Глеб Панфилов — биография
Режиссеру и сценаристу Глебу Панфилову присуща какая-то внутренняя свобода, которая так явно скользит во всех его картинах. Ни один из его фильмов не стал проходным или неудачным, практически каждый из них может претендовать называться шедевром. В его фильмах присутствует лиричность и тонкая психология, а еще они правдивы, порой до беспощадности. Первые работы маэстро заставили критиков обратить пристальное внимание на его творчество. И вскоре даже самые строгие из них пришли к выводу, что он работает не хуже Ларисы Шепитько, Андрея Кончаловского, Элема Климова.
Настоящая слава пришла к режиссеру Глебу Панфилову после выхода его первого игрового фильма «В огне брода нет».
Детство и юность
Родной город Глеба Панфилова Магнитогорск. Именно там он и родился 21 мая 1934 года, в семье журналиста Анатолия Панфилова и экономиста Веры Панфиловой. Кроме Глеба в семье подрастал еще один сын. В годы войны отец Глеба был редактором фронтовой газеты, в послевоенное время стал преподавателем истории КПСС в Щукинском училище. Глеб помнит его как убежденного коммуниста, человека с твердым характером и несгибаемой силой воли.
После получения школьного аттестата Глеб поступил в Уральский политехнический институт, отдав предпочтение химическому факультету. Диплом об окончании вуза он получил в 1957-м. Его трудовая биография началась со Свердловского завода медицинских препаратов, куда его приняли на должность мастера. Спустя несколько лет перешел в НИИ на должность научного сотрудника.
В 1959-м Панфилов возглавил отдел пропаганды в Свердловском горкоме комсомола. В 1961 году его приняли в партию, и он оставался членом КПСС до 90-х годов. Именно Панфилов инициировал создание в Свердловске любительской киностудии. Он нашел себе единомышленников и вскоре стал режиссером своих первых картин. Начал Глеб с короткометражных фильмов, которых вышло шесть. Пять лент из шести были документальными. Последняя, вышедшая в 1963-м, называлась «Дело Курта Клаузевица» и была художественной.
Фильмы
Творческая карьера Панфилова начала успешно развиваться в 1960-м. Увлечение фотографией и кино привело его во ВГИК, он стал студентом операторского факультета. Учился на заочном отделении, и спустя три года вышел дипломированным специалистом. Этого Глебу показалось мало, он снова идет учиться, на этот раз на режиссерский факультет.
Диплом режиссера Панфилов получил в 1966 году, и сразу стал сотрудником студии «Ленфильм». В 1967 году он представил на суд зрителей полнометражную картину «В огне брода нет», о событиях времен гражданской войны. Лента снята на основе рассказа Евгения Габриловича, Панфилов стал соавтором сценария к ней.
Весь драматизм гражданской войны отобразился в одной судьбе – Татьяны Теткиной, служившей санитаркой в госпитальном поезде. Ее роль досталась начинающей актрисе Инне Чуриковой, имя которой не было известно зрителям. Эта лента принесла успех и режиссеру и всем актерам, она получила главный приз фестиваля в Швейцарии.
Следующая лента режиссера Панфилова увидела свет в 1970-м, и получила название «Начало». Роль главной героини снова отдали Инне Чуриковой, которая в то время уже стала женой Панфилова. Глеб сам придумал сюжет, а сценарий снова писал вместе с Габриловичем. Чурикова сыграла провинциальную ткачиху Пашу Строганову, которая мечтает стать актрисой. И ее мечта вскоре осуществляется, ее приглашают на съемочную площадку фильма о Жанне д’ Арк. Получился своеобразный фильм в фильме, который попеременно показывает кадры судьбы Паши Строгановой, чередующиеся с рассказом о великой француженке.
Кроме Чуриковой, Панфилов задействовал в картине Валентину Теличкину, Леонида Куравлева, Михаила Кононова. Ленту сняли в черно-белом формате, однако это не помешало ей стать победителем нескольких кинофестивалей. Она была награждена «Серебряным львом св.Марка» в Венеции, потом дипломом Нью-Йоркского фестиваля и наконец премией им.Ленинского комсомола на родине. По версии журнала «Советский экран» Чурикова получила звание актрисы года.
Копилка работ режиссера Панфилова пополнилась в 1976 году драмой «Прошу слова». Сценарий к этой ленте написал сам режиссер, и снова позвал Чурикову на главную роль. Ее героиня сумела пройти путь от обычной фабричной работницы до председателя горисполкома. Она ярый коммунист, верящий в светлое будущее. Она не сломалась под ударом судьбы – у нее погиб сын, а она после его похорон спешит на рабочее место.
В подтексте этой картины звучит обвинение матери в гибели пятнадцатилетнего парня. Ведь он умер после ранения, а его мать является чемпионкой по стрельбе. В этом фильме профессионально использованы аллегория и метафора. По мнению критиков, Панфилов сумел найти новый язык в создании художественного кино. Фестиваль в Карловых Варах отметил картину призом, а в Барселоне создатели получили диплом.
