Корней Чуковский – известный русский поэт, публицист, критик, литературовед, переводчик. Отец писателей Николая и Лидии Чуковских. Тиражи его книг по-прежнему бьют все рекорды, только в 2017-м из печати вышло два миллиона экземпляров.
Корней Чуковский прожил долгую жизнь, почти 90 лет, семьдесят из которых занимался литературной деятельностью. Доктор наук, герой труда, но для детишек всей страны он стал просто дедушкой Корнеем. Добрый веселый сказочник с одной стороны и самый недооцененный литератор Серебряного века с другой. Из-под его пера вышли не только произведения для детей – стихи и сказки, но и критические статьи. Только благодаря долгой кропотливой работе исследователей, творчество Чуковского предстало совсем в другом свете. Сейчас произведениями известного поэта зачитываются не только представители старшего поколения, все детишки растут на его «Айболите», «Мухе-Цокотухе», «Мойдодыре».
Настоящее имя прославленного литератора – Николай Корнейчуков (псевдоним Корней Чуковский он придумает позже, и официально перейдет на эту фамилию). Поэт родился в Петербурге 31 марта 1882 года. Мама Николая, украинская крестьянка Екатерина Осиповна, работала прислугой у известного доктора Соломона Левенсона. У нее случился роман с сыном хозяина – Эммануилом, от которого она сразу родила дочку Марию в 1879 году, а позже и сына Николая.
Общественность в те годы серьезно порицала отношения представителей благородных семейств с простолюдинами, но это не помешало влюбленным прожить в гражданском браке семь лет. Отец Эммануила категорически отказывался принимать в свою семью крестьянку, не признавал детей, рожденных вне брака. У него не дрогнуло сердце, когда он буквально выгнал на улицу несостоявшуюся невестку и двух малышей. Шел 1885 год, Марии исполнилось 6 лет, Николаю всего три. Эммануил Левенсон расстался с незаконной супругой, взял в жены врача Клару Рабинович, и перебрался в Баку. У него появилось собственное «Первое типографское товарищество». А Екатерина не имела средств на съем отдельного жилья, поэтому уехала в Одессу, где жили ее родственники. Спустя много лет Чуковский издаст свою автобиографическую повесть под названием «Серебряный герб», где откровенно признается, что так и не смог полюбить этот красивый южный город.
Уже в раннем возрасте Николай узнал, что такое нищета и разруха. Мама пыталась дать детям все самое необходимое, и ради этого трудилась, не покладая рук. Она зарабатывала стиркой и глажкой, шила на дому, однако денег все равно не хватало.
В пятилетнем возрасте Николай пошел в детсад мадам Бехтеевой, о котором у него останутся самые приятные воспоминания. Он писал, что именно в детском саду познакомился с Володей Жаботинским, будущим национальным героем Израиля. Потом мальчик поступил во вторую одесскую гимназию, где учился вместе с Борисом Житковым, будущим писателем и путешественником. Но доучиться в гимназии Корнейчукову не довелось. Согласно «Циркуляру о кухаркиных детях», изданному министром просвещения И. Деляновым, директора гимназий не могли принимать на учебу детей «низшего сословия». Николай как раз и относился к таким детям, у него в метрике даже не был вписан отец. Причиной отчисления Корнейчукова из пятого класса гимназии стало его пролетарское происхождение.
Без дела он слоняться не привык, тем более, что семья по-прежнему остро нуждалась в деньгах, поэтому молодой человек не отказывался от любой работы. Николай работал разносчиком газет, чистил крыши, расклеивал афиши. Именно тогда у него проявился серьезный интерес к литературе, он любил приключенческие романы Дюма, читал труды Ницше и Энгельса, знал наизусть стихи Эдгара По.
Николай обладал феноменальной памятью, благодаря которой осилил английский язык по самоучителю Олендорфа. Молодой человек мог переводить любой текст сразу с листа, без единой запинки. Откуда ему было знать, что в этой книге вырваны страницы, где рассказывалось о правильном произношении английских слов. Он считал свой английский совершенным, и каково было удивление писателя, когда он побывал в Англии, и понял, что его абсолютно не понимают.
