Владимир Васильев – российский и советский балетмейстер, балетный танцор, хореограф. Обладатель Госпремии СССР, ордена «За заслуги перед отечеством», премии «Хрустальная Турандот», гран-при международного конкурса в Варне.
Владимир Васильев родился в 1940 году, в Москве, в простой семье, далекой от мира искусства. Отец, Виктор Васильев, работал водителем, мать, Татьяна, имела экономическое образование, трудилась в отделе сбыта на фабрике войлочных изделий. Впрочем, богато семья не жила. И когда в детстве у Володи обнаружили задатки художника, родители не смогли найти средства, чтобы обеспечить сыну регулярные уроки рисования.
Впрочем, возможно это и к лучшему. В 7 лет Владимир начал заниматься в хореографической студии Кировского Дома пионеров на отделении народного танца. И так быстро прогрессировал, что педагог, Елена Россе, отметила талант новичка. Вскоре мальчик впервые вышел на сцену Большого театра, в группе с другими танцорами. А затем продолжил занятия в Городском доме пионеров, в ансамбле им. Локтева.
В Московское хореографическое училище Васильев поступил легко. Он занимался в классе у Михаила Марковича Габовича, бывшего партнера Улановой, одного из лучших балетмейстеров того времени. В 1958 году молодой артист выпустился из училища, и поступил на службу в Большой театр.
Практически сразу одаренному танцовщику стали доверять ведущие партии. Хотя первые роли были в кордебалете. В «Русалке» Даргомыжского молодой артист выходил с цыганским танцем, а в «Демоне» с лезгинкой. Но уже в 1958 году он дебютирует на сцене в «Шопениане», в роли Юноши. Затем танцует партию Данилы в постановке балета «Каменный цветок» на музыку Прокофьева.
В 1960 году молодой премьер получает возможность стать первым исполнителем роли Иванушки в «Коньке-горбунке» Родиона Щедрина.
В статусе ведущего солиста труппы Большого театра Васильев провел три десятилетия. За эти годы творческая биография артиста пополнилась множеством ролей и образов. Васильев танцевал партии Дона Кихота и Паганини, Петрушки в балете Стравинского и Альберта в «Жизели».
Его исполнение роли Щелкунчика-принца в балете Чайковского зрители и критики считали безупречным. А впереди был легендарный «Спартак», поставленный в ГАБТ в 1962 году Л. Якобсоном. Роль овеянного легендами раба – драматичная, мощная, продемонстрировала всю полноту таланта танцовщика. Васильев стал первым исполнителем этой партии. И самым знаменитым, на долгие годы.
С приходом в ГАБТ Юрия Григоровича, свой статус премьера Васильев получил безоговорочно. Он танцевал партию принца Дезире в «Спящей красавице», Ивана IV в балете «Иван Грозный». Разнообразие образов и жанров позволяло продемонстрировать все грани таланта артиста. Но постепенно статус фаворита сменился немилостью.
В 1988 году Григорович отправил на пенсию практически всех легенд Большого театра. Попали в их число и Васильев с Максимовой, наравне с Майей Плисецкой и Марисом Лиепой. Легендарные примы и премьеры оказались больше не нужны ГАБТ. Причем о своем решении Григорович объявил неожиданно.
Впрочем, в Большой театр Васильев еще вернется – 1995 году, чтобы его возглавить. И снова покинет ГАБТ через 5 лет, узнав о своем увольнении совершенно случайно, из новостей на радио.
Конечно, без работы после увольнения артисты не остались. На всем протяжении карьеры Васильев получал предложения от зарубежных хореографов. На его счету сотрудничество с Роланом Пети в постановке «Голубой ангел», Морисом Бежаром. В каждой новой роли яркий талант Васильева находил свое отражение. Равных ему просто не было.
Васильев выступал на лучших сценах мира. Ему рукоплескали зрители в Ла Скала и Римской опере. Артист успел поработать с Марсельским балетом и Американским балетным театром, танцевал в кубинской труппе. Гастролировал с Ленинградским театром им. Кирова. И везде лишь подтверждал статус непревзойденного премьера с ярким темпераментом и безупречной пластикой.
В 1982 году Васильев окончил ГИТИС, где учился на балетмейстерском отделении. Затем на протяжении 13 лет преподавал в нем, заведовал кафедрой хореографии.
В 1995 году Владимира Васильева пригласили возглавить родной для него Большой театр. Здесь, в качестве художественного руководителя и директора он провел 5 лет, с 1995 по 2000 год. В этот период у театра появилась стараниями Васильева Новая сцена. Возродилась контрактная система сотрудничества с артистами, начали проводиться бенефисы.
Для ГАБТ в те годы Васильев действительно сделал очень многое. При нем театр обрел свое современное лицо в мире искусства. На канале «Культура» стали выходить циклы передач о классическом русском балете. Появился сайт и печатный журнал театра.
Затем балетмейстер достаточно много сотрудничал с хореографическими коллективами в России и за рубежом. Работал как постановщик.
В 2015 году, к 75 дню рождения, он поставил балет «Даруй нам мир» на музыку мессы си минор Баха. Премьера прошла в Татарском театре оперы и балета, и стала невероятным потрясением для всех ценителей классического танцевального искусства.
В 2020 году участвовал в открытии балетной школы Большого театра в Бразилии, в Жоинвилле. Во многом, ее появление стало возможно именно стараниями Владимира Викторовича.
