Павел Третьяков – известный российский предприниматель, коллекционер, меценат. Основал Третьяковскую галерею, в 1896 году получил звание почетного гражданина Москвы.
Павел Третьяков всегда точно знал, чего он хочет добиться в жизни. Поставив себе цель, он уверенной поступью шел к ней, не отклоняясь с выбранного пути ни на один градус. Этот мудрый, дальновидный и основательный человек составил подробное завещание, распорядившись своим имуществом после смерти. Вроде бы ничего удивительного, что Павел подробно описал, куда вложить его средства, дал четкие указания по поводу выбора места, внешнего вида и внутреннего убранства галереи. Невероятно то, что Третьяков составил это завещание в 28 лет. Он был рядовым любителем искусства, но за годы жизни стал величайшим знатоком живописи, который с первого взгляда отличал суррогат от истинно художественных произведений.
Родился Павел Третьяков 15(27) декабря 1832 года в Замоскворечье, одном из старинных районов Москвы. Дед будущего мецената по линии матери занимался экспортом сала в Англию. Отец мальчика имел в собственности бумагопрядильные фабрики, торговал полотняными изделиями. Он не был коренным москвичом, его предки перебрались в Москву из Малоярославца в 1774 году. В семье кроме старшего Павла родилось еще десять детей, но выжить удалось только пятерым, остальных унесла эпидемия скарлатины. Школу они не посещали, находились на домашнем обучении. На каждом уроке присутствовал глава семейства, он контролировал все, что происходило в его доме, буквально каждый шаг своих домочадцев.
Павла и его меньшего брата Сергея рано начали приучать к семейному делу. Павел трудился в лавке, делал закупки, привлекал покупателей. В пятнадцатилетнем возрасте парень отвечал за ведение бухгалтерских книг, а к двадцати годам полноценно руководил предприятием.
В 1850 году умер отец, и Павел принял руководство семейным бизнесом на себя. Вместе с братом они не только сумели сохранить начатое отцом дело, но и развиваться в других направлениях. В собственности у Михаила Третьякова было всего пять лавок, а его наследники превратились в настоящих промышленников. Они торговали хлебом, дровами и полотнами в местных лавках, а в 1866 году Павел Третьяков стал во главе Ново-Костромской льняной мануфактуры.
Третьяковы приложили максимум усилий, и фабрика быстро увеличивала производственные мощности. Производство даже не пострадало от экономического кризиса, случившегося в 1880 году. Спустя немного времени фабрика оказалась на первом месте по объему выпускаемой продукции среди аналогичных производств в России. У братьев Третьяковых появился еще один магазин, в районе Ильинки. Там покупатели могли приобрести как отечественную продукцию, так и изделия из-за границы. Третьяковы торговали шерстью, бархатом, батистом, льном, скатертями, платками, одеялами.
Благосостояние братьев росло с каждым годом. Они уже купили два доходных дома в Москве и Костроме, земельные участки в Костромской губернии. Прибыль делилась поровну между Павлом и Сергеем, но у них не доходило до того, чтобы учитывать каждую копейку и препираться за нее. Наоборот, все нажитое делилось разумно, с учетом личных потребностей, интересов и семейных нужд каждого из них.
Третьяковым всегда везло, но их ни в коем случае нельзя назвать баловнями судьбы. Все, чего добились братья, давалось кропотливым трудом, энергичностью и работоспособностью каждого из них. Они вкладывали душу в любимое дело, и получали неплохие дивиденды от этого вложения. Из братьев получились надежные партнеры, никто из них ни разу не подвел другого, не «перетянул одеяло» на свою сторону, их связывала крепкая дружба и настоящая родственная любовь, которую они смогли пронести на протяжении всей своей жизни.
Спустя много лет историк Павел Бурышкин скажет, что история знает мало примеров, когда биографии двух братьев переплетались бы столь тесно и неразрывно, как в случае с Павлом и Сергеем Третьяковыми.
Имели братья Третьяковы и одну общую страсть – к искусству. На любом концерте или театральной постановке они появлялись всегда вдвоем. Может быть, и Третьяковская галерея должна была называться немного по другому – галерея имени братьев Третьяковых.
Все московские купцы считали своим долгом заниматься благотворительностью. Не исключением стали и братья Третьяковы, которые понимали, что это дело обязательное и почетное для каждого богатого человека. Они жертвовали деньги на школы и приюты, отдавали часть заработанного на нужды общества. Братья руководствовались христианскими принципами, считали, что принося жертву, они выражали благодарность Богу за успех производства, к тому же придерживались мнения, что лишние деньги могут оказывать на человека «растлевающее влияние».