Творческая биография Корнейчукова стартовала в 1901 году с философского опуса, написанного под впечатлением от произведений любимых писателей. Николай отдал свой труд Владимиру Жаботинскому, и тот, прочитав его до последней точки, решил, что это обязательно нужно напечатать. Он отнес работу друга в редакцию газеты «Одесские новости», и именно с этого момента начался отсчет литературной карьеры Чуковского, длившейся на протяжении семи десятков лет. Первая публикация принесла автору и первый гонорар — семь рублей, в те годы сумму достаточно приличную. На заработанные деньги Чуковский приоделся, у него появились приличные штаны и рубашка.
После двух лет работы в редакции газеты, Чуковского командировали в Лондон, как корреспондента этого издания. Целый год молодой человек занимался изучением зарубежной литературы, писал статьи, переписывал в музее каталоги. За этот год он напечатал почти девяносто своих работ.
Писатель проникся любовью к британскому эстетизму в такой мере, что ему захотелось сделать перевод произведений Киплинга и Уитмена на русский язык. Помимо этого, Николай редактировал первый четырехтомник произведений Оскара Уайльда. После этого в каждой семье, знающей толк в литературе, это издание стало настольной книгой.
Спустя четыре года, весной 1905-го, Корней Чуковский оставил солнечную Одессу (так и не ставшую ему родной), и вернулся в город, где родился – Санкт-Петербург. Молодому журналисту не пришлось долго искать работу, его приняли на должность корреспондента в издание «Театральна Россия». Каждый номер этой газеты пестрел отчетами и рецензиями Чуковского на прочитанные книги и просмотренные спектакли.
Певец Леонид Собинов оказал спонсорскую помощь Чуковскому, и тот начал заниматься выпуском журнала под названием «Сигнал». Издание специализировалось на политической сатире, в нем выходили заметки Федора Сологуба, Александра Куприна и Тэффи, сопровождавшиеся двусмысленными карикатурами. Правительству также не нравились статьи, критиковавшие внутреннюю и внешнюю политику, поэтому вскоре Чуковского арестовали. В защиту Чуковского наняли лучшего адвоката – Грузенберга, и тот добился, чтобы Николая оправдали. Не прошло и десяти дней, как Чуковский вышел из заключения.
На протяжении нескольких следующих лет писатель сотрудничал с такими известными изданиями, как «Нива» и «Весы», публиковался в газете «Речь», где откровенно высмеивал современных писателей. Эти труды позже выйдут в разных книгах – в 1908 году Чуковский издаст сборник «От Чехова до наших дней», 1914-м выйдет книга «Лица и маски», в 1922-м свет увидят «Футуристы».
Осенью 1906-го Корней Чуковский переедет на дачу Куоккале, расположенную на берегу Финского залива. Именно там он заведет новых знакомых – поэтов Алексея Толстого и Владимира Маяковского, художника Илью Репина. Позже воспоминания о событиях тех лет войдут в его мемуары «Репин. Горький. Маяковский. Брюсов. Воспоминания», которые литератор опубликует в 1940 году.
Одновременно с этим Чуковский занимался составлением рукописного юмористического альманаха, получившего название «Чукоккала». Он вышел в 1979 году с творческими автографами Николая Гумилева, Зинаиды Гиппиус, Александра Блока, Осипа Мандельштама, Герберта Уэлса. В 1916- м Корней Чуковский вместе с другими русскими журналистами снова побывал в Англии.
В Петербург Николай Корнейчуков вернулся в 1917 году. Максим Горький предложил ему возглавить детский отдел журнала «Парус», и публицист с радостью согласился. В этом издательстве выпускался альманах «Жар-птица», и у Чуковского появилась возможность попробовать свои силы в совершенно новом для себя качестве – сказочника. Он пишет такие известные произведения, как «Собачье царство», «Цыпленок», «Доктор».
