Вия Артмане — биография
Вия Артмане – популярная актриса кино и театра. В 1969 году получила звание Народной артистки СССР. Настоящая слава обрушилась на нее после съемок в картине «Родная кровь».
Она была царицей на сцене, и, несмотря на это, прожила не слишком счастливую жизнь. Главным в жизни для Вии Артмане были чистота и совесть, причем во всем – в быту, в душе, в отношениях. Говорили, что в нее были влюблены первые лица страны и первые красавцы отечественного кинематографа. Чему тут удивляться, ведь каждая ее героиня, пусть даже и отрицательная в ее исполнении превращалась в женщину, желанную для каждого мужчины. Артмане была красавицей, но не роковой. Когда перед ней стал выбор – любовь или семья, она не задумываясь, выбрала семью.
Детство и юность
Родина Вии Артмане – небольшое латышское село Кайве Тукумского края. Она родилась 21 августа 1929 года в семье польки Анны Заборской, бесприданницы, вынужденной батрачить на богачей и прибалтийского немца Фрициса Артманса. Он был сыном зажиточных родителей, но влюбился в батрачку так, что повел ее под венец, нарушив запрет своих родителей. Полное имя актрисы – Алида-Вия Артмане. Так хотел назвать ее отец, не доживший до рождения дочери четыре месяца. Анна была на пятом месяце беременности, когда случилось несчастье. Фрицис хотел помочь ей достать ведро воды, но колодец обрушился, смертельно травмировав мужчину.
Маме с дочерью пришлось трудно. Жили бедно и голодно. Анна снова вышла замуж, но ее избранник пил, и жестко обращался с женой и приемной дочерью. Бывали случаи, когда Анна и Вия уходили из дома, чтобы избежать жестокого обращения отчима. Девочка начала работать с десяти лет, ее взяли пастушкой зажиточные соседи.
В пятнадцать лет Алида-Вия отправилась в Ригу, начала учиться в столичной школе. Там она познакомилась с Улдисом Жагатой, который в скором будущем прославится, как балетмейстер. А пока они просто учились в одном классе. Вия собиралась освоить профессию юриста, ей хотелось искоренить всю несправедливость в мире. Но она увлеклась театром, мир искусства нравился ей гораздо больше. По окончанию войны Артмане стала студенткой студии, которую открыл Художественный театр им.Райниса. В 1949 году Вия Артмане вышла из стен студии дипломированной актрисой.
Творческая биография актрисы началась сразу получения диплома. Она впервые вышла на сцену под именем Вия Артмане. Ей доверяли роли главных героинь в классическом репертуаре, поставленном на произведениях классиков – Бернарда Шоу, Бертольда Брехта, Уильяма Шекспира, Николая Гоголя, Теннеси Уильямса, Генрика Ибсена. Актриса оставалась верна столичному театру до 1998 года, после этого перешла в Новый Рижский театр. Ее избрали председателем Союза Театральных деятелей Латвии.
В 80-е пошла в политику, и до 1991 года (распад Советского Союза) избиралась депутатом в Верховный Совет Латвии.
Фильмы
На съемочную площадку Вию Артмане пригласили тогда, когда за ее плечами было уже несколько ролей в классических театральных постановках. Ее уже воспринимали, как состоявшуюся актрису. Первое знакомство Вии с кинематографом состоялось во время съемок в картине «После шторма». Затем ее пригласили поработать в ленте «За лебединой стаей облаков», рассказывающей подробности развития литовского революционного движения.
В 1958 году на экраны вышел фильм под названием «Чужая в поселке», в котором актрисе досталась роль молодой энергичной руководительницы завода по добыче рыбы. В 1960-м копилка работ Артмане пополнилась ролью подпольщицы, участвовавшей в революционном движении Латвии. Лента называлась «На пороге бури».
Все фильмы с участием Вии Артмане получились интересными и запоминающимися, их высоко оценили не только зрители, но и строгие критики. Однако настоящая всесоюзная слава буквально обрушилась на актрису в 1963 году, после того, как она сыграла главную роль в военной мелодраме «Родная кровь».
Партнером Артмане стал известный актер Евгений Матвеев. Сюжет фильма основан на чувствах этих двух уже не очень молодых людей, которые любят несмотря ни на что, ни на войну, ни на разруху и голод. Фильм стал участником множества престижный кинофестивалей, получил несколько премий. Была среди них и награда Международного фестиваля в Аргентине, которая носила название «За воплощение гуманизма в киноискусстве».
