Валерий Тодоровский — биография
Тодоровский Валерий Петрович – советский и российский продюсер, сценарист и кинорежиссер. Заявил о себе, представив публике телекартину «Страна глухих». Автор проектов «Оттепель», «Стиляги» и «Большой».
Детские и юношеские годы
Валерий Петрович родился в южном городе Одесса 8 мая 1962 года. На момент рождения мальчика, его родители были уже весьма известными и узнаваемыми людьми. Отец, Петр Ефимович Тодоровский был востребованным кинорежиссером. А мать Мира Григорьевна пользовалась популярностью как хороший продюсер.
С ранних лет мальчик вместе с родителями пропадал на съемочной площадке. Юному дарованию, Одесские павильоны киностудии, нравились абсолютно всем, от надежно закрепленных декораций и софитовых ламп, до шумных костюмерных и пестрых гримерок. А больше всего ему нравилось то ощущение влиятельности и важности, которое витало в воздухе, стоило отцу ступить на съемочную площадку. А так оно и было, ведь Петра Тодоровского слушались беспрекословно, выполняя все по его указке. Когда юноше было пятнадцать он снялся в эпизодической роли. Сыграв сына главной героини Володю Шевелева в картине «Странная женщина» от режиссера Юлии Райзман. Рядом с юным Тодоровским на съемочной площадке были Ирина Купченко и Василий Лановой, которые и сыграли главных персонажей в киноленте.
Выбор будущей профессии сына знаменитых родителей, был ожидаем и никого не удивил. Тем более, что с ранних лет сам Валерий говорил: «Хочу быть таким, как мой папа». В тоже время, как только Валерий Петрович рассказал родителям о своем желании пойти по их стопам, отец четко предупредил, что помощь и содействие оказывать не станет. Сыну придется начинать все с самого начала и добиваться в этой жизни всего самостоятельно.
Валерия это не смутило и он, после окончания школы подал документы во ВГИК, выбрав основной специальностью режиссерский факультет. Первая попытка оказалась неудачной, его не взяли. Валерий не стал долго раздумывать и перешел на другое отделение. Так, волею судьбы Тодоровский-младший оказался в классе талантливого сценариста Киры Парамоновой.
Фильмы
Творческий путь Валерия Тодоровского начался в 1986 году. Именно этот год в его творческой биографии ознаменовался дебютным показом киноленты «Двойник». Здесь Валерий Петрович выступил сценаристом в соавторстве с коллегой из Латвии Андрисом Колбергсом. Далее последовала еще одна совместная работа, на этот раз с уже известным режиссером Дмитрием Месхиевым, сразу над двумя картинами «Над темной волной» и «Гамбринус». Тодоровскому удалось создать весьма оригинальные сценарии, выделившие его из общей массы и принесшие первую славу.
В годы перестройки, на территории России стали появляться первые студии принадлежащие частным лицам. Именно тогда молодой режиссер задумал создать свой собственный продюсерский центр. Так появился «ТТЛ», что расшифровывалось как Толстунов, Тодоровский, Ливнев.
Первой «сольной» работой в качестве сценариста стала картина «Кикс». Режиссером в ней стал друг и соратник Сергей Ливнев. После этого в 1990 году последовала еще одна кинолента «Катафалк» в которой молодой человек выступил уже режиссером. Следующей кинолентой представленной общественности стала «Любовь». В картине главные роли достались Дмитрию Марьянову и Евгению Миронову. Сюжет показывает двух молодых людей, которые с детства дружат, но их судьбы так сильно отличаются друг от друга. Вадим, которого сыграл Марьянов, легкомысленный ловелас женился на генеральской внучке. Александр (Евгений Миронов) расстается с любимой девушкой, которая вынуждена уехать в другую страну, вместе со своими родителями. После того, как картина была впервые показана на большом экране о Миронове, как об актере с большой буквы заговорили не только зрители, но и критики, и режиссеры.