Горькому очень понравилось написанное коллегой, поэтому он предложил Чуковскому написать еще что-нибудь в том же жанре, но уже для другого издания – журнала «Нива». Корней очень волновался, что у него не получится создать что-нибудь дельное, однако вдохновение его не оставило. Эти события происходили как раз накануне Октябрьской революции.
В то время у Чуковского заболел сын Коля, он вез мальчика с дачи домой, в Петербург. Писатель решил хоть как-то развлечь ребенка, и начал по дороге придумывать сказочный сюжет. Корней даже не думал прорабатывать сюжетную линию или героев повествования, чем быстрее чередовались события и образы, тем лучше. Главное, чтобы любимый сын отвлекся от болезни, не стонал и не плакал. Так с ходу Чуковский придумал своего «Крокодила», которого опубликовали в 1917 году.
После революции 17-го года, литератор много ездит по стране, читает лекции, публикуется в различных издательствах. В 20-30-е годы прошлого века он написал «Мойдодыра» и «Тараканище», работал над адаптацией текстов народных песен, чтобы они стали понятны детям, занимался выпуском сборников под названием «Рыжий и красный», «Скок-поскок». Одна за одной выходят десять сказок в стихотворной форме – «Муха-Цокотуха», «Путаница», «Чудо-дерево», «Бармалей», «Что сделала Мура», «Федорино горе», «Телефон», «Краденое солнце», «Айболит», «Топтыгин и лиса».
Чуковский буквально разрывался между издательствами, носил с собой корректуры, следил, как печатается каждая строчка его произведений. Сказки Корнея появились на страницах журналов «Ёж», «Новый Робинзон», «Воробей», «Чиж». Все складывалось наилучшим образом, Чуковскому и самому стало казаться, что он нашел свое призвание, и оно – в детских сказках.
Биография писателя резко изменилась после того, как Надежда Крупская, пламенная бездетная революционерка, написала критическую статью, в которой произведения Чуковского получили определение «буржуазная муть». Женщина пребывала в уверенности, что в каждой из работ литератора скрыт антиполитический посыл, что все они воспевают ложные идеалы.
После этой разгромной публикации к произведениям Чуковского стали относиться с большой предвзятостью. Наличие тайного смысла нашли в «Мухе-Цокотухе» — Комарик представлялся всем большим индивидуалистом, а Муха слишком легкомысленной. Сказка «Федорино горе» навязывала читателям мещанские ценности, «Мойдодыр» не прославлял коммунистическую партию, а «Тараканище» вообще воспринимался, как карикатура на Иосифа Сталина.
На Корнея Чуковского обрушились настоящие гонения, которые доводили его до глубокого отчаяния. Поэт начал постепенно привыкать к мысли, что в его произведениях никто не нуждается, они бесполезны. В конце 1929 года на страницах литературной газеты появилась публикация Чуковского, в которой он отрекается от всего, что было создано на протяжении многих лет. Литератор говорит, что готов внести конкретные изменения в свое творчество, и выпустить стихотворный сборник под названием «Веселая колхозия». Однако этим планам не суждено было сбыться.
В 1943 году Чуковский написал сказку «Одолеем Бармалея». Ее включили в антологию советской поэзии, но Сталин собственной рукой вычеркнул это произведение. Спустя два года Корней создал рассказ «Приключения Бибигона», который появился на страницах журнала «Мурзилка». Он часто звучал на радио, но вскоре и это произведение заклеймили, как «идеологически вредное», и его тоже запретили читать в эфире.
У Чуковского больше не было сил противостоять критикам и цензорам, поэтому он оставил сказочный жанр, и начал писать публицистику. В 1962-м вышла книга публициста под названием «Живой, как жизнь», где автор поднимает вопрос «болезней» русского языка. Увлекшись творчеством поэта Некрасова, Чуковский выпустил полное собрание его сочинений.