В 1971 году Владимир Васильев начинает деятельность в качестве хореографа, вместе с верной музой и спутницей, великой балериной Екатериной Максимовой. Он создает балет «Икар» для Большого театра в Москве. Затем «Тахир и Зухра» в Ташкенте, в 1977 году.
Неоднократно возвращался Васильев и к «Макбету». Эту постановку он успешно реализовал и в Большом театре, и в Новосибирском театре оперы и балета, и в Немецкой государственной опере, а затем в Будапештской опере. В 1990 году «Макбет» Васильева зрители увидели в исполнении «Кремлевского балета».
Случались и другие невероятные истории успешного соавторства. К примеру, именно Васильев стал хореографом в рок-опере «Юнона и Авось», которая идет на сцене Ленкома уже более 40 лет с неизменным успехом.
Балетные постановки с участием Владимира Васильева, и его постоянной партнерши Екатерины Максимовой нередко становились телевизионными спектаклями. Среди них – «Спартак, «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Щелкунчик», «Каменный цветок».
Были сняты и художественные фильмы-балеты. Самыми известными можно назвать «Спартак», «Похищение», «Анюта». Васильев снялся в роли матадора в «Травиате» у Франко Дзеффирелли, и во многих других прекрасных картинах.
Их паре с Екатериной Максимовой посвящено немало документальных лент. Среди них «Дуэт», снятый в 1973 году, «Катя и Володя» французского режиссера Д. Делуша. Есть и личные посвящения великому премьеру. К его шестидесятилетию вышла картина «Отражения» Николая Тихонова, а 5 лет спустя «Владимир Васильев. Большой балет» того же режиссера.
На протяжении многих лет Васильев и Максимова мечтали о создании конкурса для артистов балета. И в 1990 году эти старания увенчались успехом. Конкурс «Арабеск» проходит ежегодно в Пермском театре оперы и балета. Первоначально гран-при премии назвали в честь великого танцовщика Дягилева, но затем, после смерти Максимовой, посвятили награду ее памяти. Васильев не пропускает ни одного конкурса, всегда присутствует на нем лично, является художественным руководителем и председателем жюри.
Помимо личной деятельности, Васильев активно участвует в общественной жизни. Он с 1998 года является президентом фонда Галины Улановой. В 1995 получил звание почетного профессора МГУ. С 2007 года входит в состав совета премии Людвига Нобеля в России.
Также Владимир Васильев имеет статус почетного доктора гуманитарных наук от Центр-колледжа в США, является профессором ГИТИСа, входит в состав жюри премии «Триумф».
Владимир Васильев не любит много говорить о личной жизни. Знаменитый артист балета был женат один раз, на балерине Екатерине Максимовой. Пара познакомилась еще в период поступления в хореографическое училище, в возрасте 9 и 10 лет, но долгое время молодые люди просто дружили. И лишь в старших классах начались их романтические отношения. После выпуска обоих пригласили работать в Большой театр в Москве. И смена обстановки положила начало охлаждению чувств. Васильев и Максимова расстались на 3 года, чтобы затем снова сойтись, пожениться, и не расставаться на протяжении полувека.
Свадьба состоялась в 1961 году, в июне, и была сопряжена с целым рядом происшествий. Невеста забыла дома паспорт, а по дороге во дворец бракосочетаний они попали в дорожный затор. Заключив брак молодожены разъехались по родительским квартирам – общего жилья не было. Впрочем, уже через 2 дня состоялись их совместные гастроли в Париже, которые вполне сошли за романтическое путешествие. В этой же поездке Васильев познакомился с Матильдой Кшесинской, легендарной балериной, посетившей один из его спектаклей.
Личная жизнь пары на протяжении полувека напоминала вулкан. Они могли бурно ссориться на репетиции, а через минуту спокойно идти домой. Васильев ревновал красавицу жену к партнерам и поклонникам, сам признавал, что в отношениях эгоистичен. Но в самые трудные моменты жизни всегда был рядом. И когда она восстанавливалась после тяжелейшей травмы, и в болезни, и в радости.
Детей в браке у Васильева и Максимовой не появилось. Екатерина Сергеевна ушла из жизни в 2009 году. После ее смерти Васильев больше не женился.
После смерти супруги Владимир Васильев продолжил работать как балетмейстер и хореограф. Но большую часть времени он сейчас проводит в Костромской области, на хуторе Ржевка, среди лесов, где пишет пейзажи, реализуя свой талант художника, выявленный еще в раннем детстве. На счету Васильева несколько персональных выставок, как в России, так и за рубежом. В этом направлении своей деятельности он не менее талантлив, чем в балете.
Комментарии
Россия стоит на таких людях
Васильев Владимир Викторович ! Сегодня * День Рождения *** 18 Апреля : Вторник: 2023 г. *** Владимир Викторович * Вы * Любимый Шедевр * Наилучшие пожелания ! Катя Максимова * Память Вечная ... Вы и * Тарантелла * в нашей семье на все века, от Мамы, к Вам любовь на веки ! Моя * Любовь ! Владимир Викторович * 100 лет жизни * Вам, от души и сердца !
Великие люди нашей страны. Владимир Васильев и Екатерина Максимова-мои самые любимые артисты балета... Катенька всегда была хрупкой... Владимир Викторович,здоровья Вам,успехов... Пишите картины, пишите стихи, ставьте спектакли, фильмы... Долгих лет Вам жизни...
Сейчас тв переполнено Николаем цискаридзе. Все болтает и болтает. Лучше бы приглашали Васильева, вот он -глыба
Очень. Настоящий бриллиант России