В основном богатые люди предпочитали составить так называемый «отказ по завещанию». Это означало, что на большие пожертвования меценат готов только после своей смерти, а при жизни все вкладывалось в оборот производства. Павел Третьяков стал первым, кто нарушил эту традицию, он вкладывал деньги при первой же возможности, как только получал большую прибыль или заключал удачную сделку. С каждым годом Третьяков наращивал суммы, отдаваемые на благотворительность.
В первую очередь он начал опекаться учебным заведением, где проходили обучение глухонемые дети. Павел не отказывал никому, причем делал это тихо, без лишнего ажиотажа и шумихи вокруг своего имени. К нему шли соседи, друзья, представители местных церквушек, и никто из них не знал отказа. В 1876 году Третьяков стал одним из финансистов экспедиции в Южные моря Николая Миклухо-Маклая, спустя несколько лет приличная сумма была пожертвована на возведение православного храма в японском городе Токио.
С детства у Павла было увлечение, он собирал небольшие гравюры, миниатюры, литографии. Скупал их при первой же возможности в маленьких лавках и на рынках. Тогда никто даже не мог представить, что это только начало, что Павел соберет грандиозную коллекцию, причем исключительно за счет собственных средств. Спустя некоторое время у него появилась новая цель – собрать в единую коллекцию как можно больше полотен отечественных художников, и передать ее общественности.
Интересно то, что в самом начале Третьяков предпочитал полотна соотечественников. Им руководили не только патриотические чувства, коллекционер просто мало что понимал в настоящем искусстве, и ему казалось, что с русскими художниками ему будет проще работать. Но через некоторое время он стал отлично разбираться в живописи, и считался признанным знатоком искусства.
Третьяков посещал многочисленные выставки на родине и за рубежом. Делал художникам специальные заказы на написание портретов и пейзажей. Для него писали свои полотна Перов, Крамской, Репин, Серов. Третьяков скупал полотна целыми сериями и готовыми коллекциями.
В 1869 году коллекционер принялся собирать портреты выдающихся современников. Так в его коллекции появился портрет Александра Грибоедова кисти Ивана Крамского. Картину художник писал по акварельному рисунку Петра Каратыгина. Далее Третьяков купил портрет композитора Михаила Глинки, автором которого был Илья Репин, написавший его исключительно по описанию, которое дала сестра музыканта. Вдова Нестора Кукольникова продала портрет мужа, написанный Карлом Брюлловым, а художник Федор Мюллер продал Павлу портрет Николая Гоголя, написанный им еще при жизни писателя. А вот живые гении доставляли хлопот живописцам, наотрез отказывались позировать. Труднее всего оказалось договориться со Львом Толстым. Крамской все же его уговорил, но при условии, что портрета будет два, и один из них (на выбор Толстого), останется ему. По итогу, у писателя осталась более слабая картина, он решил, что самое лучшее должно находиться в галерее.
В 1874-м коллекционер построил для галереи отдельное здание, а спустя четырнадцать лет сделал бесплатным вход на экспозицию. В 1892-м Третьяков подписал документы, согласно которым помещение и все его содержимое принадлежит городу. В завещании он отдельной строкой отметил, что в последующие годы коллекция должна будет пополняться за счет процентов от его капитала. Павел не прекратил покупать новые полотна для своей галереи, он занимался этим делом до самой смерти, причем за собственные деньги.
Спустя годы Лев Анисимов выпустит биографию Павла Третьякова, в которой опишет, как происходила передача галереи в дар городу. Император Александр III, прибыв домой к промышленнику в Лаврушинский переулок, попросил Третьякова продать ему полотно «Боярыня Морозова» работы Василия Сурикова. Павел Третьяков отказал императору, он сказал, что не в силах это сделать, так как с этого дня законный владелец всего собрания – город Москва. Александр отступил от Третьякова на один шаг и отвесил низкий поклон меценату.
Третьяков был по характеру бескорыстным человеком, и при передаче в дар городу своей коллекции руководствовался именно бескорыстными мотивами. Прибыль галерея не приносила, а слушать хвалебные отзывы о себе он терпеть не мог, не выносил славословия в свою честь и смущался, как мальчишка. Ходили слухи, что после восторженной статьи критика Стасова о Третьякове, он так раздосадовался, что чуть не заболел. Когда меценат подарил свою коллекцию городу, он уехал на некоторое время из Москвы, чтобы не слышать, как все рассыпаются в благодарностях.
