Голос этого артиста нельзя спутать ни с каким другим. Характерная хрипотца слышна не только в разговорной речи, но и в песнях, которые он поет с большим воодушевлением. Талант Михаила Боярского с годами не гаснет, наоборот, подобно хорошему вину становится все ярче и насыщенней. Он стал настоящим символом Ленинграда, его уже сейчас называют «живой легендой», по-прежнему узнают на улицах и пытаются заговорить, как с близким человеком.
Михаил Боярский прославился не только как актер, он еще и знаменитый певец. Настоящая слава пришла к нему после съемок в картине «Собака на сене», а звездой советского экрана он стал после выхода на экраны приключенческой ленты «Д’Артаньян и три мушкетера».
Родился Михаил Боярский 26 декабря 1949 года в актерской семье. Его родители – мама Екатерина Мелентьева и папа Сергей Боярский служили в Театре им. В.Ф.Комисаржевской.
Предки Михаила были известными историческими личностями. Дед Александр Боярский – протоиерей и настоятель церкви Спаса на Сенной, в 1926 году его назначили на должность настоятеля Исаакиевского собора. Бабушка Екатерина Бояновская была потомственной дворянкой, окончила Смольный институт благородных девиц.
Из детских воспоминаний в памяти Михаила осталась комната в шесть квадратов на улице Гончарной, в которой жила их семья из пяти человек. Он помнит крыс, отсутствие элементарной мебели и горячей воды.
Зато у них была отличная библиотека, которую потихоньку распродавали, потому что не было денег на одежду и еду. Детские воспоминания Михаила не самые восторженные, самые светлые из них принадлежат бабушке Екатерине, на которой держалась вся их семья. Она очень любила своих внучат, старалась привить им любовь к традициям своего народа и его культуре.
Мишу в семье все любили и старались баловать в меру возможностей. Он ходил с родителями гулять, в театр, в музей, с ним постоянно играли и читали интересные книжки. Несмотря на усилия бабушки и других членов семьи воспитать в нем интеллигентность, мальчишка был настоящим любителем авантюр и приключений, не пропускал ни одной уличной драки.
В возрасте семи лет Боярский начал интересоваться музыкой, и пока этот интерес не пропал, родители отвели его в музыкальную школу при консерватории, где он учился по классу фортепиано. Они очень хотели вырастить из мальчика великого музыканта. Они ведь знали по себе, что такое актерский хлеб и не хотели своему сыну такой судьбы. Но вопреки их желаниям, оба сына Боярских стали студентами театральных институтов.
Что сказали родители старшему Александру, когда он объявил о своем решении учиться на актера, так и осталось тайной, а вот Михаила они предупредили, что помощи и протекции от них он может не ждать.
Но их помощь при поступлении была абсолютно не нужна. После окончания школы Боярский с первой попытки стал студентом ЛГИТМиКа, где его наставником стал драматург Леонид Макарьев. Учеба студенту Боярскому давалась легко, он проявил недюжинный интерес к наукам, а его пытливый ум усваивал все очень быстро.
Театральная биография Михаила Боярского началась со сцены театра им. Ленсовета, куда он попал на службу сразу после выпуска из вуза. Начинал он под руководством режиссера Игоря Владимирова, который вначале предложил молодому артисту роль студента в массовой сцене постановки «Преступление и наказание». Первая узнаваемость пришла к Боярскому после участия в спектакле «Трубадур и его друзья», где он перевоплотился в Трубадура. После этого в его репертуаре появились более заметные роли, которые он сыграл в постановках Владимирова.
Боярский от рождения обладал особой музыкальностью и пластичностью, которые в сочетании с его взрывным темпераментом позволяли ему с легкостью перевоплощаться в самые разные образы. Среди них были настоящие смельчаки и авантюристы, герои и проходимцы. Вскоре у Боярского появился свой зритель, постановки с его участием собирали полные залы, а уходил он со сцены под несмолкаемые аплодисменты благодарных поклонников.
Михаил стал ведущим актером Театра им.Ленсовета и получал роли в основном репертуаре. Его задействовали в спектакле «Дульсинея Тобосская», где Михаил стал философом Луисом, влюбленным в главную героиню. Главную женскую роль в этой постановке сыграла Алиса Фрейндлих, и это была их первая встреча на театральной сцене. Потом Боярский получил роль в спектакле «Интервью в Буэнос-Айресе», где его партнером стал сам режиссер – Игорь Владимиров. В копилке работ Боярского есть и образы главных героев в спектаклях «Спешите творить добро» и «Рояль в открытом море».
