически против поступления в театральный, поэтому девушка уехала из дома со скандалом.
Приехав в Москву и увидев секретаршу, сидевшую в приемной МХАТа и жующую соленый огурец, будущая актриса была возмущена настолько сильно, что даже передумала поступать в «оскверненный» храм искусства.
В результате Шарко стала учиться в Театральном институте Ленинграда, куда ее чудом приняли. Ее первым педагогом оказался Борис Зон, бывший в то время известным театральным режиссером.
После 3-х лет учебы Зинаиду направили на стажировку в Ленинградский областной театр, где она была замечена Лидией Атманаки, через которую позднее состоялось знакомство с Товстоноговым, определившим судьбу актрисы.
Творческая биография актрисы была очень непростой. В эстрадном театре при Ленконцерте, где она поработала еще студенткой, девушка познакомилась с Товстоноговым, будущим худруком БДТ. А на момент знакомства Георгий Александрович был худруком Ленкома. Он сначала пригласил Шарко в свой театр, но потом телеграммой сообщил ей, что работа в его театре пока откладывается.
Зинаиде пришлось устраиваться в театр им. Ленсовета, возглавляемый Н. Акимовым, с которым у девушки сложились напряженные отношения. Акимову не нравилась манера Шарко вживаться в роль, и она продержалась в этом театре всего два театральных сезона. Уже в период раннего творчества критики отмечали ее склонность к эксцентрике. Еще несколько лет она участвовала в спектаклях театра эстрады, которым руководила Лидия Атманаки.
Но самый удачный творческий период начался для актрисы в 1956 году, когда она начала работать в БДТ у Товстоногова. Сама Шарко называла период работы в этом театре – «33 года счастья». В первый же сезон она сыграла в 5-ти спектаклях, включая и нашумевшего «Эзопа». Зинаида Шарко была задействована во всех основных постановках театра: «Дядя Ваня», «Три сестры», «Идиот», «Дворянское гнездо» и еще во многих других известнейших спектаклях. В 70-х она стала играть возрастных героев, иногда гораздо старших, чем была сама. Сначала это были мамы и тети, к 80-м годам она стала играть бабушек, а в «Дяде Ване» сыграла роль старой няни.
Актриса проработала в театре до самой кончины великого режиссера в 1989 году. Но и после смерти Товстоногова она осталась в труппе, хотя испытывала огромное горе. С его кончиной закончился «золотой век» этого театра.
С уходом Товстоногова театр стал приходить в упадок. Главного режиссера не было 15 лет, а спектакли ставили случайные режиссеры. Старые спектакли уходили со сцены, количество ролей убавлялось. Но 2005-м известные, но уже немолодые актеры БДТ, включая и Шарко, поставили спектакль «Квартет». Его сюжет чем-то напоминал их собственные жизни. В 2006-м он был показан в Театре Сатиры, где зрители встретили его 10-минутной овацией.
Из-за недостатка ролей Шарко стала играть в антрепризных спектаклях. Самым успешным из них был спектакль «Старая дева», в котором она играла с Инной Чуриковой. С ним они много гастролировали по стране и даже выезжали за рубеж. Свою последнюю роль актриса сыграла в 2009-м. Это была Эржебет Орбан в «Кошках-мышках».
В кино актриса снималась не слишком часто, почему-то режиссеры считали ее не киногеничной. Первая дебютная роль была сыграна ей еще в 1954 году. Но она была настолько малозначимой, что Шарко даже не указали в титрах. В следующее десятилетие ей также доставались эпизодические роли в различных кинокартинах.
Первую большую роль она сыграла только в 1970-м в «Долгих проводах» К. Муратовой. Но фильм сразу же после выхода был отправлен на полку, где пролежал 16 лет. Картину удалось увидеть немногим. Судьба героини фильма в чем-то была похожа на судьбу самой Шарко. Ее взаимоотношения с собственным сыном складывались аналогичным образом. Сын Иван на премьере расплакался, узнав в экранном герое себя и увидев свои взаимоотношения с матерью со стороны.
Хотя Шарко снималась немного, ее героини были узнаваемы. Например, блестяще сыгранная ею роль Анарды в «Собаке на сене», где она показала и музыкальные навыки, самостоятельно исполнив романс своей героини. Но самой значимой оказалась роль в фильме «Луной был полон сад», где она сыграла вместе с Л. Дуровым и Н. Волковым. Хотя сам фильм был встречен зрителями и критиками неоднозначно, за свою роль Шарко была удостоена кинопремиями «Ника» и «Золотой овен». Премией отметили и весь актерский состав.
В студенческие годы Зинаида Шарко была очень привлекательной и вскружила голову многим своим сокурсникам. Первый брак ее был с начинающим режиссером Ленкома Игорем Владимировым, с которым они поженились в 1953 году. В этом браке у них родился сын Иван. 4 года, начиная с 1956-го супруги работали вместе в БДТ. Шарко была актрисой, а ее муж – режиссером-стажером.
Актриса играла в спектаклях, которые ставил ее муж, но в 1960-м брак распался. Сыну на тот момент еще не исполнилось даже 5-ти лет. Иван тянулся к отцу, а мать мучилась ревностью по этому поводу. Такие сложные взаимоотношения с сыном позволили ей сыграть в кино одну из самых удачных ролей. Владимиров сразу же женился на Алисе Фрейндлих, и обе актрисы возненавидели друг друга.
А через год Шарко вышла замуж во второй раз. Сергей Юрский был ее коллегой, и этот творческий союз продержался тоже 7 лет, как и первый брак актрисы. Больше уже Шарко замуж не выходила и не стремилась устроить свою личную жизнь, хотя привлекала внимание мужчин своим неповторимым стилем, тщательно подбирая одежду и аксессуары.
Ни внуки, ни правнуки, наследники единственного сына Ивана, не пошли по стопам бабушки и не стали актерами. Актриса была этим очень довольна, потому что считала актерскую профессию зависимой и унизительной.
А вот сам Иван, хотя и не является актером, все-таки тесно связан с театром, занимаясь костюмами и декорациями для спектаклей. По его рассказам, отношения с матерью были непростыми, даже на старости лет она не захотела переезжать к сыну, хотя к этому моменту их отношения наладились. Помирилась она и с Алисой Фрейндлих, сыграв вместе с ней в «Квартете» (2005 г.) В 2014-м актриса издала свои мемуары, выпустив книгу «Мои анкетные данные». В конце жизни З. Шарко долго болела, перенесла тяжелую операцию и умерла в 2016-м. Похоронили ее на Большеохтинском кладбище «Северной столицы».
Биография Зинаиды Шарко легла в основу документального фильма «В гордом одиночестве», снятом на основе нескольких интервью с актрисой.
Звание народной артистки РСФСР ей присвоили в 1960-м, а в 1980-м она стала народной. Помимо «Ники» и «Золотого софита» она была неоднократно награждена «Золотой маской». Было много также других регалий и наград, с которыми актриса любила фотографироваться.
Комментарии
Простите,но почему под портретом дата рождения и смерти одинаковая?
Исправлено
Гениальная актриса
Блестяще сыграна роль бабы Дуси в сериале "Бандитский Петербург 2"(2000г.) Яркая и запоминающаяся актриса, хотя с ролями в кино ей не особо везло...
в образ входит мгновенно и как никто другая! не повезло с лицом. патологически ранние глубокие морщины-борозды. на сцене не так заметно, а в кино очень. очень интересная актриса, неповторимая!!!