Не только звезду Миронова зажег Тодоровский-младший. С его подачи на экранах телевидения стали появляться такие актеры как Дина Корзун, Чулпан Хаматова, Максим Суханов. Все они появились в блистательной картине режиссера «Страна глухи». А в 1994 году на телевидение ворвались «Подмосковные вечера», в которых снялась Ингеборга Дапкунайте. Валерий Петрович специально пригласил уехавшую в Лондон актрису, для съемок в его проекте. Картина, над определением жанра которой долгое время спорили все кинокритики, с легкостью завоевала сразу несколько национальных премий, среди которых «Ника» и «Золотой овен».
Отдельной графой в биографии Тодоровского значится работа продюсером. В этом списке такие значимые проекты, как «Бригада» Алексея Сидорова, «Женщины в игре без правил» и «Каменская» от режиссера Юрия Морозова. Экранизация «Охоты на пиранью» от Кавуна Андрея, романа «Идиот» известного писателя Достоевского от Владимира Бортко и проекта Глеба Орлова «Поддубный».
На протяжении с 1995 года и до 1999 год Валерий Тодоровский был одним из членов управления на киностудии имени Горького. В эти годы повторно попытался поступить во ВГИК, на этот раз на Высшие курсы режиссера. Однако и во второй раз его не приняли. Молодой человек не унывал, сказав, что если решил стать режиссером, то он им непременно станет. И отправился на съемочную площадку, делать свои собственные фильмы. Уже будучи известным человеком, Валерий Петрович в одном из интервью проговорился, что кроме процесса съемок, работы сценариста и продюсера ему приносит удовольствие процесс монтажа.
Как то к нему в руки попала всем известная кинокартина «Королева Марго». Которую он перемонтировал и представил общественности в том виде, котором сегодня этот фильм знают многие современники. Таким же образом он провел работу над картиной «Женская собственность» режиссера Дмитрия Месхиева. К слову сказать, главные роли в картине достались Константину Хабенскому и Елене Сафоновой.
В мае 2000 года Валерию Тодоровскому предлагают занять пост продюсера на телеканале «Россия». Спустя еще три года он оказался в кресле советника генерального директора все того же канала и отвечал за кинотелепроекты. С 2001 по 2002 год появлялся в эфире в качестве ведущего ток-шоу «Панорама кино» на канале РТР. Карьера на киностудии завершилась в 2007 году, когда Тодоровский ушел из телецентра.
В 2005 году в соавторстве с Вадимом Горяниновым и Леонидом Лебедевым принял решение об основании собственной кинокомпании, которая получила название «Красная стрела». Именно на этой студии были созданы такие шедевры как «Стиляги», «Кислород» и «Качели». В этом же году Юрий Кара предложил Валерию Петровичу стать продюсером его проекта «Мастер и Маргарита». К слову сказать, лента, вышедшая на экран, с первых дней стала очень популярной, так как с легкостью развеяла легенду среди критиков, что экранизация шедевра Михаила Булгакова в принципе не возможна.
Одним из последних творений Тодоровского в качестве режиссера стал сериал «Оттепель». Двенадцати серийную картину показали на большом экране в 2013 году. В ней рассказывается о кинематографистах, которые жили в шестидесятые годы, в тот период, когда первые свои работы только представлял публике Тодоровский-старший. Картина мгновенно была признана успешной и получила все возможные награды, среди которых самой значимой была «Ника-2013», от академии искусств кинематографии в России.
В 2016 году режиссер решил реализовать новый проект посвященный Большому театру. Картина получила одноименное название «Большой» и показала судьбу двух балерин в период их жизни с десяти лет и до двадцати пяти. Главные роли были предложены Алисе Фрейндлих, Александру Домогарову, Валентине Теличкиной. Образы девушек балерин на экране воссоздали Анна Исаева и Маргарита Симонова.
Личная жизнь
Как однажды сказал сам Тодоровский в его личной жизни есть место только для кино. Режиссер не посещает светских тусовок и не любит шумные мероприятия. Он не уезжает далеко от своего дома, даже если решается на отдых. По его утверждению кино это и его жизнь, и его хобби, и его увлечение, и его любовь.
Тем не менее Тодоровский женат во второй раз. И хотя о семейной жизни он никогда не рассказывает, известно, что в браке с первой женой он прожил двадцать лет. Его супругой была Наталья Токарева, дочь известной в России писательницы, и она родила двоих детей – Петра и Екатерину. Все время совместной жизни пару приводили в пример как крепкую семью. Именно поэтому в весть о разводе и уходе режиссера к молодой актрисе поверили далеко не сразу и не все.