В 80-е годы в театре наступили критические времена. Из него ушли все артисты, которые служили там долгие годы, и с которыми Боярский начинал свою творческую карьеру. Труппа начала разваливаться. Но самым большим потрясением для Михаила стал уход Алисы Фрейндлих.
Боярский тоже распрощался с этим театром. Это произошло в 1986-м, и в том же году он оказался в Ленинградском театре им. Ленкома. Здесь он тоже стал ведущим актером, получил роль Ривареса в постановке «Овод». В 1988 году Боярский создал собственный театр «Бенефис» и стал его руководителем. Вскоре зрители этого театра смогли посмотреть пьесу «Интимная жизнь», режиссером которой стал сам Михаил. Этот спектакль удостоился главного приза международного фестиваля «Зимний Авиньон».
В 2007-м по решению городского совета Санкт-Петербурга, помещение театра отошло в городскую собственность. Боярский проиграл сражение с чиновниками и «Бенефис» прекратил свое существование.
В 2009 году Михаил Боярский снова вошел в труппу Театра им.Ленсовета. Он получил роли в спектаклях «Человек и джентльмен», «Трехгрошовая опера», «Смешанные чувства».
Кинематографическая карьера Боярского началась в годы студенчества. Его пригласили на роль главного героя в картине молдавских кинематографистов «Мосты», где его партнером стал Михай Волонтир. После выхода этой картины Михаил не стал известным, но зато опыта набрался. Спустя год режиссер Леонид Квинихидзе пригласил актера на второстепенную роль в комедию «Соломенная шляпка». На съемочной площадке начинающий актер впервые увидел прославленных артистов — Людмилу Гурченко и Андрея Миронова.
В 1975-м его позвали на съемочную площадку психологической драмы «Старший сын». Партнерами Боярского стали Николай Караченцов и Евгений Леонов. Лента навсегда вошла в золотой фонд отечественного кинематографа, за годы ее проката ее смогла посмотреть миллионная армия зрителей.
Громкий успех настиг Михаила Боярского после участия в съемках музыкального фильма «Собака на сене». Высокий, статный, молодой актер отлично смотрелся в образе ключевого персонажа этой ленты. Режиссер Ян Фрид сумел собрать на площадке настоящих профессионалов своего дела и великолепных артистов, и это стало залогом такого бешеного успеха этой ленты. Боярскому достался образ Теодоро – молодого человека, влюбленного в главную героиню, которую сыграла Маргарита Терехова. Кроме них в картине засветились начинающая актриса Елена Проклова и умудренный опытом Армен Джигарханян.
Вначале режиссер хотел задействовать Боярского в роли маркиза Рикардо, жениха главной героини, а образ Теодоро планировал отдать Олегу Янковскому или Олегу Далю. Но после первой пробы он изменил свое решение. Боярский стал Теодоро, а роль Рикардо сыграл Николай Караченцов.
В 1979-м вышел самый фильм, который прославил Боярского на всю страну. Речь идет о комедии «Д’Артаньян и три мушкетера», режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Трехсерийная картина сделала из Михаила звезду первой величины и возвела его в секс-символы страны Советов. Главную роль режиссер хотел отдать Александру Абдулову, а Боярский должен был перевоплотиться в Рошфора. Потом режиссер изменил свое решение и предложил Михаилу стать одним из мушкетеров – Атосом или Арамисом.
Но композитор Максим Дунаевский сумел переубедить режиссера, и тот согласился дать роль гасконца именно Боярскому. Во время проб Михаил показал весь свой темперамент и неуемную энергию, к тому же он был высоким и худым, и это очень соответствовало образу бедного гасконца Д’Артаньяна. Эта роль десятилетиями была визитной карточкой артиста, песни, звучавшие в картине, стали настоящими хитами. Спустя много лет Боярский снова вернулся к этой роли, когда было принято решение снять продолжение истории о мушкетерах.
Начиная с 1978 года Боярского буквально рвали на части, режиссеры хотели заполучить звезду в свои проекты. Ежегодно его фильмография пополнялась 3-5-ю новыми картинами. До 1990-го он успел сняться в тридцати лентах. Именно в те годы он попал на съемочную площадку фильмов «Сватовство гусара» и «Гардемарины, вперед!», снятых режиссером Светланой Дружининой.
Режиссер Алла Сурикова пригласила Боярского на съемки комедии-вестерна «Человек с бульвара Капуцинов», где он перевоплотился в Черного Джека. Потом было сотрудничество с Юнгвальд-Хилькевичем в приключенческой ленте «Узник замка Иф», где актеру досталась роль отрицательного персонажа – Фернана де Монсера.