После выхода картины зрители тут же поженили Артмане и Матвеева, настолько реалистично они сыграли свою любовь. Артисты скрывали свои настоящие чувства, они на тот момент имели семьи. Только спустя много лет, уже перед самой смертью, Вия признается, что их действительно связывали романтические чувства. После этой картины журнал «Советский экран» провел опрос, и зрители однозначно присвоили Артмане звание актриса года. На родине Вию теперь считали национальной гордостью.
В 60-е годы актриса снялась в приключенческой ленте «Ракеты не должны взлететь» и картине «Никто не хотел умирать», сюжет которой переносит зрителей в послевоенное время. На съемочной площадке второго фильма Вия познакомилась с известными актерами Донатасом Банионисом и Казимирасом Виткусом.
В 1966-м Вию пригласили на роль главной героини в картину «Эдгар и Кристина». Через год она засветилась в команде актеров героической ленты «Подвиг Фархада». Тогда же режиссер Евгений Шерстобитов представил на суд зрителей советский фантастический фильм «Туманность Андромеды», где Артмане снова появилась в ключевой роли Веды Конг. Это была последняя картина артиста Сергея Столярова, известного по фильмам «Садко», «Цирк», «Руслан и Людмила».
К концу 60-х Вия снялась в нескольких интересных фильмах – «Времена землемеров», «Гладиатор». Во второй ленте вместе с прибалтийскими актерами засветилась и советская актриса Нина Ургант. Далее в фильмографии Артмане появилась шпионская лента «Тройная проверка», где она сыграла фашистского офицера. Потом ее пригласили на съемки исторической драмы под названием «Баллада о Беринге и его друзьях». В этой ленте актриса перевоплотилась в Анну Беринг.
Далее в кинематографической биографии Артмане были роли в картине о жизни колхозников «Ель во ржи» и комедийном фильме «Подарок одинокой женщине», молодежной ленте «Мастер». В 1978-м актрису пригласили на съемки фильма «Емельян Пугачев», она примерила на себя образ Екатерины II. На съемочной площадке актриса встретилась с Тамарой Семиной, Евгением Матвеевым, Виктором Павловым, Борисом Галкиным.
Ярким эпизодом в творчестве актрисы стала ее роль в картине «Театр» по одноименному произведению Сомерсета Моэма. Вия сыграла звезду британской сцены Джулию Ламберт. Режиссером этой экранизации стал Янис Стрейч, который начал съемки специально для Артмане. Фильм сняли на латышской киностудии. Партнерами Вии стал популярный композитор Раймонд Паулс и прославленный актер Ивар Калныньш. Лента получила невероятную популярность в СССР.
Картину неоднократно показывали на разных телевизионных каналах, ее прокат превзошел даже некоторые популярные советские фильмы. В «Театре» вместо Артмане говорит другая актриса – Антонина Кончакова.
В 80-х работы нас съемочной площадке для Артмане стало намного меньше, но зато каждая роль была очень интересной. В 1986 году актриса снялась в сказке «Тайна Снежной Королевы», где сыграла Госпожу Осень. Артмане работала на съемочной площадке с Олегом Ефремовым, Алисой Фрейндлих, Сергеем Прохановым, Леонидом Ярмольником. Режиссер Валерий Тодоровский пригласил известную актрису на съемки своей ленты «Катафалк», где она сыграла пожилую вдову, которая всеми силами стремиться выдать замуж дочку Марию. Ее роль досталась Ирине Розановой.
В 2003-м Артмане последний раз появилась на съемочной площадке. Роль в фильме режиссера Ильи Хотиненко под названием «Золотой век» стала последней в ее кинематографической биографии. Вия перевоплотилась в императрицу Екатерину II. Актриса, несомненно, внесла весомый вклад в развитие мирового кино, и эта заслуга не осталась незамеченной. На фестивале «Балтийская жемчужина» учредили специальный приз ее имени.