Павел Третьяков слыл щедрым, но далеко не расточительным человеком. Несмотря на любовь к искусству, он подолгу торговался за каждое произведение искусства, пытался сбавить цену, но это была не жадность, а скорее, экономический расчет. Ведь чем дешевле он купит одну картину, тем больше денег останется на приобретение еще какого-нибудь шедевра, и в итоге, коллекция вместо одного экспоната получит сразу два.
Художники считали за честь пополнить коллекцию Третьякова своими работами. И хоть называли его прижимистым, но картины свои отдавали с радостью. Художник Константин Флавицкий никак не хотел уступать дешевле свою «Княжну Тараканову», но Павел Михайлович умел ждать. После того, как художник умер, картину Третьякову продали родные покойного за четыре тысячи рублей, хотя сам живописец хотел за нее пять.
Василий Перов уступил Третьякову свою знаменитую «Тройку» за пятьдесят рублей серебром. А вот незаконченную картину Перова под названием «Никита Пустосвят. Спор о вере» меценат купил у родных художника после его смерти. Отдал за нее семь тысяч рублей, не пожалел, ведь таким образом помог семье друга и приобрел очередной шедевр в свою коллекцию.
Где он включал режим жесткой экономии, так это на себе и своих родных. Третьяков имел привычку записывать все расходы, даже сумму, отданную как милостыню. Эти записи сохранились до наших дней, и по ним можно судить, как много расходовал Павел на благотворительность.
Третьяков был настолько занят развитием собственного дела и коллекционированием картин, что у него не оставалось времени на устройство личной жизни. К тому же, Павел был абсолютно равнодушен к любовным страстям. Из-за этого друзья дали ему прозвище Архимандрит. Павел женился в возрасте Христа, в 33 года. Его избранницей стала Вера Мамонтова, двоюродная сестра Саввы Мамонтова.
Невеста не отличалась привлекательной внешностью, но была умна, образована, любила искусство. Однако она интересовалась не живописью, а музыкой. В те времена многие браки заключались по расчету, брак Третьякова и Мамонтовой основывался на любви. Супруги прожили вместе много лет в любви и согласии, они не разлучались никогда. Вместе посещали концерты, вели хозяйство. Если кто-то из них уезжал, то супруги обменивались нежными письмами, подтверждением искренности чувств.
Жена подарила меценату шестерых детей. В 1866 году родилась их первая дочь Вера, спустя год дочь Александра, в 1870-м дочь Любовь, в 1871-м сын Михаил, в 1875-м дочь Мария, и в 1878-м любимец семьи сын Иван. Ваня умер в 1887-м, в возрасте 9 лет, Третьяков едва пережил эту утрату. Михаил от рождения был слабоумным.
В 1892 году не стало любимого брата Павла Третьякова – Сергея. Он тоже коллекционировал картины, но не так страстно, как Павел. Братья заранее договорились о том, чтобы объединить их коллекции в одну и передать городу. Сергей ушел из жизни внезапно, и это стало большой потерей для старшего Третьякова. Он считал, что Сергей был намного лучше его в плане человечности.
В последние годы жизни Павлу Третьякову присвоили титул советника коммерции, он вошел в Совет торговли и мануфактур, стал также членом Совета Петербургской академии искусств. Радость от этих событий омрачалась ухудшением состояния здоровья, у него диагностировали язву желудка, которая доставляла коллекционеру много страданий. Из-за этой болезни он и умер.
Третьяков заранее побеспокоился о своем состоянии, составил завещание, на основе которого огромные суммы получал интернат для детей, Московская консерватория, богадельни, дом, в котором бесплатно жили вдовы известных художников. Кроме этого, Павел Михайлович распорядился выплачивать стипендии и пенсии рабочим своих фабрик. Не забыл он и о своих родных и близких, каждый слуга в доме получил определенную сумму.
Умер Павел Третьяков 4 декабря 1898 года. В своем последнем обращении к детям он пожелал им здоровья и наказал беречь галерею. Жена пережила мужа всего на три месяца, ее похоронили рядом с любимым Павлом. Местом упокоения Павла Третьякова стало Даниловское кладбище, рядом с могилой брата Сергея. В 1948 году братья Третьяковы были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.
Память об этом выдающемся человеке живет в названии улиц российских городов, на острове Новая земля его именем назвали ледник. Памятник известному меценату установили прямо возле здания галереи.
Анна Федорец издала книгу под названием «Павел Третьяков». Многогранность образа известного мецената автор сумела раскрыть с помощью многочисленных документов, сохранившихся до нашего времени.
Комментарии
Да, но строгий!
Его пример - другим наука...
Вот о ком надо рассказывать по центральным каналам, а не копаться в грязном белье и проблемах этих титястых, губастых и потерявшихся, кто он: мужчина или женщина!!
Нормально
это может для проекта