В 1989-м зрители увидели любимого артиста в не менее любимых ими лентах – «Искусство жить в Одессе» и «Дон Сезар де Базан». Режиссером первой картины был тот же Юнгвальд-Хилькевич, он предложил Боярскому сыграть гипнотизера. Вторую ленту снял Ян Фрид, и как всегда утвердил Михаила на роль главного героя.
В 2019-м режиссер Наталья Бондарчук выпустит сказку для детей «Красная шапочка. Онлайн», в которой Михаил занят во второстепенной роли.
В декабре 2019 года известный телеведущий Борис Корчевников пригласил Михаила Сергеевича Боярского принять участие в своей программе «Судьба человека», где знаменитости делятся историями из своей жизни. Это интервью позволило зрителям узнать множество интересных подробностей из биографии артиста. В 2020 году Боярский также стал героем передачи «Мой герой» с Татьяной Устиновой, где обсуждались его профессиональные достижения и личные истории.
3 ноября 2022 года состоялась премьера фильма «Золотые соседи», в котором Михаил Сергеевич сыграл вместе с такими известными актерами, как Лия Ахеджакова, Светлана Немоляева, Георгий Штиль и Иван Охлобыстин. Фильм, снятый в жанре комедии положений, рассказывает о соседях в большой квартире, которые стремятся разъехаться. Подготовка к съемкам была особенной: декораторы «Ленфильма» тщательно воссоздали интерьеры комнат в различных стилях, соответствующих эпохе.
В этом кинопроекте Боярский воплотил образ рок-музыканта, самостоятельно разработав его внешний вид. Актер выбрал для своего персонажа джинсовый костюм и, как традиционно для своих ролей, шляпу. В фильме его персонаж имел длинные волосы, что добавило образу выразительности. Роль близкого друга героя Боярского исполнил Иван Охлобыстин, а его экранную дочь сыграла Анастасия Лифанова, дебютантка в большом кино и дочь актера Игоря Лифанова.
В 90-е годы вышло десять картин с участием Михаила Боярского. В это время снималось продолжение приключений мушкетеров, лента «Тартюф», режиссером которой был Ян Фрид. Потом артист засветился в фильмах «Королева Марго», «Клюква в сахаре», «Зал ожидания». Именно в 90-х актер начинает свою музыкальную карьеру. В те годы он говорил, что его постоянно зовут на съемочную площадку, но он вынужден отказываться, потому что предложенные образы его «не цепляют».
В это время он порадовал многочисленную армию своих поклонников песнями, которым суждено было стать хитами на долгие годы. Он спел песни «Спасибо, родная!», «Зеленоглазое такси», «Все пройдет», «Городские цветы», «Листья жгут». Для Боярского писали Виктор Резников, Максим Дунаевский и Леонид Дербенев. Когда появилась композиция «Сокольники», авторами которой были Лариса Рубальская и Владимир Мигуля, то старинный парк получил собственный гимн. Песни композитора Виктора Мальцева вышли двумя дисками, получившими название «Графский переулок» и «Дорога домой».
В музыкальном творчестве между Боярским и Караченцовым было настоящее соперничество. Они оба обладают уникальными голосами, с присущей каждому из них неповторимостью. Спутать их нельзя ни с кем, узнать можно буквально с первого звука. После выхода песен в исполнении Боярского, армия его фанатов выросла в несколько раз. Он собирал на своих концертах миллионную аудиторию, которые просили его исполнить композиции из известных картин и новые, но уже полюбившиеся песни – «Большая медведица», «Спасибо за сына и дочь», «Ап!» и многие другие.
В новом веке Боярский практически не снимается в художественном кино. Ему не хочется опускать планку до низкопробного кино, истории разборок бандитов и представителей правоохранительных органов его абсолютно не интересуют. Поэтому сейчас артиста можно увидеть достаточно редко, да и то только в тех лентах, которые считают «высоким искусством».
Когда режиссер Владимир Бортко прислал Боярскому сценарии картин «Тарас Бульба», «Идиот», «Петр Первый. Завещание», он с удовольствием принял приглашение на съемки. В последнем проекте артист стал князем Дмитрием Кантемиром, его дочери Елизавете досталась роль Марии Кантемир.
В 2013-м режиссер Андрей Кавун снял сериал «Шерлок Холмс», в котором в образы главных персонажей перевоплотились Игорь Петренко и Андрей Панин. Боярский стал инспектором Лестрейдом.