Личная жизнь
Вия Артмане вышла замуж за известного латвийского актера Артура Димитерса, разница в возрасте с которым составляла 14 лет. Этот брак не был счастливым, Артур постоянно ревновал жену, буквально к каждому столбу и партнеру по съемкам или театральной сцене. Дома часто возникали ссоры на почве ревности, но Вия терпела, думала, раз ревнует, значит любит. В 1957 году у них родился сын Каспарас, и Артмане надеялась, что это событие изменит семейную жизнь, что муж наконец-то успокоится, и в доме наступит тишина. Но с появлением сына ничего не поменялось, скандалы продолжались каждый день. Вия просто терпела ради мальчика, как же сыну расти без отца. Спустя несколько лет после смерти мужа, актриса признается, что счастья в личной жизни так и не познала.
Каспарас популярный музыкант, он написал либретто к опере «Парижская Богоматерь». В 1965 году Вия родила дочь Кристину. Это случилось как раз после окончания съемок картины «Родная кровь». Тогда Вия не призналась, но через много лет рассказала сыну, что настоящий отец Кристины – актер Евгений Матвеев, и она плод их большой любви. Кристина стала мультипликатором, художником-иллюстратором.
В разное время актриса выпустила три книги своих мемуаров – «Вия Артмане», «Сердце на ладони», «Зимостойкие. Мгновения моей жизни». Буквально перед самой смертью Артмане приняла православие, и при крещении ее нарекли Елисаветой.
Смерть
В жизни актрисе пришлось пережить много испытаний, но после распада Советского Союза на нее начались настоящие гонения в Латвии. Ее упрекали в том, что она кандидат в ЦК КПСС, что снималась в экранизации русской прозы, в частности, в ленте «Человек свиты».
В 1993-м году актриса лишилась квартиры, где жила на протяжении сорока лет. Артмане попыталась бороться, но все оказалось тщетно. Чтобы она поскорее съехала, ей отключили центральное отопление, электроэнергию, увеличили плату за коммуналку. Друзья звали ее в Россию, обещали устроить в Москве, но Вия отказалась, ведь ее родина – Латвия. На улице актриса не осталась, переехала на дачу, в небольшой домик поселка Мурьяни, где и прожила последние десять лет своей жизни с дочкой и внучкой. Однако неустроенный быт плохо сказался на здоровье актрисы. Сразу обострилась застаревшая болезнь ног, они покрылись трофическими язвами, которые плохо заживали и сильно болели.
В конце 90-х власти Латвии вспомнили об актрисе и к 70-й годовщине со дня рождения выделили квартиру в центре столицы. Кроме этого, вручили высокую награду – орден Трех звезд Латвии. Но это не поправило здоровье актрисы, на фоне пережитых потрясений у Артмане случился инфаркт и два инсульта.
Сердце Вии Артмане остановилось 11 октября 2008 года. Это случилось в больнице городка Стренчи, актрисе шел 80-й год. Местом упокоения выдающейся актрисы стало Покровское кладбище в Риге.
Память об артистке живет в ее картинах, ей посвящены документальные проекты, среди которых особо выделяются два – «Вия Артмане. Королева в изгнании» и «Обидеть королеву. Вия Артмане».
Избранная фильмография
- 1956 — После шторма
- 1958 — Чужая в посёлке
- 1962 — Вступление
- 1962 — День без вечера
- 1963 — Родная кровь
- 1964 — Ракеты не должны взлететь
- 1965 — Никто не хотел умирать
- 1966 — Эдгар и Кристина
- 1967 — Подвиг Фархада
- 1967 — Сильные духом
- 1967 — Туманность Андромеды
- 1968 — Времена землемеров
- 1969 — Тройная проверка
- 1969 — Лучи в стекле
- 1970 — Баллада о Беринге и его друзьях
- 1971 — Я, следователь
- 1971 — Танец мотылька
- 1973 — Подарок одинокой женщине
- 1975 — Стрелы Робин Гуда
- 1976 — Мастер
- 1978 — Театр
- 1978 — Емельян Пугачёв
- 1978 — Твой сын
- 1980 — Государственная граница. Мы наш, мы новый…
- 1980 — Жаворонки
- 1981 — Следствием установлено
- 1983 — Чужие страсти
- 1985 — Последняя индульгенция
- 1985 — Проделки сорванца
- 1986 — Тайна Снежной королевы
- 1987 — Моонзунд
- 1990 — Катафалк
- 1990 — Только для сумасшедших
- 1991 — Любовь
- 2000 — Каменская. Игра на чужом поле
- 2003 — Золотой век