Вторую супругу Евгению Брик режиссер встретил на очередном кастинге в свой сериал. Говорят влюбился с первого взгляда. Впоследствии именно Брик снялась в популярной картине мужа «Стиляги».
В 2009 году у супругов родилась дочь, которую назвали Зоя. Жена и дочь редко бывают в России, так как Зоя посещает школу в США. Там же она ходит в музыкальную школу и на танцы. У девочки уже есть опыт телеведущей и работы на съемочной площадке в эпизодических ролях. Евгения Брик регулярно выкладывает посты и фото с дочерью на своей личной странице в социальных сетях.
В одном из интервью молодая супруга рассказала, что они готовы к рождению второго ребенка, однако многочисленные съемки и плотный график не дают возможности реализовать желание. Пара почти все время проживает на территории Нью-Йорка, возвращаясь в Россию только для съемок проектов, которые курирует Валерий Тодоровский.
Тодоровский и современность
2018 год принес в личную жизнь Тодоровского и новый проект под названием «Одесса». Съемки проходили не только в Москве, но и в таких городах как Сочи, Ростов-на-Дону и Таганрог. Критики определили жанр киноленты как трагикомедия. События разворачиваются на фоне введенного из-за холеры карантина. Основной сюжет закручен вокруг еврейского семейства Давыдовых и происходит в семидесятых годах. Чтобы достоверно передать атмосферу того времени Валерий Петрович использовал тридцати пятимиллиметровую пленку. Главные роли сыграли Леонид Ярмольник, Ирина Розанова, Ксения Раппопорт, Евгений Цыганов, Евгения Брик. Работы были завершены и фильм представили на суд общественности в 2019 году.
В том же 2018-м у Тодоровского было два проекта где он выступил в качестве продюсера. Здесь важно упомянуть такую картину-драму как «Частица вселенной» с Алексеем Макаровым, Викторией Исаковой и Сергеем Пускепалисом в главных ролях. А также детективный сериал с участием Анатолия Белого и Марии Мироновой под названием «Садовое кольцо».
Осенью Валерия Петровича пригласили стать одним из организаторов конкурса «А4». По условиям участникам необходимо было представить на суд короткометражную историю выбрав один из рекомендуемых жанров: фантастика, драма, комедия, спортивное кино. Призовой фонд конкурса равнялся одному миллиону рублей. Жюри прежде всего хотело увидеть оригинальные идеи и нестандартные решения, а снимать можно было не только на профессиональную камеру, но и на телефон.
Валерий Петрович продолжает работу с молодыми дарованиями являясь президентом фестиваля «Пилот», на который никому не известные режиссеры могут представить свои творения в совершенно любом жанре и победить ни смотря ни на что.
На сегодняшний день Валерий Петрович Тодоровский один из известных режиссеров и продюсеров. Постановщик проектов «Оттепель», «Стиляги» и «Большой». Все его работы не просто увлекательное повествования о каких-либо событиях. Каждая отдельно взятая история — это целая жизнь, с ее особенностями эпохи и человеческими взаимоотношениями.
Тодоровский в обществе
- Октябрь 2008 года – один из тех, кто согласился подписать письмо, в котором было обращение с просьбой предоставить свободу Светлане Бахминой, юристу нефтяной компании.
- 2012 год – зарегистрировался как официальный представитель Михаила Прохорова, одного из кандидатов на выборах в Президенты России.
- 2018 год – выразил свою поддержку и солидарность с Европейской киноакадемией, которая выступала против заключения Олега Сенцова, режиссера из Украины.
Фильмография режиссера
- 1990 — Катафалк
- 1991 — Любовь
- 1994 — Подмосковные вечера
- 1998 — Страна глухих
- 2002 — Любовник
- 2004 — Мой сводный брат Франкенштейн
- 2007 — Тиски
- 2008 — Стиляги
- 2013 — Оттепель
- 2017 — Большой
- 2018 — Одесса
- 2020 — Гипноз
- 2021 — Надвое