Спустя три года, в 2016-м, поклонники артиста обрадовались новой встрече со своим кумиром. Это произошло в криминальной ленте «Черная кошка», снятой режиссером Антоном Сиверсом. Фанаты артиста немного недоумевали – артист отступил от своего «табу» и снялся в криминальном жанре, что противоречило его убеждениям. Но ему стал интересен сам съемочный процесс и хотелось поработать на площадке с сильным актерским составом. Кроме Боярского в картине можно увидеть Константина Лавроненко, Игоря Петренко, Гелу Месхи, Алексея Шевченкова, Елену Цыплакову.
Михаил Боярский имеет и твердую общественную позицию. Он стал одним из тех, кто поставил свою подпись под обращением к президенту Путину в поддержку его позиции по Крыму и Украине. После этого артист оказался в списке тех людей, которые не имеют права въезда в Украину. Список составлен СБУ Украины.
Михаил Боярский активно участвует в культурной жизни страны, стремясь оставаться на острие современных тенденций. Так, в июле 2018 года он принял участие в музыкальном фестивале VK Fest, где среди других звезд выступили Елена Темникова, рэпер Баста, Монеточка и Джиган. Присутствие на таких масштабных мероприятиях подчеркивает его открытость к новым музыкальным направлениям и желание быть в курсе последних тенденций в музыке.
В ноябре 2022 года Михаил Сергеевич также выступил на сцене в рамках юбилейного концерта группы «Зодчие». Это участие подтверждает его неизменный интерес к музыкальной сцене и желание поддерживать коллег по цеху, отмечая важные вехи в их творчестве. Эти выступления свидетельствуют о его активном взаимодействии с представителями разных музыкальных направлений, что также способствует обогащению его собственного артистического опыта.
Профессиональная карьера Михаила Боярского сложилась на удивление хорошо, то же самое можно сказать и о личной жизни артиста. Говорят, что актерские браки не надежные, двум творческим личностям тяжело под одной крышей, но иногда бывают и исключения. Свою будущую жену Ларису Луппиан Михаил встретил в театре им.Ленсовета. Они оба были задействованы в постановке «Трубадур и его друзья». Михаил играл главного героя, Ларисе досталась роль принцессы.
Лариса потом рассказывала, что впервые увидела Мишу еще в вузе, но тогда он не произвел на нее никакого впечатления. Он был высокий, худой, обритый наголо и очень заносчивый. Во время репетиций в театре Лариса сумела поближе рассмотреть парня, и отметила, что он очень даже ничего. К тому же он был очень открытым, компанейским, щедрым. Вокруг него всегда было много друзей.
Вскоре между молодыми людьми начался роман, который пришелся не по душе режиссеру. Он никогда не приветствовал романтические отношения между артистами в труппе, и всякому, кто нарушал его запрет, грозил увольнением. Но влюбленные не испугались, и вскоре уже жили вместе. В то время театр выделил Ларисе комнатку в 13 квадратов, где они и поселились. Боярский не торопился вести свою любимую под венец, и только спустя некоторое время понял, что лучшей жены ему не найти. Молодые люди расписались.
В 1980-м родился их сын Сергей, который уже в детские годы попал на съемочную площадку двух картин. Родители были уверены, что он пойдет по их стопам, но Сергей выбрал себе другой путь. Он пошел в политику, стал Депутатом Госдумы России от партии «Единая Россия». Сергей женат, воспитывает двух дочерей – Екатерину и Александру.
В 1985-м у Боярского родилась дочка Елизавета. Актерская профессия ей была абсолютно не интересна, она мечтала о журналистике, но в итоге родительские гены взяли верх, и она стала известной актрисой.
Лариса оставила профессию ради семьи, и ни разу не пожалела об этом. Их семейную жизнь нельзя назвать гладкой и спокойной. Боярский вкусил все прелести своего звездного статуса, у него была масса поклонниц, бесконечные гастроли, а с ними компании и многочисленные соблазны, от которых так непросто отказаться. Но супруги смогли пройти через все испытания. Несколько раз их брак был на грани распада, однако они справились с ситуацией и сейчас все хорошо.
Боярскому было всего 35, когда доктора обнаружили у него панкреатит. В 1994-м произошло обострение сахарного диабета, поэтому он постоянно принимает лекарство и питается в соответствии с рекомендациями медиков. Артист сумел сохранить стройную фигуру, при его росте в 185 см он весит 88 кг.
Семья Боярских имеет собственную квартиру в Санкт-Петербурге из восьми комнат. Дочь Лиза вышла замуж за актера Максима Матвеева и в 2012-м подарила звездному дедушке внука Андрея. Боярская и Матвеев строят актерскую карьеру, часто отправляются на гастроли, поэтому Андрей подолгу живет с бабушкой и дедушкой. В декабре 2018 года у Елизаветы родился еще один сын – Григорий. Растить его помогает бабушка, потому что мама снова вернулась в театр.