В 1979 году Глеб Панфилов закончил работу над артхаузной драмой «Тема». Сюжет картины раскручивается вокруг трагедии одного драматурга, который так и не реализовал свой талант, и растратил его на то, чтобы угодить властям. Роль главного героя хотели отдать Алексею Баталову или Иннокентию Смоктуновскому, однако Панфилов решил предложить ее Михаилу Ульянову. Кроме Чуриковой в картине задействовали Наталью Селезневу и Сергея Никоненко. Благодаря «стараниям» цензуры лента так и не вышла на экраны, и пылилась в запасниках до 1986-го. А уже в 1987-м картину представили на Берлинском кинофестивале, откуда она вернулась с главным призом. После этого Международная федерация кинопрессы вручила создателям свою награду.
В 1981 году Панфилов представил на суд зрителей мелодраму «Валентина», созданную на основе произведения писателя Александра Вампилова. В ней затрагиваются два главных психологический аспекта – человечность и любовь. Роли ключевых персонажей режиссер предложил Дарье Михайловой и Родиону Нахапетову.
Спустя год вышла еще одна знаковая работа режиссера – драма «Васса». В роли Вассы Железновой Панфилов снял Инну Чурикову. В основу ленты легло произведение Максима Горького, но режиссер сумел сделать его более современным, с новыми сюжетными линиями. По мнению критиков, такое нововведение пошло только на пользу картине, и само произведение осталось не исковерканным.
В 1990 году Глеб Панфилов экранизировал роман Максима Горького «Мать». Свою картину режиссер назвал так же. На съемочной площадке Глеб задействовал молодых артистов – Виктора Ракова, Дмитрия Певцова. Не обошлось и без Чуриковой, которой в этом проекте досталась роль Пелагеи Ниловны. Лента получила приз жюри Каннского фестиваля.
Затем Панфилов стал автором сценария картины о семействе Романовых, вернее, последних днях их жизни. Соавторами режиссера стали жена и сын Иван. Лента под названием «Романовы. Венценосная семья» вышла в 2000-м, а спустя год отмечена главной наградой фестиваля «Виват, кино России!». В том же 2001 году ее выдвинули на «Оскар».
В 2006 году зрители смогли оценить новую работу режиссера – сериал под названием «В круге первом», в основе которой роман Александра Солженицына. На протяжении трех десятков лет Панфилов жил с идеей создания этого фильма. Роль ключевого героя режиссер отдал Евгению Миронову, образ Сталина воплотил на экране Игорь Кваша.
Фильм был отмечен многочисленными премиями, среди которых были «Золотой орел», «Ника», «Золотой витязь». В 2008-м этот роман экранизировали еще раз, и сняли полный метр, названный «Хранить вечно».
Театральная карьера Глеба Панфилова началась со сцены «Ленкома». В середине 80-х он дебютировал со спектаклем «Гамлет». В 2010 году зрители могли оценить его новую режиссерскую работу «Аквитанская львица», а спустя два года вышел еще один спектакль – «Ложь во спасение».
Личная жизнь
В личной жизни Глеба Панфилова было два официальных брака. От первой жены он имеет сына Анатолия, который родился в 1957-м. Он тоже творческий человек- актер и художник-постановщик.
В 1967 году Панфилов встретил свою вторую жену – Инну Чурикову. Это случилось на съемочной площадке картины «В огне брода нет». В 1978-м они стали родителями сына Ивана. По профессии он юрист-международник, учился в МГИМО.
Глеб Панфилов сегодня
В начале 2017-го Панфилов начал подготовительные работы по экранизации произведения Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Об этом стало известно от вдовы писателя. Панфилов сам подбирал актеров и собирается представить свою работу в 2019 году.
Фильмография режиссера
- 1958 — «Народная милиция»
- 1958 — «Нейлоновая курточка»
- 1959 — «Вставай в наш строй»
- 1962 — «Нина Меновщикова»
- 1962 — «Убит не на войне»
- 1963 — «Дело Курта Клаузевица»
- 1967 — «В огне брода нет»
- 1970 — «Начало»
- 1975 — «Прошу слова»
- 1979 — «Тема»
- 1981 — «Валентина»
- 1983 — «Васса»
- 1990 — «Мать»
- 2000 — «Романовы. Венценосная семья»
- 2005 — «В круге первом»
- 2007 — «Хранить вечно»
- 2008 — «Без вины виноватые»
- 2019–2020 — «Один день Ивана Денисовича»
Сценарист
- 1959 — «Вставай в наш строй»
- 1962 — «Нина Меновщикова»
- 1968 — «В огне брода нет»
- 1970 — «Начало»
- 1975 — «Прошу слова»
- 1977 — «Степанова памятка»
- 1978 — «Человек, которому везло»
- 1979 — «Тема»
- 1980 — «Встреча»
- 1983 — «Васса»
- 1990 — «Мать»
- 2001 — «Романовы. Венценосная семья»
- 2008 — «Без вины виноватые»