Любовь к сказочному жанру проявлялась у Чуковского не только в его произведениях, но и в реальной жизни. Он не боялся совершать смелые поступки, на которые у его современников просто не хватало духу. В 1961-м Корней где-то раздобыл повесть «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына. Чуковский написал на нее рецензию, подговорил коллегу – поэта Твардовского, и они сумели убедить Никиту Хрущева дать разрешение на публикацию этого произведения. Когда того же Твардовского объявили персоной нон грата, он нашел приют именно у Чуковского. Корней спрятал его на собственной даче в Переделкино.
В 1964-м «под замес» попал Иосиф Бродский. Чуковский и Маршак не побоялись реакции властей, обратились с просьбой в Центральный Комитет, и просили освободить своего коллегу. Корней Чуковский оставил после себя огромное литературное наследие, которое сохранилось не только в виде книг, но и в мультипликационных лентах.
Свою первую и единственную любовь Корней Чуковский встретил рано, он был тогда восемнадцатилетним юношей. Девушку звали Мария Гольдфельд. Ее родители – бухгалтер Арон-Бер Гольдфельд и его жена – домохозяйка Туба. Семья девушки так и не приняла Корнея, считалось, что ему не место рядом с девушкой из благородного семейства. Влюбленные не знали, как поступить, чтобы остаться вместе, несмотря на все запреты. Один из вариантов – побег из Одессы, которую не любили ни Мария, ни Корней. Молодые люди собирались отправиться на Кавказ, но на побег так и не решились. Они смогли обвенчаться только в 1903 году.
На торжество пришло много коллег новоиспеченного мужа, журналистов с букетами цветов. Но Корней нуждался не в цветах, а в деньгах, поэтому сразу после торжественной части он снял свою шапку, и обошел с ней всех, кто пришел их поздравить. На собранные средства молодоженам удалось отправиться в Англию, что они и сделали сразу после венчания. Мария пробыла там всего два месяца, когда стало известно о ее беременности, супруг отправил ее обратно, в Россию, а сам остался за границей.
2 июня 1904-го супруга телеграфировала Корнею, поздравила его с рождением сына. Этот день стал настоящим праздником в личной жизни литератора, он решил отметить его походом в цирк. После возвращения в Петербург, Чуковский много времени посещает критическим публикациям, и вскоре превращается в ведущего критика Северной столицы. Коллега Чуковского – Саша Чёрный, ехидно называл писателя Корней Белинский. На протяжении каких-то двух лет из вчерашнего провинциального журналиста получился прекрасный литератор, с мнением которого считался литературный и художественный бомонд.
Корней ездил по стране, читал лекции, а супруга в это время растила детей, которых в семье было уже трое – Лидия, Николай, Борис. В 1920-м родилась еще одна дочь публициста – Мария, Мурочка, как ее ласково называли дома. Ее не стало в 1931 году, девочка скончалась от туберкулеза. Именно она стала героиней детских рассказов и стихов Корнея Чуковского. В 1941-м младший сын Борис, инженер по образованию, возвращался из разведки, пропал без вести рядом с Бородинским полем. В победном 1945-м умерла любимая жена Мария. Старший сын Николай и дочь Лидия пошли по стопам отца, сделали отличную писательскую карьеру.
Корней Чуковский прожил долгую жизнь, он умер 28 октября 1969 года в 87 лет. Писатель скончался от вирусного гепатита. Последние годы своей жизни поэт жил на своей второй даче, в Переделкино, там же его и похоронили на местном кладбище.
После его смерти в Переделкино открыли дом-музей литератора, где каждый желающий может «прикоснуться» к истории, увидеть место, где были созданы настоящие шедевры русской литературы.
Комментарии
Обратите внимание на дату смерти Чуковского вверху слева, в аннотации, а то он умер раньше, чем родился (если верить этой информации).
Да очень
класс...
интересно
очень
ваау