Ни для кого не секрет, что Боярский на протяжении долгих лет болеет за ФК «Зенит» и является заядлым курильщиком. В 2013-м он даже стал во главе движения, которые отстаивают права любителей покурить.
Сценический имидж сформировался у артиста в годы молодости. После роли Д’Артаньяна он практически не расстается со своей черной шляпой с большими полями. Таким же бессменным атрибутом внешности артиста стали и усы. Поговаривают, что таким образом он скрывает шрам на верхней губе, но достоверность этой версии никто не проверял.
Михаил Боярский известен не только своими артистическими достижениями, но и активной общественной позицией. Он открыто выражает поддержку политическим действиям президента России Владимира Путина. В частности, артист подписал обращение российских деятелей культуры, поддерживающее политику президента в отношении Украины и Крыма. В результате этих действий Служба безопасности Украины включила его в список лиц, которым запрещен въезд на территорию Украины.
В осенний период 2016 года Михаил Сергеевич также активно участвовал в политической жизни страны, став доверенным лицом правящей партии «Единая Россия» на выборах в Государственную думу. Это подчеркивает его вовлеченность не только в искусство, но и в актуальные социально-политические процессы в стране.
В возрасте 35 лет Михаилу Боярскому был поставлен диагноз «панкреатит», а к 1994 году у актера диагностировали обострение сахарного диабета. С тех пор Михаил Сергеевич строго следит за своим рационом и придерживается медицинских рекомендаций, что позволяет ему поддерживать здоровье и контролировать вес, который не превышает 88 кг.
В феврале 2021 года поклонники были шокированы новостями о госпитализации актера, и даже появились слухи о его кончине. Однако вскоре стало известно, что Михаил Сергеевич жив, и его госпитализация была связана с повышенной температурой и слабостью, а подозрения на COVID-19 не подтвердились. Актера выписали из больницы 17 февраля, и уже на следующий день он вернулся к работе на сцене Театра Ленсовета. Сын актера сообщил, что здоровью его отца уже ничего не угрожает.
Ранее, в декабре 2020 года, Михаил Сергеевич публично высказался в поддержку вакцинации, назвав её единственным способом противостоять распространению опасной болезни. В феврале следующего года он сделал прививку от коронавируса, тем самым подтвердив свою поддержку важности вакцинации для общественного здоровья.
В марте 2023 года Михаил Боярский поделился размышлениями о возможности завершения своей актерской карьеры. Артист отметил возрастающую сложность работы на сцене, усугубляемую последствиями перенесенной коронавирусной инфекции, мешающей ему запоминать тексты. Он также выразил недовольство качеством сценариев в современном кинематографе.
В то же время Михаил Сергеевич продолжил свою работу в кино, вновь воплотив образ де Брильи в семейном приключенческом фильме «Гардемарины 1787. Мир». В касте фильма также приняли участие известные актеры, такие как Дмитрий Харатьян, Александр Домогаров, Михаил Мамаев и Кристина Орбакайте. Съемки картины завершились в 2020 году, а премьера состоялась в октябре 2023 года. Следом за этим в ноябре вышла еще одна часть — «Гардемарины 1787. Война».
Через некоторое время после премьеры его супруга сообщила о скорой выписке актера из больницы, что стало возможным благодаря стабилизации его состояния здоровья. Вопреки ожиданиям, Михаила заранее заменили другими актерами в декабрьских спектаклях. Вернувшись домой 4 декабря, он поделился с журналистами радостными новостями о своем улучшении состояния.
К концу декабря Михаил Боярский вновь оказался в центре внимания, став гостем телепрограммы Бориса Корчевникова «Судьба человека». В рамках интервью обсуждались вопросы здоровья, личной жизни артиста, а также наиболее запоминающиеся моменты его долгой карьеры.
Начало февраля 2024 года ознаменовалось новостями о повторной госпитализации Михаила Боярского. Его супруга подтвердила эту информацию, уточнив, что актер был доставлен в Мариинскую больницу Санкт-Петербурга с жалобами на высокую температуру и общую слабость.
Ссылки
Комментарии
Гениальный актер. Жаль, что действующий режим поддерживает. До того как он высказал свою позицию по поводу Крыма больше его уважал
Прекрасный человек!
Хороший человек и актер, долгих счастливых лет жизни ему!
мне62года,всю жизнь прожил рядом,я родом из того же города именуемого Ленинградом был бы несказанно рад быть вашим другом,хотябы по переписке...владимир нефёдов.
Сын в политику подался, дочка в артистки , хотя здесь уместно выражение на детях природа отдыхает. Голос просто припративнейший